О пользе власти, или Просите и дастся вам
palaman — 19.01.2023
ибо блага мои Тебе не нужны.
(Пс. 15:2)
Просите, и дастся вам.
Ищите, и обрящете.
Стучите, и вам отворят.
(Мф. 7:7-8)
Основой власти является объединение. Так устроено человеческое общество: меньшинство здесь всегда управляет большинством именно потому, что меньшинство организовано, а большинство нет. В этом смысл властной пирамиды: организованное меньшинство организует неорганизованное большинство, принуждает его действовать согласованно. И тогда это организованное большинство само становится источником организации для ещё большего большинства и так далее, ступенька за ступенькой. Поэтому Власть всегда растёт сверху вниз, не снизу вверх (см. Как растут властные группировки).
Но мало можно утверждать и большее. Если Власть действует в интересах подвластного ей общества, её положение со временем укрепляется. Если Власть пренебрегает интересами подвластных, её ресурсы тают со временем. Между тем, конкуренты не дремлют, ведь Власть это самое выгодное на свете предприятие. Медленно, но неумолимо действует здесь принцип естественного отбора (или лучше назвать его искусственным? ведь Судьба это псевдоним Бога): с течением времени наверху должны остаться лишь те, кто воспитан заботиться об общественном благе. Ну, как "должны". Никто никому ничего не должен, всё происходит как будто само собой, сообразно с законами природы.
Когда я писал заметку Аристократ или новиоп, я ещё не осознавал того, что я сейчас пишу. Но эта мысль уже двигала мною бессознательно.
Аристократ так же точно не имеет национальности, как и новиоп, сказал я тогда. Аристократы не принадлежат ни одному народу земли, зато сами по себе являются особым народом и даже нацией (напомню: нация это народ с иерархией). Когда аристократ говорит "я русский", это вовсе не указание на его национальность (по происхождению он может оказаться буквально кем угодно!), но определение политической позиции.
Он русский потому, что считает русский народ -- своим, сказал я тогда. В каком смысле своим? Не в смысле кровного родства, конечно, а в смысле взаимного владения, обладания. Аристократ заинтересован в благополучии своего народа, а народ заинтересован в благополучии своего аристократа. Это как генерал, который называет себя солдатом.
Новиопы это зародыш аристократии, сказал я тогда. В отношении этничности они очень похожи на аристократов, они так же точно никто или непонятно кто. От аристократов же их отличает недостаток культуры, и прежде всего политической культуры. Новиоп уже достаточно умён для того, чтобы понять свою особенность, своё отличие от простого народа, чтобы сказать "я не русский" -- но ещё недостаточно умён, чтобы понять свою взаимосвязь и взаимную нужду в этом народе, и сказать "я русский" в том смысле, в каком это говорит аристократ.
Новиоп это недоделанный аристократ, сказал я тогда. И только сейчас начинаю по-настоящему понимать глубину этой мысли. Аристократ это продукт долгого и мучительного отбора. Этот отбор не может не происходить; его так же нельзя избежать, как нельзя избежать Судьбы.
Власть может действовать эгоистично, кто ей запретит? Ведь Власть потому и называется Властью, что своит выше законов и морали: она сама является источником законов и морали. Но если Власть пренебрегает законами природы, сама природа пренебрегает этой Властью. На место неразумной Власти приходят более удачные конкуренты, чтобы в свою очередь показать, насколько сами они разумны -- и так до тех пор, пока у власти не окажется Власть, действующая более или менее согласно с волей Бога.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, исцели Россию!
Россия серьёзно захворала в конце 1870-х, а затем пережила несколько тяжелых кризисов: 1881, 1894, 1905, 1917, 1918 так что уже стало казаться, что она умерла (см. заметку Когда Россия утратила суверенитет?). Но в 1943 стало понятно, что она все-таки жива, хотя и чуть жива.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, исцели Россию!
