рейтинг блогов

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект

топ 100 блогов palaman16.04.2023 palaman:

Я начал публиковать у себя заметки Мышлявцева, потому что интуитивно ощутил, что в них скрывается что-то очень-очень важное для России, какой-то новый взгляд и дискурс, которого нам страшно не хватает. После 1917 года мы смотрим на Дальний Восток (да и вообще на Азию) как слепые, да мы и есть слепые, потому что нам глаза выткнули. А между тем именно там, на Дальнем Востоке, таится вся суть вопроса. Ведь по сути дела весь XX век, воюя между собой, европейцы делили Китай. В этом настоящий (но скрытый от непосвящённых) смысл и Первой, и Второй мировой войны.

И вот в начале XXI века кощеево яйцо заулисной политики треснуло, Дракон проклюнулся, и все те, у кого до сих пор были закрыты глаза, вдруг заметили на Востоке невесть откуда взявшуюся Великую Державу. И конечно, сразу стали говорить, что всегда так и было. Это ведь естественный ход мысли: когда мы не можем что-то объяснить, мы говорим: всегда так было. Это "всегда" основа мифологического мышления. А ведь на самом деле вовсе НЕ всегда (помните текст Вьеты и миф о "Китае"). И вот теперь, после этой заметки Мышлявцева, пазл у меня вдруг сложился. Я понял, О ЧЁМ нам рассказывает тувинский антрополог.

Даю слово Борису Мышлявцеву:
Оригинальная публикация

Из миниопроса читателей я понял, что Индонезия их интересует гораздо меньше Джунгарии. Гораздо.

И это не удивительно. Джунгария - это стертая из современного исторического дискурса сущность. Которая, тем не менее вполне себе существует - и представляет одну из главных угроз для Китайской коммунистической партии, которая в свое время завладела "маньчжурским наследством" в качестве управляющих.

Джунгария - это не узконациональное понятие, равное неким "западным монголам". Джунгарский мир в широком смысле этого слова включает примерно половину территории КНР: Синьцзянь и Тибет. В России носителями "джунгарской идеологии" являются маленькие осколки этого мира: Западная Тува и Южный Алтай.

Спойлер для тех, кому лень читать. На пороге Нового Времени тибетская аристократия и буддистские иерархи решили системно сепарироваться от Китая, а для этого начали опираться на западных монголов и буддистских тюрков Синьцзяня. Позже во все эти процессы зашли еще две империи: Российская и Британская.

Писать мы будем, как всегда, не исторический трактат, а всего лишь "антропологическую заметку". Как и любая заметка любого антрополога она будет субьективна - и пусть не обижаются монголы, тувинцы, русские, китайцы и прочие участники всех этих процессов.

В своем тексте я буду опираться как на исторические факты, так и на свои непосредственные наблюдения и ощущения.

Донаты в любой сумме приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84

Я сразу хочу предупредить: в рамках этих заметок мы не будем погружаться в трясину монгольского этногенеза и в спор монголов между собою. Это не только не является целью данного текста, но и полностью противоречит цели.

Цель - рассмотреть джунгарскую идею (которая не была узконациональна). Рассмотреть и понять - насколько она жизнеспособна сейчас и что она может нести народам данного региона.

Если вы загляните в Википедию, вы увидите: в Монголии, помимо национального большинства халха существует еще пара десятков монгольских народов.

А еще вы можете увидеть: в Монголии население - 3,5 млн человек. А большинство монголов, около 8 млн, проживает в КНР, во Внутренней Монголии, где они составляют меньшинство (большинство теперь это китайцы).

Можно сказать, что такова цена отказа монголов от Джунгарского проекта. Можно так не говорить, но факт есть факт.

В данных заметках мы для простоты просто поделим монголов на Джунгар и Халха. Джунгары - западные, Халха - восточные.

Тут можно вспомнить мою заметку "Тибетский план". Тибетский и Джунгарский проект имеют важные точки пересечения. Однако они вовсе не тождественны. Это надо всегда учитывать.

Тут кто- нибудь может воскликнуть: "Далай-Лама - марионетка /Англии, США, даже Индии - на выбор"/. И я вынужден подчеркнуть: фигуру современного Далай-Ламы мы рассматривать не будем. Ты бежишь в недавнюю британскую колонию от поддержанного британцами (?) Мао. Положение не очень хорошее, прямо скажем. И что там и как на уровне вынужденных отношений современной тибетской аристократии с англосаксами - мы опустим.

