О происхождении нашей неуязвимости

топ 100 блогов olga_srb21.06.2022 В одном недавнем разговоре, касавшемся разных аспектов текущей ситуации (в основном, экономических санкций), я в очередной раз услышала фразу, которую в последнее время слышу очень часто: «Кого они хотят напугать? Нас? Людей с советским прошлым?».

В ответ на такие слова в моем воображении возникает образ стойкого человека, который привык к лишениям и способен адаптироваться к любым трудностям без ущерба для жизнелюбия.

Советский человек.

Хорошо ли мы его знаем?

Исчез ли он вместе с породившей его страной и властью?

Или это не вполне отрефлексированный феномен, который продолжает жить в нас и в наших современниках?


При попытках дать краткую характеристику советскому человеку, первое, что мне приходит в голову – сочетание коллективизма с послушанием и доверчивостью.

Однако эти черты парадоксальным образом соседствовали со стремлением к обособлению (к хате с краю), бунтарству и стремлением подвергать сомнению все, что продуцируется властью. Люди делали вид, что верили, реализовывая весь свой скепсис в анекдотах, самиздате и кухонных разговорах. Многие были скрытыми диссидентами, единицы – открытыми.

Социальные формы успеха (грамоты и иные награды) одновременно и ценились, и ничего не стоили, причем двойственность легко умещалась в одном и том же человеке.

Считается, что советские люди обладали высокой степенью политизированности, но так и это? Исправно посещать политинформации еще не означает следить за политическими событиями и сопереживать им.

А вот с чем в СССР было действительно хорошо, так это с социальной интеграцией.

Общество было открытым: человек воспринимал другого человека как брата (а не источник потенциальной опасности), охотно делился жизненным опытом, выручал в трудную минуту и искренне сопереживал.

Равнодушных «это ваши проблемы», «я вас услышал» и прочих формул глубочайшего безразличия нельзя было и представить!

Но это - на уровне «человек-человек».

На уровне «человек-власть» устанавливались иные взаимоотношения.

Продвижение скромности как одной из высших добродетелей не противоречило требованиям догонять и перегонять конкурентов, и знаменитое пастернаковское «быть знаменитым некрасиво» без труда сочеталось с призывом «быстрее, выше, сильнее».

Как это сочеталось? Да очень просто: следовало быть самым быстрым, но не кичиться этим.

Все эти противоречия, а также специфические культурные и социальные практики типа субботников, демонстраций, выживания в условиях тотального дефицита и т.д., благоприятствовали развитию адаптивности и умению находить компромиссы.

Бросая взгляд в нашу историческую ретроспективу, нельзя не признать: имеющие советское прошлое (пусть даже в форме семейных воспоминаний) смогут адаптироваться к любой ситуации.

Для них нет такого понятия как «безвыходное положение», если речь не идет о неизлечимом заболевании или смерти.

«Из старой детской юлы получается неплохой миксер, в котором за минуту можно взбить коктейль из мороженого»…

«Отвар, оставшийся от варки макарон, вполне годится для склеивания бумаги, картона, а также подклейки отставших обоев»…

«Из старого дырявого мяча получается легкая и вместительная сумка для грибов»…

«Помахав бадминтоновой ракеткой, к которой прикреплена сетка, смазанная липким веществом типа «Мухолов», вы легко избавитесь от мух и комаров»…

«Положив в смывной бачок кирпич, можно уменьшить расход воды»…

«Сломавшийся зонтик способен сослужить вторую службу – из его ткани получается красивая и прочная хозяйственная сумка»…

Люди, выросшие на таких советах, обладают безграничной приспособляемостью и выживаемостью.

В самом отчаянном положении им на выручку придет чувство юмора, скромность желаний и неистребимое стремление жить.

Избалованный сверхпроизводством европеец может испытать безысходность при чтении подобных рекомендаций, а на человека советской закалки они оказывали вдохновляющее действие.

И дело не в том, что советские люди знали, куда положить кирпич и чем взбить коктейль. Их практико-ориентированный ум был нацелен на поиск нестандартных решений, не требующих ресурсов.

Понятно, что всем хочется комфорта и полных хозяйственных сумок, сделанных не из старого зонта или прохудившегося мяча. Я не сравниваю сытую жизнь с голодной, а говорю о психологических последствиях лишений.

Смекалка – это не только про то, как выкрутиться в условиях дефицита.

Это про сообразительность и догадливость, которые обеспечивают комфорт, усиленный чувством собственной компетентности.

Беспомощно разводить руками или капризно топать ногами – нет, это не наша стратегия.

Наш путь – созидать, используя главный девиз Филеаса Фогга «используй то, что под рукою, и не ищи себе другое».

Социальный опыт прошлого, востребованный в силу своего многообразия и универсальности, делает нас неуязвимыми.

Вы согласны?


View Poll: #2118704

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еле проснулся. Уффф....В такое занесло !!!! Нашёл ещё два новых лабиринта. Круче чем Халф лайф 2.... Знаю 5 разных вещей. Узнал. 1. Будет продуктовый скандал уровня Фольксвагена по информационной шкале. Там такое подмешивали, что ололо !!!! От человеческого - до отходов химии. Подозрев ...
- разуты, раздеты, ближайшая цивилизация - не знамо где... А они улыбаются)) Логика - есть?))) ...
Есть расхожая фраза о том, что бывает ложь, большая ложь и статистика. Так вот. У мну для глуппенфюрера есть очень плохая новость. Статистика не на его стороне. Поясню. После Второй Мировой войны проводились исследования об эффективности различных видов оружия. Учитывая те ...
(История несложившегося этноса. Часть 1) Происхождение этой группы кочевых племен изучено слабо и здесь до сих пор много неясного. Многочисленные попытки обобщить имеющийся исторический, археологический и лингвистический материал пока что не привели к формированию единого взгляда на эту ...
Яшка тут не на шутку увлекся географией - страны, столицы, флаги. Вспомнила про одну из своих любимых детских книжек. Хотела поискать у букинистов, а потом обнаружила, что ее вполне себе переиздают. За покупку новой сагитировали две мысли - улистают ведь до потери всяческого вида, ...