Кризис России это ни что иное как кризис российской Власти. А суть этого кризиса -- неразумное поведение Власти, разрушающей основы своего властного ресурса. Сейчас приблизились время, когда России надо выздороветь или она все-таки умрёт. Время последнего, решающего кризиса. И российской Власти придётся взяться за ум или умереть, отдав поистине грандиозный ресурс -- Россию -- в руки иной Власти.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, исцели Россию!
Смена Власти это всегда трагедия: большая кровь и страдания, потому что старая Власть уже более или менее притёрлась к интересам большинства. Новой Власти приходится начинать с нуля. Вот почему любая революция обязательно приводит к сокращению пережившего революцию населения (см. Демографическая медитация). И поскольку мы имеем крайне неразумную власть, трагедия Россия была бы неизбежной, если бы не одно важное обстоятельство, подробно описанное мною в заметке Два варианта православной историософии.
И да не оскорбит никого из моих дорогих читателей моё определение нынешней российской власти как "крайне неразумной". Ведь она сама в это откровенно признаётся:
Буквально: «Мы долго терпели, мы долго пытались договориться, но как сейчас выясняется, нас просто водили за нос, обманывали. Не в первый раз с нами такое происходит и случается. Тем не менее мы сделали всё возможное, чтобы урегулировать эту ситуацию мирными средствами. Сейчас стало очевидным, что это по определению было невозможно». Надо же, и четверти века не прошло!
Лично я, конечно, не верю в глупость тех, кто стоит выше меня. Если бы человек был глуп, он бы не оказался наверху. Но дело даже не в этом. Мой опыт работы с Бессознательным подсказывает мне, что за всякой глупостью скрывается злонамеренность. Сознательная или бессознательная. И по большому счёту, не так уж важно -- сознательная это злонамероенность или бессознательная. (См. Фундамент Бессознательного) Лекарство в обоих случаях одно и то же, потому что когда власть вредит подвластному народу, она прежде всего вредит себе самой.
Проблема новиопов в том, что они пренебрегают интересами русского большинства. Наверное, им кажется, что в этом и состоит суть Власти: в возможности пренебрегать интересами большинства. Но в этом не вся суть Власти, а только её половина. Ведь Власть мало получить, её надо ещё и удержать. И моя позиция в этом вопросе -- не революционная, а сугубо консервативная: я желаю избежать смены Власти и связанной с этим трагедии. Впрочем, по большому счёту я готов к любому повороту сюжета, потому что Россией владеет Власть, которую никто сменить не может.
Мои пристрастия на стороне этой неизменяемой Власти, а причину тому я указал в эпиграфе.
Дело в том, что идеальная Власть это Власть, которая не нуждается в подданных. Именно таким свойством и обладает мой Бог. Ты — Господь мой, ибо блага мои Тебе не нужны, говорит Тебе Давид. Если Ты открываешь нам Свою волю, то лишь для того, чтобы облегчить нам Путь. Таково свойство Абсолютной Власти: Твоя воля будет исполнена в любом случае, хотим мы того или не хотим. И вопрос лишь в том, сможем ли мы приспособиться к этому или не сможем. А чтобы приспособиться, полезно заранее знать, к чему идёт дело.
В сущности, заповеди Иисуса Христа это просто откровение нашего неизбежного Будущего. Понятно, почему Господь нам приоткрывает нам будущее лишь чуть-чуть, самым краешком. Дело в том, что знание будущего влияет на будущее, и открывать будущее человеку можно лишь в той мере, в какой это откровение не изменит будущее, ведь в противном случае пророчество окажется ложным. Вот почему Бог не объясняет нам всей логики Своих заповедей: Ты говоришь "не укради", "не убей", "не прелюбодействуй", но не объясняешь конкретные механизмы Судьбы, которые рано или поздно заставят всякого, кто нарушит Твои слова, пожалеть об этом.