Есть же известный анекдот про отсутствие у Папы Римского дивизий. Ну вот и тут такой примерно анекдот.

Тут надо еще понимать: а чем были маньчжуры в 17 веке? Продавали коней китайцам, таков был основной бизнес. Полуэвенки, полумонголы, полукорейцы. И вот они начинают устанавливать свои порядки в своем околокорейском уголке. Монголы и китайцы смотрят свысока: ну окей. Дальше маньчжуры у монголов забирают печать Великого Хана. Женятся на нужных монголках. Монголы и китайцы начинают напрягаться: это не просто очередное ханство с украденной печатью.

Напрягается Тибет. Маньчжурский богдыхан сказал, что тибетские иерархи будут главными буддистами Поднебесной, но ведь сделал он это без уважения!

Тибетцы сильно задумались.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Это СУТЬ Джунгарского мира: ничего лишнего. Это от Кызыла на юг вид.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
А вот вид на Кызыл. На телефоне горы уменьшаются сильно, они с этой точки великими выглядят. Вот это - центр Джунгарского проекта, хотя тут нет никаких монголов. Почему? Разберемся.


ВОЙНА/Борис Мышлявцев/ Cover В.Цой/2023

Образованный читатель указал мне, что Тува не имеет никакого отношения к Джунгарскому проекту. Читатель думает, что Джунгария - это Семиречье. Причем утверждает это категорично, с налетом оскорбительности.

Не буду отвечать тем же. Человек, видимо, вообще не понял сути вопроса. Но мельком упомяну, что последний хан Джунгарии (эмигрировал в Россию, скончался в в 1757 году в Тобольске), Амырсанаа (Амурсанаа) до сих пор является в Туве и на Алтае одним из главных героев, не навязанным официозом - а просто народным.

До начала нашей беседы о Джунгарском проекте - пара фактов о посмертном существовании последнего джунгарского хана, Амурсана (Амырсанаа). Не каждому правителю, да еще и неудачливому, удается запечатлеться в народной памяти, без всяких учебников. Ну вот представьте: про Горбачева пели бы народные песни и ждали бы его воскрешения... Очень смешно.

А про Амырсанаа песни поют. И есть легенда, что когда он воскреснет (или переродится в нужном теле) - "народ будет жить правильно и счастливо". Это довольно необычно.

Мы пока не будем смотреть на фигуру реального, исторического хана Амурсана. Просто задумаемся: какая же идея слилась с его фигурой?

Идея простая, если рассматривать её с политической точки зрения: НЕ РАСТВОРИТЬСЯ В ОГРОМНОМ КИТАЕ.

В Туве в 1980-е была популярная тюремная пост-панк группа под названием "Амырсанаа" ЛЮБОЙ тувинец старше 10 лет знает хотя бы одну песню этой группы ("Ак кок дээр", к примеру).

Это как "Белый снег, серый лед" или "Кукушка" Цоя.

Я довольно много общался с музыкантами этой группы. Александр Саржат-оол, кроме прочего, писал христианские и буддистские гимны... (Христианином стал в тюрьме). Можно про это долго писать. Ниже я просто приведу песню группы Амырсанаа, которая так и называется - Амырсанаа. "Он проснется и наведет порядок" - очень грубо так обозначу смысл этой песни.


Джунгарский проект в массовой культуре.

Монголы пишут о начале маньчжурско-китайского подчинения:

"Однажды Нурхачи обратился к монголам со следующими словами: “У корейцев и китайцев разные языки, но их одежда и образ жизни абсолютно одинаковы. Как и у них, у маньчжур и монголов языки разные, но одежда и условия жизни у нас одинаковые”. Чжурчжэны подчинялись китайцам и пользовались китайскими иероглифами. Нурхачи освободился от китайской зависимости, принял используемый монголами уйгурское письмо, заявил, что принимает за свою веру тибетский буддизм, который монголы сделали своей государственной религией."

(Нурхаци - основатель династии Цин).

/ТК Монгольский узел/.

Сама постановка "Джунгарского вопроса" вызывает у некоторых читателей очень сильную эмоциональную реакцию. Словно бы беса окатили святой водой (шучу). Такая реакция означает очень простую вещь: дискурс жив и значим.

К счастью, националистически настроенных (фолкхистори стайл) читателей из Казахстана у меня совсем немного - иначе публикация о Джунгарском проекте потонула бы в тысячах комментов типа "джунгар никогда не существовало", "Чингисхан был казахом" и т.п.

