О предопределении и свободе

топ 100 блогов palaman01.05.2023 Важно понимать, что человек не лишён свободы и потому действительно ответит перед Богом за свои поступки. Но при этом важно также понимать, что любые поступки человека являются частью Божественного замысла, так как Бог изначально предвидит все наши поступки, хотя и не предопределяет их. Некоторые из моих читателей до сих пор не понимают, как это возможно, и потому приписывают мне учение о всеобщем предопределении (августизим).  Считаю полезным и даже необходимым прояснить этот вопрос.

Вот я пишу (О дьяволе и об Иуде):

>>Одним людям Он снова и снова даёт возможность сотворить Добро, мало-помалу приближая их к познанию Истины. Другим даёт шанс сотворить Добро, заранее зная, что они отвергнут эту возможность — и всё-таки даёт, чтобы иметь на Страшном Суде неопровержимые доказательства их вины.

В ответ -- недоумение:

> Какие же это доказательства? Люди такие, какими их сотворил Бог. Он все предопределил, значит никакой выбор они на деле не сделали. Если бы он захотел, люди бы не отвергали бы добро.

Бог всё предвидит, но не всё предопределяет.
Наш свободный выбор Бог не предопределяет, а только предвидит, и по предвидению включает в Свои планы. Если наша воля противоречит Его воле, то нашим планам просто не суждено сбыться: всё будет не так, как мы задумали, а так, как Он задумал.

Идея же, будто Бог предопределяет наш выбор, является ересью, так как делает Бога виновником наших ошибок. Бог может предопределить наш выбор, если мы сами просим Его об этом, желая действовать по Его воле, а не по своей. В этом случае ошибок не бывает и выбор безупречен. Слово "грех" в переводе на современный дискурс означает просто-напросто "ошибка".

При этом важно понимать также следующее: Бог не предопределяет наш выбор, наше намерение, движение нашей свободной воли. Однако именно от Него и только от Него зависит, как, в какой мере и в какой форме реализуется наше намерение. Наша воля -- свободна, мы можем пожелать чего угодно и устремиться к любой цели. Но у нас нет возможности сделать всё, что нам вздумается, и достичь какой угодно цели. В действительности мы сделаем лишь то, что Он позволит (или поможет) нам сделать.

Поэтому ошибочным (=греховным) бывает лишь наше намерение. Наши же реальные действия и поступки всегда остаются частью Божественного замысла, не уклоняясь от него ни на волос. Бог заранее предвидит всё, что нам вздумается, и использует наш выбор (в том числе ошибочный) в Своих целях. Если наши намерения Ему угодны, Он Сам содействует нам, помогая их реализовать, да ещё и вознаграждает за это. Если наши намерения Ему противны, Он не содействует нам, а лишь попускает действовать самостоятельно, используя при этом нашу энергию в Своих целях, да ещё и наказывает потом за то, что с нами, по природе разумными существами, приходится обращаться как с неразумными животными или даже стихиями.

> Если Бог заранее предвидит все мои поступки, то никакой "свободы" у меня быть не может.

Боюсь, что как раз эта-то ошибочная логика и мешает Вам (и не только Вам) понять мысль Отцов.

Давайте разберёмся. Вспомните для примера Ваш вчерашний поступок -- возьмите для примера любую ситуацию, в которой Вам пришлось делать выбор. Сегодня Вы знаете, как поступили вчера. Значит ли это, будто вчера Вы не могли поступить иначе? Разве Ваше сегодняшнее знание как-то мешает Вашей вчерашней свободе? Нисколько. Вот так же точно и Божественное знание будущего не мешает нашей свободе. Представьте, будто Бог смотрит на наш из будущего. А Бог смотрит на нас сразу со всех сторон, потому что Бог выше времени, будучи Творцом времени.

> Представление  о свободе выбора связано с недостатком знаний о человеке. Чем глубже вникаешь в любой поступок человека, тем понятнее становится, что он выбрал именно то, что и должен был выбрать, и иначе выбрать он просто не мог.

Это не более чем иллюзия, причина которой в том влиянии, которое наш выбор оказывает на нас самих. Действительно, сделав однажды выбор, человек становится таким, будто он и не мог выбрать иначе. Каждым нашим поступком мы определяем себя сами! И то, какие мы сегодня, определяется тем, какой выбор мы сделали вчера. Но это вовсе не значит, будто бы мы не могли сделать иной выбор. В том-то и дело, что человек -- разумное существо, а всякое разумное существо само выбирает, каким ему быть.

> Это противоречит тому, что вы говорили только что о поступках человека. Если всё, что мы делаем, является частью Божественного замысла, то Бог заранее знает, какими мы будем. Не так ли? Но тогда, если человек обладает свободой, то он может нарушить Божественный замысел и поступить вопреки Божественному предвидению.

Человек может не всё, а Бог может всё. Бог может в том числе и "нарушить Свой замысел", если того пожелает. Делая свой свободный выбор, человек (сам того не сознавая) вступает в диалог с Самим Богом. Предоставляя человеку свободу выбора, Бог даёт ему возможность сказать "реплику" в этом диалоге, и Он будет строить будущее Вселенной в зависимости от этой "реплики". Но будучи  вне времени, Бог уже знает, какой выбор сделает человек, и потому не ошибается. Если бы человек был автоматом, то не было бы ничего удивительного в возможности предсказать его поступки. Но человек -- не автомат, и его поступки действительно непредсказуемы. Бог и не предсказывает их, а просто знает -- так же точно, как мы знаем свои прошлые поступки, глядя на них из будущего.