Вот чем отличается Бог Истины от всех прочих богов: он в нас не нуждается. Все остальные боги нуждаются в нашем служении, требуют себе жертв. Христос не нуждается в наших жертвах, но Сам Себя приносит в жертву, ничего не требуя в ответ. Это происходит от трудно вообразимого избытка Силы, не нуждающейся ни в чём, полностью самодостаточной. Одним словом, это свойство и признак Абсолютной Власти.
Парадоксальным образом, эта избыточность Любви и становится для нас препятствием. Дело в том, что эгоистичному и лукавому человеку трудно или даже невозможно поверить в возможность искренней Любви и бескорыстной Жертвы. И это становится причиной рассеянности на молитве.
Самое странное и невероятное в Евангелии это обещание неограниченных возможностей. Просите, и дастся вам, -- говорит Господь. Мы просим -- и не получаем, испытваем разочарование и оставляем молитву. И если моему дорогому читателю интересно, я могу объяснить, почему это происходит. Господь говорит: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
Заметьте, тут сказано нечто, далеко выходящее за рамки христианства. Не сказано ведь "кто попросит Меня, чтобы гора двинулась, я двину для него гору". Нет! Сказано: "кто сам скажет горе и не усомнится". Это ведь самая натуральная магия. Ну, а что тут странного? Сын Божий стал человеком для того, чтобы научить нас тому, как это работает, как творит чудеса Он Сам, будучи человеком. Он делает это просто: говорит и не сомневается.
Почему у нас не получается? Да просто потому, что мы -- сомневаемся. Он не сомневается, потому что знает, что Он -- Бог, и всё покорно Его слову. Ну, а мы кто такие, чтобы природа повиновалась нашему слову? Вот почему Он начинает Свои слова с "имейте веру Божию". Материалист не может совершить чудо, потому что он обитает в темнице своего мировоззрения: в его реальности чудо невозможно в принципе. Ему вырвали все магические "зубы" ещё в детстве, чтобы сделать его безопасным для Власти (См. Магия Власти и Очарование свободы). Если человек верит в Бога, значит он принципиально допускает возможность чего угодно, его представления о возможностях не ограничено ничего, в его реальности возможно всё.
Однако чтобы гора двинулась по моему слову, мне мало верить, что это возможно. Нужна вера, что это необходимо. Именно этот принцип утверждает Господь: если не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Не просто "может сбыться", но именно сбудется. А где взять вот эту вот веру? Чем её обосновать? Откуда следует, что сбудется? А вот как раз на том, о чём вся эта заметка: если устойчивая Власть полезна и даже в какой-то мере бескорыстна, то Абсолютная Власть абсолютно бескорыстна.
Если Господь вложит в меня желание, чтобы гора сдвинулась -- значит, Он Сам желает сдвинуть гору по моему слову. А иначе зачем? Зачем Тебе вкладывать в моё сердце желание, если Ты не желаешь его исполнить? Это и есть обоснование чуда, не просто возможности чуда, но его необходимости. Обоснование по-детски наивное, но именно поэтому предельно убедительное в своей наивности.
В самом деле, если моё желание не угодно Господу, Он может просто не дать мне благодать молитвы. Я в своём ЖЖурнале столько раз на разные лады обосновывал и разбирал по косточкам эту основную теорему молитвы (см. Умное делание для мирян), что на сей раз не стану останавливаться на этом важнейшем тезисе, приму его за аксиому. Именно так и происходит с людьми в 99% процентах случаев: они не просят и поэтому не получают (Иак. 4:2). Этим по большей части и объясняется убожество человеческой жизни.
Но мы сейчас зафиксируем внимание на том редкостном проценте случаев, когда человек просит. Попытаемся понять, в каких случаях человек просит -- и не получает. Во всех этих случаях человеку приходит на ум помысел сомнения. Откуда он? Конечно же, от лукавого, который кровно заинтересован в том, чтобы человек не получил от Бога то, что он просит. Ведь если человек получит, то вера его укрепится, он попросит в другой раз и снова получит, и это чего доброго войдёт в привычку. А всякий такой человек это язва для демонов, потому что он подрывает основы их Власти. Ну, кому нужны будут лукавые демоны со своими жертвами, если люди будут всё, что им надо, получать от бескорыстного Бога?!