В данном тексте я намерен обходить джунгаро-казахские отношения, они тут совсем не значимы.

В 17 веке мы видим на игровой доске Восточной Азии (очень упрощая): маньчжуры, монголы, китайцы, тибетцы.

Что их связывало, кроме пельменей и лапши? Что разделяло?

Взглянем для начала на это.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Джунгарское ханство. Здесь изображено ядро - а другие варианты карт с другими границами зависят от сегодняшних политических дискурсов. В одной стране будет одна карта, в другой - иная. Для некоторых стран тема Джунгарии является настолько животрепещущей, что находится под фактическим запретом.

Чем этнограф, антрополог отличается от историка? Добросовестный историк сидит в архиве. Изучает то, что ему ПАРТИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВО сказали. Иногда получаются интересные и даже прекрасные научно-художественные труды.

Полевой антрополог видит реальность непосредственно. Его задача - фиксироаать реальность. Но даже если государство именно за это не заплатило - реальность все равно фиксируется.

Представьте, у вас есть знакомые, предки которых делали некое событие 150 лет назад. И вы можете их расспросить об этом.

Историк брезгливо поморщится и скажет: а у меня на эту тему в архивах ничего нет. Значит этого и не было.

А иногда историк может просто придумать событие - если Государство попросило. Ничего зазорного, такова селяви.

Но антрополог может писать свободно - хотя бы в своих полевых дневниках.

А сейчас - тем более. Пиши спокойно, соблюдая некоторые юридические формальности.

И вот тут я должен признаться. Мои мысли основаны всего лишь на беседах с западномонгольским миром. Разные люди. Сандак - доллароавй миллионер, в детстве жил в монгольской юрте на границе с Тувой. Там он выучил тувинский - поэтому мы могли общаться, ведь монгольский у меня совсем уж плох. Снежный Барс из видного тувинского рода, прекрасная Айыра или другие западные монголки - ну и люди южного Алтая, конечно.

То есть: на сетку исторических фактов будет накладываться матрица моего живого полевого опыта.
.....

"Джунгарского мира не существует" - заявляет историк из НГУ, некто Леонид Бобров. Ему вежливо указываешь на халхасско-джунгарское разделение (которое сейчас легко прослеживается и в Бурятии, и в Туве) - а он твердит: нет ни какого джунгарского мира.
Себя характеризует... как специалиста по Джунгарии.

Грустно, что уровень гуманитарных наук в НГУ рухнул так сильно. Надеюсь, ядерная физика - по-прежнему на высоте. А то совсем тревожно было бы...

Человеку приводишь аргументы - а он не слышит. Словно преподаватель "научного коммунизма". Т.е. не учёный, а полусумасшедший доктринёр. Но что он делает в одном из лучших вузов РФ?! Это ведь ужасно...

Я сам закончил НГУ. Мой отец. Мои тетя и дядя. Сестра. И вроде полных идиотов среди преподавателей никто из нас не видел.

И вот...

Интересно, что это происходит именно в связи с этой публикацией. Можно немного пошутить и поговорить с воображаемым... тибетцем.

- Леонида бесы корчат, он против дхармы, - улыбнется тибетец. - Ничего, он поймет свою ошибку: нельзя ведь служить бесам, это плохо для кармы.

- Но почему ты думаешь, что он обязательно служит именно бесам? - удивленно спрошу я воображаемого тибетца.

Тут уж я предоставлю слово не воображаемому, а обычному тувинцу:

- Возрождение Джунгарии - это был бы проект возрождения буддистской веры на земле, которую мучают китайские коммунисты. Кто может быть активно против? Бесы.

Мы не будем трактовать всё это с точки зрения религии. Но в скобках отметим: почему-то некоторых людей корчит от джунгарской темы. А это значит, что ТЕМА ЕСТЬ.

Вот ты берешь, едешь с женой на Алтай. На самый юг, к подножью хребтов, отделяющих Алтай от Тувы. В юрту, которая уже после ледникоаых болот мирно стоит в предгорной степи. Равнина почти, высота 2 км. Мимо бежит напуганная твоей машиной безумная дрофа - местный страус.

Зачем ты сюда едешь с женой? Чтобы переключиться из Новосибирского мира на другой, потому что Нск тоже ведь напрягает. А еще? Ты хочешь узнать что-то новое или подтвердить некие старые гипотезы.

