Православный апокастасис

Религия это осознавший свои источники дискурс.
Вопрос:
> Что означают слова 50-го псалма "яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти". Разве Бог будет оправдываться перед нами на Суде? Разве Его правота не самоочевидна?
Нет. Сегодня Его правота вовсе не самоочевидна.
Ведь все мы де факто, без слов обвиняем Бога, когда бываем недовольны жизнью. И когда мы решаемся на грех, мы всегда автоматически оправдываем этот грех ни чем иным как неблагоприятными обстоятельствами жизни.
На Суде Бог прежде всего объяснит Себя, раскроет смысл Своего промысла о каждом человеке. В тот День мы увидим, что Бог был прав во всём и абсолютно, и все наши претензии к нашей жизни были безосновательными. Сегодня мы судим Бога каждый день — например, всякий раз, когда осуждаем какого-либо человека за его поступки — ведь Бог попустил эти поступки. Но на Страшном Суде не будет стоять вопрос, прав ли Бог: Его правота будет очевидна всем, правота во всём до мелочей.
Мы поймём, что всё в нашей жизни было устроено самым оптимальным образом для нашего спасения. И потому в тот день вопрос будет стоять не о том, прав ли Бог — но о том, почему мы не воспользовались Его любовью, почему пренебрегли ею, предпочитая верить в реальность зла.
Я думаю, что ошибочное учение об апокастасисе (о всеобщем спасении) у некоторых античных учителей Церкви (Ориген) было вызвано именно потребностью в этом грядущим самооправдании Бога. Ведь если мы видим, что Бог во всем прав, то оказывается, что жизнь абсолютно хороша, то есть, наиболее оптимальна, жаловаться не на что. Это и есть "апокастасис", полное "спасение" бытия, полное восстановление всего, что было (казалось нам) повреждённым, жертвой зла. Зла нет — вот в чем состоит православное оправдание Бога.
Увы, эти древние учителя слегка заблудились, они не понялли, что этот "апокастазис" будет не ПОСЛЕ Суда, а ПЕРЕД Судом. Он является необходимым элементом судебного следствия по делу о наших грехах. Ведь если Бог всегда и во всём был прав, то наши грехи не имеют никакого оправдания. Никакого вообще. Это и есть начало Страшного Суда.
|
</> |