Скажу больше. Бог не только знает заранее все будущие поступки людей, но может открывать это знание кому захочет. Например, когда Моисей шёл в Египет, Бог заранее открыл ему, что фараон не послушается его (см. Исход). Значило ли это, будто фараон был лишён свободы выбора и не мог поступить иначе? Вовсе не значит. Фараон был свободен в своём выборе! просто Богу угодно было открыть Моисею будущее. Потому Он и говорит:

-- Я поставил тебя Богом фараону.

Моисею было заранее известно всё, что сделает фараон и что сделает в ответ он сам, Моисей. И Моисей действовал по воле Бога. Бог как правило не открывает будущее тем, кто попытался бы изменить будущее, если бы знал его заранее. Богоподобное знание будущего доступно лишь тем, чья воля согласна с волей Бога, так что они, зная всё заранее, действуют именно так, как задумал Бог. Но в некоторых редких случаях Бог открывает людям будущее, даже заранее, что они будут сопротивляться Его воле (см. Книгу Пророка Ионы с толкованием).

> Если "сделав однажды выбор, человек становится таким, будто он и не мог выбрать иначе", то никакое покаяние невозможно. И кто однажды соглал, украл или убил, обречён снова и снова лгать, красть и убивать.

Без Бога покаяние и невозможно. Прошлое не в нашей власти, и мы не можем изменить себя своими силами. Покаяние человека это чудо. Это чудо, которое совершается не иначе как содействием Самого Бога. Более того, и само стремление к покаянию -- свидетельство того, что Бог уже коснулся человеческого сердца и предлагает ему совершить это духовное приключение: стать таким, каким он был бы, если бы не ошибся. Прощение грехов именно это и означает, и признак настоящего прощения состоит в том, что человек оставляет грех и больше не совершает этой ошибки.

> Я постоянно каюсь на исповеди в одних и тех же грехах, и потом снова совершаю их. Значит, Бог меня не прощает?

Бог попускает человеку снова и снова впадать в одни и те же грехи в том случае, когда главный его грех остаётся нераскаянным. Совершая после исповеди те же самые грехи, мы тем самым обнаруживаем, что настоящее, глубокое покаяние ещё не совершилось. Исповедью исторгаются сорняки, но корни этих сорняков пока остаются на месте и дают новые всходы. Для того, чтобы обнажить эти корни, Бог и попускает нам снова и снова наблюдать в себе их действие, давая нам возможность покаяться в главном и подталкивая к покаянию в главном через повтор во второстепенном. Он мог бы после первой же исповеди избавить нас от этих грехов, но в этом случае корни остались бы в сердце незамеченными и проявили бы себя лишь после смерти, на мытарствах, когда изменить что-либо очень трудно, а порой и невозможно, поздно.

> Вы противоречите себе. С одной стороны, "ошибочным (=греховным) бывает лишь наше намерение. Наши же реальные действия и поступки всегда остаются частью Божественного замысла". А с другой стороны, называете грехами (=ошибками) именно поступки, действия человека.

Реальные действия человека это часть Божественного замысла, и грехами мы их называем в переносном смысле, указывая на ошибочность намерения, которое стоит за этими поступками. В собственном смысле ошибочным бывает только намерение, а название "грех" переносится на поступок для того, чтобы указать на ошибочность скрытого за этим поступком намерения.

> Тогда лишаются смысла понятия "невольные грехи" и "грехи по неведению". Если поступок оценивается по намерению, то как можно называть грехом поступок, совершенный без дурного намерения или вовсе ненамеренно?

А вот я недавно де писал об этом подробно (см. Классификация грехов). Невольные и (тем более) неведомые грехи, так же как и произвольные грехи, называются так в переносном смысле. Они являются следствием произвольного греха, совершённого в прошлом. Человек допустил ошибку, вследствие этой ошибки он лишён какого-то важного знания, и вот он совершает действие, который не стал бы делать, если бы знал: это грех по неведению. Или вследствие прошлой ошибки человек лишён возможности контролировать ситуацию, и вот он совершает действие, которого не стал бы делать, если бы не лишился возможности контроля: это грех невольный. Но ведь и произвольный грех, понимаемый именно в переносном смысле -- именно как действие, а не просто намерение -- это всего лишь следствие ошибочного намерения. Разница здесь лишь в том, что произвольный грех это следствие нынешней или ненавней ошибки в намерении, а невольные грехи и грехи по неведения -- следствия прошлых ошибок, относящихся иногда к очень далёкому прошлому.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это старая такая история... Ко мне в 2018 прилетал школьный приятель из Калифорнии... ...Димка увидел на парковке в моем московском дворе рядом с новыми джипами старенький жигулёнок Пал Степаныча: - Неоднородное окружение! Ничего не изменилось...- потянул носом он. - У нас на Рашен Хилл ...
Вот люблю я этот фильм... Могу пересматривать его бесконечно. Что делаю и сейчас. Первый раз увидела его, будучи в командировке. Соседка по комнате с наслаждением смотрела этот фильм, а я, мельком глянув на экран, удивилась: чем там можно наслаждаться? Потоки крови, руки-ноги-головы летят ...
1 часть: http://m-petra.livejournal.com/65610.html2 часть: http://m-petra.livejournal.com/66233.htmlПрежде, чем ...
Ёщё одни завсегдатаи воскресного Крещатика, неизменно собирающие вокруг себя приличное количество поклоников своего незамысловатого творчества. Вернее - поклонниц, конечно. А кто бы не хотел, например, из вчера ещё преимущественно сельских Дульсиней, выбравшихся наконец из-под мамины ...
Для специального обследования знаменитого конструктора-оружейника Михаила Калашникова привезут в Москву на борту самолета Министерства по чрезвычайным ситуациям. Об этом сообщает РИА Новости . Ведомство в связи с необходимостью обследования приняло решение направить в Ижевск, где ...