Понятно, что в юрте не говорят по- русски. Русскоязычные юрты остались далеко на севере, за сотни километров. Пусть там тусуются милые барахолочные девушки, или психологи - и прочая такая публика.

Ты с удовольствием замечаешь, что мальчик в юрте говорит "кОпье" вместо кофе. Это значит, что люди реально в традиции, раз уж не выговаривают звук "ф".

А потом ты криво- косо беседуешь о духах, обычаях, старых временах. Ты говоришь на пиджин-тувинском. Тебя понимают, а ты - не все.

Потом женщина перестает бояться твоего тувинского акцента, понимает что ты - вовсе не бандит.

Говорим о будущем, как она видит келир уе?

- Говорят ведь, что Амырсанаа придет снова в наш мир. Скоро придет, люди такие знаки видели. И тогда простые люди хорошо будут жить.

Точно тоже самое бытует и в Туве: ожидание Второго Пришествия джунгарского хана Амырсанаа. Также мне рассказывали про знаки, возвещающие пришествие.

- Это получается как Иисус?
- Майтрейя, но локальный, - отвечают мне друзья моего круга.

(Что есть мой круг в Туве? Это условно МГУ, НГУ или Томский или просто из хороших семей).
.......

17 век. Идет маньчжурское завоевание Китая.

Нурхаци, основатель династии Цин говорит: корейцы от китайцев не отличаются по жизни, а маньчжуры от монголов.

Зачем он вообще упоминает корейцев? Самая населенная часть Маньчжурии, юго-восточная - это чересполосное расселение маньчжуров и корейцев. Они настолько сходны, что Нурхаци приходится придумать идеологему о единстве маньчжур не с корейцами, а с монголами. Ведь легитимность власти над Поднебесной - у монголов. Печать Великого Хана и все такое.

Был ли Нурхаци лжецом? Нет. Часть маньчжуров вела такой же, как и у монголов кочевой образ жизни. И сейчас вы можете приехать в принадлежащую КНР Внутреннюю Монголию и посмотреть на этих бравых ребят.

Но тибетцы думают: хм... А ведь бОльшая часть маньчжуров - это просто полукитайцы. При маньчжурской власти мы постепенно растворимся в Китае.

И дальше начинается некая Игра. Тибетцы вынуждены подчиниться маньчжурам (а те дают им "титул главных буддистов мира".

Но маньчжуры ведут себя в Тибете по-хозяйски. Без уважения - так скажем по-простому.

Тибетцам на кого опереться? На монголов, которым они уже сформировали стандарт НЕКИТАЙСКОГО образования.

Но восточные монголы склонились к союзу с китайским миром, прельщенные фальшивыми привелегиями.

Остаются западные.

Так и происходит жесткое разделение монгольского мира на западный и восточный.

Тибет играл одновременно на двух досках, но душа Тибета была вместе с западными монголами.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Официальное фото Ким Чен Ына на горе Пэктусан. Считается, что его отец Ким Чен Ир (он же советский гражданин Юрий Ким) родился именно здесь. А еще здесь родился полумифический основатель корейской государственности, страны Чосон.

Но как же так? - недоуменно воскликнет поверхностный знаток Восточной Азии. - Ведь именно оттуда происходит род основателя маньчжурской империи Цин, Нурхаци. Почему это они все там рождаются? И почему гора эта упоминается в гимне как Южной Кореи, так и КНДР?!

Пэктусан - священная гора, вроде монгольско-российско-китайской горы Беш-Богда, о которой я писал в заметке "Точка на границах". Священная вершина, которой оказываются официальные государственные почести...

В исторической литературе существует весьма странная аберрация. "Сначала в Маньчжурии захватили власть чжуржэни. Они возродили династию Цзинь (Золотая). А потом там же вдруг возникли маньчжуры и династия Цин (Чистая). Историки даже не обращают внимания на то, что и при "чжуржэнях" и при маньчжурах правил один и тот же род, Айсинь Гьоро (Золотой Род). Айсинь - это маньчжурское произношение китайского Цзинь.

Почему Цзинь сменили на Цин (Чистая), но название правящего рода сохранили? Род это род, а название династии - "хоть горшком, только не в печку".

А маньчжуры в начале своего возвышения находились в печке.

"Ха- ха, сборище рабов возрождает свою династию".