Так что логика действия лукавого понятна. Стоит кому-то из нас начать молиться Богу Истины, как духовный мир приходит в движение, стремясь организовать противодействие (см. Эксперимент Щеглова) и не успокаиваются до тех пор, пока молитва не прекратится. И конечно же, первая и главная их забота -- обессилить нашу молитву сомнениями, со-мнениями. Вот есть мнение, что гора поднимется и ввергнется в море. Но есть и другое мнение, со-мнение: что никуда гора не двинется, останется стоять как стояла.
Но тут возникает два вопроса.
Во-первых, почему Господь попускает дьяволу вселять в нас сомнение? Как правило, просто потому что Ему не угодно вот сейчас немедленно исполнять просимое. По-человечески рассуждая, было бы правильнее в этом случае ответить молящемуся человеку, разъяснить Свою позицию по этому поводу. Но готов ли человек услышать твой ответ? Хочет ли он этого? Увы, в каждом таком случае человеку, чтобы уяснить логику Бога, надо многое, очень многое понять о себе самом и своей жизни. А мы не понимаем этого потому, что мысли наши лукавы: мы уже приняли в жизни множество лукавых помыслов на правах своих собственных мыслей. Бог поступает более мудро: он вынуждает самого дьявола лечить нас от той болезни, которой тот нас заразил. И вот почему.
Помысел (со-мнения), который отвлекает нас от молитвы, разрушая нашу веру в чудо, всегда не случаен. Он глубоко связан с тем, о чём мы начали молиться. Увидеть эту связь как раз и помогает Эпигностика как форма молитвы. Чтобы лишить нас веры и отвлечь нас от молитвы, дьяволу приходится волей-неволей дать нам намёк на то, почему мы на самом деле не хотим того, чего мы хотим. Если сказать кратко и обобщённо, мы не получаем от Бога просимое потому, что бессознательно не хотим получить то, чего мы просим. Но зато молитва в этом случае вынуждает лукавого выступить инструментом нашего самопознания (см. Эпигностика как форма психотерапии). То есть, движет нас ко смирению, ведь смирение это ни что иное как истинное самопознание, так что мудрое изречение дельфийского оракула Γνῶθι σεαυτόν, если понимать его благоразумно, есть ни что иное как призыв ко смирению. Впрочем всё на свете приближает нас к Истине, если понимать это благоразумно.
Поэтому людям, которым попала в руки власть над Россией, следует сделать две вещи: во-первых обратиться к русскому Богу, прося Его вразумления, потому что без Его помощи и -- скажу больше! -- явного чуда им уже не удержаться у власти, да и просто не выжить. А во-вторых, помолившись, каждому новиопу необходимо поскорее осознать, что именно требуется сделать для того, чтобы шапка Мономаха тебя не раздавила: действовать в интересах русского большинства, что и означать стать русской аристократией. Если на то пошло, у меня есть, что сказать также и Людям из Лондона и Парижа, но с моей стороны это уже было бы совсем нескромно: они там поди-ка все умные, опытные, да и к тому же неправославные -- каждый выбирает себе бога по своему вкусу -- потому пусть выкручиваются сами, как умеют.
Я же обращаюсь в первую очередь ко моему дорогому православному читателю, прося в этот трудный для всех нас час молитвы об исцелении России -- и снова обращаю внимание на эпиграф.
См. также Можно ли спасти человека против его воли?
|
|
</> |
Наркологическая клиника Санкт-Петербург: помощь рядом с вами
Перешли на стойловое содержание
Филип Фармер
Самозапрет на кредиты
Храм Петра и Павла у Яузских ворот
А Ленин такой неживой. Почему в 1980-ые 7 ноября было праздником?
Стучится Осень к нам в окно.

