Вологда. Интерьеры Софийского собора. Иконостас (начало).

топ 100 блогов architectstyle10.12.2024


01. Вид на иконостас от главного входа.
01. Вид на иконостас от главного входа.

Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперёд тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы — золочёными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Подробнее с историей создания и бытования иконостаса можно познакомиться здесь, а мы, как говорится, «будем на него посмотреть».

И начнём с нижнего — местного ряда. Но не сразу. Сначала несколько моих фотографий:

Царские врата крупным планом.
Царские врата крупным планом.
03. Царские врата крупным планом.
03. Царские врата крупным планом.
04. Выступ средних прясел.
04. Выступ средних прясел.
Левая часть иконостаса.
Левая часть иконостаса.
06. Левая часть иконостаса.
06. Левая часть иконостаса.
Правая часть
Правая часть
 Вологда. Интерьеры Софийского собора. Иконостас (начало).

Ну, а теперь дадим слово специалистам. Все дальнейшие фотографии и описания взяты здесь.

09. Первый (местный) ряд иконостаса.
09. Первый (местный) ряд иконостаса.

В первом ряду расположено 14 икон: «Снятие со креста» (между 1741 и 1764 гг.); «Сошествие во ад» (XVIII в., ранее 1741 г.); «Архангел Михаил» (икона на двери) (XVIII в.); «Преображение» (1736–1738 гг.); «Богоматерь на престоле» (София – киевский извод) (1736–1738 гг.); «Богоматерь Одигитрия» (1641 год, копия); «София Премудрость Божия» (1618 год, копия); Царские врата (XIX в.); «Христос с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года, копия); «Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии» (первая четверть XIX в.); «Троица Ветхозаветная» (1736–1738 гг.); «Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (XVIII в.); «Архидиакон Стефан» (икона на двери) (XVIII в.); «Николай Чудотворец» (1736–1738 гг.); «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (начало XVIII в.).

В местном ряду размещались разновременные образа. Несколько старейших из них, сохранившихся от предшествующих иконостасов, в интересах обеспечения сохранности в конце ХХ в. заменены копиями. Подлинники икон представлены в экспозиции музея-заповедника в Вологодском кремле.

Местный (первый) ряд.

10. Снятие со креста. Между 1741 и 1764 гг. 255×93.5 см. Устюжские иконописцы под руководством Емельяна Петрова Шушниных (?).
10. Снятие со креста. Между 1741 и 1764 гг. 255×93.5 см. Устюжские иконописцы под руководством Емельяна Петрова Шушниных (?).
11. Сошествие во ад. XVIII в. (ранее 1741 г.) 240×121 см. Вологодские живописцы Иван Иевлев и Яков Швецов (?).
11. Сошествие во ад. XVIII в. (ранее 1741 г.) 240×121 см. Вологодские живописцы Иван Иевлев и Яков Швецов (?).
12. Архангел Михаил (икона на двери диаконника). (XVIII в.).
12. Архангел Михаил (икона на двери диаконника). (XVIII в.).
13. Преображение. 240×143 см. Максим Искрицкий. 1736–1738 гг.
13. Преображение. 240×143 см. Максим Искрицкий. 1736–1738 гг.
14. Богоматерь на престоле (София – киевский извод). 244×125 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
14. Богоматерь на престоле (София – киевский извод). 244×125 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
15. Богоматерь Одигитрия (1641 год, копия).
15. Богоматерь Одигитрия (1641 год, копия).
16. София Премудрость Слова Божия (1618 год, копия).
16. София Премудрость Слова Божия (1618 год, копия).
17. Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (около 1657 года, копия).
17. Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (около 1657 года, копия).
18. Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии. Первая четверть XIX в. 194×152 см. Василий Медведев (с. Тейково Ивановской губ.).
18. Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии. Первая четверть XIX в. 194×152 см. Василий Медведев (с. Тейково Ивановской губ.).
19. Троица Ветхозаветная. 238×142.8 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
19. Троица Ветхозаветная. 238×142.8 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
21. Архидиакон Стефан (икона на двери диаконника). XVIII в.
21. Архидиакон Стефан (икона на двери диаконника). XVIII в.
22. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. XVIII в.
22. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. XVIII в.
23. Николай Чудотворец. 255×93.5 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
23. Николай Чудотворец. 255×93.5 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
24. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало XVIII в. Алексей Жданов (?).
24. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало XVIII в. Алексей Жданов (?).

Праздничный (второй) ряд.

25. Второй (праздничный) ярус иконостаса.
25. Второй (праздничный) ярус иконостаса.

Во втором (праздничном) ряду иконостаса в овальных рамах расположено 12 икон: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вознесение Богоматери». Все они специально созданы для этого иконостаса Максимом Искрицким в 1736–1738 гг.

26. Рождество Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
26. Рождество Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
27. Введение во храм. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
27. Введение во храм. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
28. Богоявление. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
28. Богоявление. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
29. Благовещение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
29. Благовещение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
30. Рождество Христово. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
30. Рождество Христово. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
31. Обрезание Господне. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
31. Обрезание Господне. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
32. Вход Господень в Иерусалим. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
32. Вход Господень в Иерусалим. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
33. Воскресение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
33. Воскресение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
34. Сошествие Святого Духа. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
34. Сошествие Святого Духа. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
35. Вознесение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
35. Вознесение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
36. Преображение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
36. Преображение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
37. Вознесение Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.
37. Вознесение Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736–1738 гг.

Пожалуй, на этом пока закончим, а деисусный, пророческий и праотеческий ряды рассмотрим в следующий раз.


Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
В предверии московского мастер-класса питерского фотографа Александра Петросяна ( petrosphotos ) решил сделать подборку его фотографий, а заодно поделиться ею с читателями моего блога. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ...
Редкий кадр - сын убитого жмет руку заказчику убийства. Престарелый король вынужден прибирать дерьмо за нашкодившим наследником., принося личные соболезнования за случившееся. По текучке с Хашоггой. Когда пришел на инвестиционный форум, а пресса уже в курсе, что ты причастен к ...
А у нас персики пошли, местные. Прямо у дороги продают, с фермы. Но и в супермаркетах полно техасских персиков. Живые, не рассчитанные на дальнюю транспортировку и долгое хранение. Ароматные, сочные, пушистенькие. Кассирша в магазине чуть до ...
По мотивам цикла "Колесо времени" Роберта Джордана В Эмондов Луг приезжают трое чужестранцев: седой менестрель Том Меррилин, прекрасная леди Морейн и её страж Лан. Морейн принадлежит к организации «Айз Седай» и считает, что силы тьмы охотятся за пятью подростками, один из которых — ...
Оказывается, древние предки человека, как выяснили учёные, питались преимущественно фруктами. Поэтому наш организм изначально приспособлен к употреблению фруктов. Однако, мало кто знает как их правильно употреблять, чтобы получить максимум ...