Чжурчжэнь - это экзоэтноним. То есть так маньчжурские народы назывались чужаками. А переводится это типа "раб, крепостной". Почему так?

Потому что монголы (начиная еще с киданей) подчиняли себе окрестные маньчжурские народности. И называли их чжурчжэнями. Но кого именно они подчиняли? Тех маньчжур, которые перешли на корейский образ жизни. (Вспомним, Нурхаци говорил: корейцы живут как китайцы).

(Этнокультурно Корея включает в себя Южную Маньчжурию. До сих пор).

Монголы презирали оседлых маньчжур именно за китаизированность/кореезированность. И тут вдруг "крепостные"-чжурчжэни начинают брать власть..

Конечно, династия Айсинь Гьоро не хотела называться чжурчжэньской династией. И это название было запрещено к употреблению, а вместо него введено бытовавшее самоназвание "маньчжуры".

И вот тибетцы видят: под маской "людей монгольского мира" власть в Поднебесной захватывают некие полукитайцы-полукорейцы.

А при династии Мин дела у Тибета шли плоховато. Китайская династия фактически прекратила финансирование этого "Ватикана".Тибет утерял фактическую целостность, очень ослабла централизация.

Но вот сейчас в Поднебесной идет битва за власть. Монголы же могут одолеть маньчжуров? Монголы - давние покровители Тибета, щедрые меценаты, прилежные ученики.. Неужто не справятся с народом рабов, "чжурчжэнями"?

Почему джунгарская тема в рамках постсоветской науки имеет до сих пор такой накал - и люди готовы в лепешку расплющиться, лишь бы доказать, что "никакого Джунгарского мира не было"? Дело в том, что в 18 веке Джунгария включила в свой состав ВЕСЬ КАЗАХСТАН. Не надо понимать тогдашний Казахстан географически. У кочевых империй могло и не быть четких границ. Сегодня здесь кочует этот род, а завтра хан отправил вас на тыщу километров южнее. Или севернее. "Государственная необходимость".

Кочевая империя контролирует не столько территорию, сколько народ. Например, когда у джунгар начались рамсы с русскими на Енисее, где издавна рулили кыргызы (данники джунгар) они просто переселили кыргызов в нынешний Кыргызстан и Синьцзянь. Те кыргызы были шаманистами и буддистами. И сейчас в Синьцзяне остается небольшое количество киргизов-буддистов. А в Бишкеке на крупнейшем в Центральной Азии рынке Дордой (это целый город!) вы можете увидеть продающиеся пучки можжевельника (арча по-киргизски). Как и на рынках тувинского Кызыла... Арча (артыш) используется для проведения шаманских обрядов и изгнания злых духов.

Спрашиваешь у киргиза:
- Зачем тебе арча, ты ведь мусульманин?

Он загадочно улыбается:
- Просто обычай...

Так же у русских старожилов Тувы спросишь:

- А зачем ты у себя в офисе жжешь артыш?

- Ну... Просто ароматизатор же, - немного смутится он.

Можжевельник туркестанский - один из основных компонентов тибетских благовоний. Даже сквозь завесу "ислама" оно пробивается...

Иакинф Бичурин, один из первых русских китаеведов, так пишет об основателе Джунгарии:

" Батор-Хонь-Тайцзи был то же для Элютов [Ойратов], что Петр I для России, но не имел ни образования, ни примеров, ни руководителей, и потому все его нововведения, кроме изданного им Степного Уложения, заключались в построении крепостцы для себя и в небольших опытах земледелия. (Историческое обозрение ойратов или калмыков в XV столетии до настоящего времени.)"

Запомним это замечание по поводу образованности Батура-хунтайджи. Оно весьма важно.

Отметим также, что Батур-хунтайджи получил свой титул хунтайджи (типа "великий князь") не по наследству. Титул ему был дарован в 1637 году... Далай-Ламой V. Почему тибетский иерарх наделяет титулом монгола? И почему монголы признают этот титул?

"Советский историк" пробормочет: это просто... ну это... как его... царствует, но не правит... символический акт.

Мы попробуем понять суть.

В Тибете в это время происходит внутренняя распря (монастыри бьются за уменьшившиеся финансовые потоки). Батур помогает Далай-Ламе и получает в благодарность княжение над западно-монгольским миром.

Обращаю внимание читателя на этот факт: авторитет тибетских иерархов в монгольском мире настолько высок, что они могут напрямую жаловать титулами, минуя традиционную монгольскую систему.

Батур подчиняет себе Илийский край (нынешний Казахстан, район Алмааты). Прекращает распри монголов с Россией, пытается развивать промышленность (в своем средневековом понимании). Прекращение распрей в районе нынешнего Алтая-Новосибирска расширяет возможности торгового и промышленного сотрудничества России и "молодой" Джунгарии.

То есть мы видим; Далай-Лама делает великим князем человека, который подчиняет Казахстан и, одновременно, начинает дружить с Россией. То есть нормализовывать с ней отношения и т.п.

А кто еще в регионе мог помочь в борьбе Тибета против китайцев? Англичане еще не являлись активными участниками Игры, их сил на местности попросту не было.

Подчинение Казахстана давало джунгарам и тибетцам некоторые ресурсы для геополитических маневров. Казахстан - название в данном случае условное, для простоты. Понятно, что тогда никакого Казахстана не было, а был ряд родственных племен. Отличало их от тюрков Сибири (близких к джунгарам) принятие ислама. И, как я писал в других заметках, в глазах монгольского мира принятие ислама означало переход в разряд карасеок, черной кости, низшей касты..

Впрочем, тибетцев казахские страдания по поводу статуса никак не волновали. "Вот же вам буддистские храмы построили. Кто мешает стать полноценным человеком?" - мог сказать условный тибетец или монгол условному казаху.

Не хвалим и не осуждаем, просто констатируем...

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Далай-Лама V, называемый также Великим. (Некоторые считают, что именно его и можно называть Первым - именно при нем школа Гелуг начала доминировать в Тибете и монгольском мире, а Далай-Ламы стали правителями Тибета).

Что происходило тогда в Тибете? Происходила борьба нескольких религиозных школ, представлявших собой разные аристократические роды. Школа Сакья ранее доминировала, а тут вдруг - возвышается привычная нам Гелуг. Одновременно восстают князья, придерживающиеся Бон. Не вдаваясь в детали: восточные халха монголы поддерживали Сакья и Бон. Западные - Гелуг. <Эти мимоходом сказанные слова -- ключ к пониманию сути вопроса! -- palaman>

Бон - это связь с древними демонами этих гор. До сих пор еще халха поддерживают эту связь. Для "джунгарского" тувинца диковато выглядит камлание монгольского "ламы", когда живую мышку бросают в раскаленный котелок.
<Важно: древний тибетский Бон и современный тибетский гелуг с Далай-ламой это ДВЕ РАЗНЫЕ РЕЛИГИИ, противостоящие друг другу! -- palaman>

Вспомним, что Иакинф Бичурин писал об основателе Джунгарии Батур-хунтайджи: человек масштаба Петра Великого, но не обладавший достаточным образованием.

Вспомним также, что титул хунтайджи был пожалован ему Далай-Ламой.

И задумаемся: понимали тибетцы проблему недостатка образованности джунгарских правителей? Из дальнейшего мы увидим: еще как понимали. (И в скобках отметим: понимали, но в рамках средневековой тибетской образованности, а мир уже вступал в Новое время и период индустриализации).

Вот в этом важное отличие России и Джунгарии. Если наш Петр занимался преобразованием МОНГОЛЬСКОЙ по происхождению государственности Московии в ЕВРОПЕЙСКУЮ ("иначе нам не выжить"), то джунгарцы и стоявшие за ними тибетцы делали ставку на свою традиционную систему образования (противопоставляя ее китайской).

Давайте посмотрим на фигуру третьего правителя Джунгарии, Галдана-бошогту.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Хан Галдан-бошугту. <Джунгарский Пётр I -- palaman> Современное изображение из музея города Ховд (Кобдо), Западная Монголия. В Ховде и окрестностях живут наследники Джунгарии: западно-монгольские народы, тувинцы и алтайцы. Память джунгарских правителей свято чтут в этих местах. А ниже будет фото просто из окна моей кызылской квартиры. Вид из окна, как ни странно, напрямую связан с городом Ховд.
Борис Мышлявцев. Джунгарский проект
Кызыл, Аллея Героев Кобдо (Ховда). Кто были эти герои и что они сделали? Во время Синьхайской революции объединенные силы западных монголов и западных тувинцев изгнали из города Ховд крупный китайский гарнизон и Западная Монголия и Тува дефакто вышли из состава Китайской "Республики".

(Тувинские друзья пишут: турецкая группа вляния развернула против тебя войну, пишут в своих микроканалах всякую дрянь.
Да, сильно их корежит Джунгарская тема...)

Первому правителю Джунгарии титул хунтайджи (великого князя) пожаловал Далай-Лама.

А вот третьему правителю, Галдану-бошугту, Далай-Лама пожаловал титул ХАНА.

То есть, на европейские деньги - Короля. Или... царя. Вспомним, что чуть ранее ханов-правителей Сибири в русском делопроизводстве именовали именно царями (и затем после покорения Сибири российский самодержец ввел в свою титулатуру "царь Сибирский".)

Зачем Джунгарии нужен был свой хан? Это давало возможность претендовать на объединение всей Монголии, включая восточную, Халху, бывшую в союзе с маньчжурами. И в перспективе это давало возможность для свержения обьявившего себя Великим Ханом маньчжурского императора. И - к подчинению Китая либо же к полной сепарации от него.

А кем был Галдан-бошугту по своему образованию и мировоззрению? Давайте взглянем на его фигуру внимательнее.

В возрасте 7 лет Галдан был послан на обучение в Тибет ("Великое Посольство" Петра I -- palaman). Там он и жил буквально до своего воцарения в Джунгарии.

Галдан прошел полный курс обучения (такой курс длится от 12 до 20 лет) и получил ученую степень геше-лхарамба. Если "на наши деньги" - это доктор философии. Фактически, это самый высокий уровень тибетской образованности из возможных.

То есть что мы видим? Будущий джунгарский хан с 7 лет говорит в основном по-тибетски. Общается с тибетцами. Живет в Тибете. Как личность он полностью создан Далай-Ламой.

Родился он в 1644 и до 1671 не принимал активного участия в джунгарской политике. "Жил в Тибете, писал диссертацию".

В 1671 после убийства джунгарского правителя Сенге, старшего брата Галдана, в Джунгарии началась борьба за власть между братьями, племянниками и прочими родственниками Сенге. И в этой борьбе побеждает тибетский доктор философии Галдан. В 1677 Далай-Лама провозглашает его ханом и Джунгария активно подчиняет себе восточную окраину "бухарского мира", населенные уйгурами и прочими тюркскими народами города Восточного Туркестана.

Окончание текста Мышлявцева и мой пространный комментарий к нему, см.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект (окончание)



См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Принято решение плавно слить Путина и его организацию. Он стал слишком упрямым и независимым. Корона такое терпеть не может, вспомним хотя бы Ганди и всю их семью.... Поэтому будут усиливать давление и продвигать помощь и содействие конкурирующему клану. В ближайшее время жду пару сливов ...
Был очень странный день. Не плохой, нет. Просто странный. Должен был быть свободным, но кино же... Пришлось ехать в школу. На этот день назначили смотр костюмов, которые (по замыслу) детки сами себе попробовали сварганить. Угу. Попробовала одна детка. Остальные не почесались. Зато удалось ...
Порой разгребая дома ненужный хлам вспоминаю крылатую фразу кота Матроскина из Простоквашино: "чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. Раньше все нещадно выбрасывалось, а потом мне подружка присоветовала пробовать все продавать через "авито". И реально, ...
По словам Бориса Стругацкого, картина Н.К. Рериха «Град обреченный» вдохновила писателей на создание романа. У Рериха две картины с этим названием (1914 и 1919 годов), но сюжет у них общий. В наступившем году исполняется 50 лет роману братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Град ...
nbalanchak">nbalanchak
nbalanchak
  • lyudmilashu58 : RT @WolandF: @tengri_spirit так Казахстан был тогда лагерем для ссыльных народов самого прекрасного СССР... Карлаг,Алжир,Дальний,Спаск,Степ…

  • VyeohW : RT @RadioAzattyq: В зарубежных медиа обращают также внимание на выпады российских экспертов и пропагандистов, которые, по мнению исследоват…

  • patrikhop : RT @tengri_spirit: Многие не понимают, откуда в Казахстане столько немцев, украинцев, корейцев, ингушей, чеченов, поляков, etc. Совок их р…

  • NamsanLi : @Egor14081972 @LaraLar93023545 И это Казахстан. Какой позор бляяяят

  • Alla__Smirnova : RT @potreshim: Северный Казахстан. Местами сейчас так. https://t.co/WPkQH6CR20

  • NatanishS : Итак год в эмиграции мы отмечали переездом в Казахстан