Незнание — сила
anairos — 25.01.2019 Вы когда-нибудь задумывались, что такое невежество, или неведение, или незнание?Кто-то скажет, что это просто отсутствие знания. Ученые еще лет двадцать назад уточняли – строгого научного знания, а потому смело констатировали невежество «примитивных» племен и народов, а также широких масс собственного народа.
Между тем не все так просто.
Тут снова англичанам легче осознать суть проблемы. «Невежество» по-английски ignorance. Отглагольное существительное. И от какого же глагола оно происходит? От глагола to ignore. Он не переводится на русский язык – нет такого славянского корня, который передавал бы его смысл. Пришлось в свое время заимствовать его целиком – «игнорировать». Не просто «не располагать информацией», а «отбрасывать информацию». Жить, как будто этого не существует, отлично зная, что оно есть.
Самое близкое исконно-русское слово – «пренебрегать». Особенно в том смысле, в каком его используют ученые. Отбрасывать, потому что оно не имеет значения для нашей задачи. Однако игнорировать можно не только незначительные детали, но и то, что на самом деле важно и заметно. Если есть сильное желание, получится успешно игнорировать даже слона в комнате.
Во все века и в любом обществе есть вещи, которые человеку знать не положено. Вещи, знать которые в приличном обществе не принято. Вещи, знать которые прямо преступно и уголовно наказуемо. В результате такое общество воспитывает в себе системное, осознанное и обоснованное неведение.
Есть еще и вещи, которые действительно полезно не знать – по крайней мере, до поры до времени. Знание, полученное раньше опыта, необходимого, чтобы с пользой его применять, может привести к катастрофе – представьте, что двухлетний ребенок случайно узнал, как включать газ в духовке. Всякий родитель, начальник и правитель неминуемо будет поддерживать и укреплять неведение своих детей, подчиненных и подданных по очень многим вопросам.
Говорят, что эксперт – человек, знающий все больше и больше о все меньшем и меньшем. Но если это так, то верно и обратное: эксперт знает все меньше и меньше о все большем и большем – том, что известно другим людям, кроме него. С ростом знания невежество не уменьшается, а только возрастает.
Незнанию учат в школах, институтах и академиях точно так же, как знанию. Оно распространяется в обществе от человека к человеку – снова как знание. В общем, это никоим образом не отсутствие знания, а совершенно отдельный, самостоятельный и весьма активный феномен.
В 1995 году Роберт Проктор предложил неуклюжее словечко «агнотология» для научной дисциплины, изучающей, как незнание возникает, что его поддерживает и как оно распространяется в обществе.
Как это часто бывает, идею подхватили американские борцы за социальную справедливость. Они начали писать труды, как патриархальное общество использовало невежество для колониальной политики и порабощения женщин, а в наше время правительства и компании распространяют ложь ради своей выгоды. Но такова уж их природа, что они оседлывают любую хорошую идею и превращают ее в оружие против человечества.
А идея-то в самом деле хорошая. В программе школы Мерлина в Кармартене были уроки забвения и сомнения. Мне кажется, курс прикладного незнания в наше время тоже пришелся бы очень кстати.
Когда-то считалось, что умный образованный человек должен владеть всей суммой знаний, накопленных человечеством. Затем стало ясно, что в голове человека не уместится и одна миллионная этой суммы, и концепция изменилась. Теперь начали учить, что умный образованный человек умеет искать и проверять информацию, и хранит в голове только проверенное.
Но и это не работает тоже. Процитирую весьма мною уважаемого публициста Виктора Мараховского, которого я внимательно читал еще в бытность его Истинным Учителем Истины:
... фокус в том, что наш современник, в отличие от предыдущих поколений, быть невежественным просто вынужден.
Человек XXI века — цель информационных потоков, метко бьющих по нему со всех сторон. Если учесть, что за него как за ресурс борются сотни хищных информаций и каждая стремится прорваться в его голову и оседлать его внимание, он просто ради самосохранения должен был отрастить фильтры, пропускающие лишь «нужное и интересное».
Так вот: у этих фильтров есть побочный эффект, который еще предстоит осознать и оценить. Они сплошь и рядом пропускают не столько «нужное и интересное», сколько приятное и подтверждающее его картину мира. В результате картина мира у человека просто не может не стать ложной. А это уже самосохранению никак не помогает, а вредит — как личному, так и коллективному.
...Современник, с одной стороны, потребляет действительно кучу информации по «интересующим темам». А с другой — вся она оказывается глубоко однобокой, служит подпиранию и укреплению иллюзий. А иллюзия, разделяемая многими, в критический момент может стать боевым коллективным бредом — и тогда обществу не позавидуешь.
И нам, строго говоря, надо понять, что с этим делать в будущем.
Потому что призывать «внимательно проверять все, что тебе говорят», бессмысленно. Во-первых, все не проверишь чисто физически. Во-вторых — сам современный интернет спешит не ответить человеку на его вопросы, а продать ему выгодные ответы. И даже то, что называется «фактчекингом», сегодня, как правило, оказывается манипуляцией.
Но если невозможно системно и досконально изучать все области знаний, то нашим современникам нужно системно и квалифицированно настраивать хотя бы незнание.
По сути, нам нужно научиться рассматривать свое невежество как новую данность — от которой невозможно убежать, но которая тоже должна стать системной.
Прозвучит парадоксально, но нам нужно «просвещенное невежество». То есть незнание, понимающее, откуда оно берется и где у него уязвимые места.
Просвещенное невежество – это как раз и есть умение игнорировать даже те вещи, которые действительно важны, действенны и бросаются в глаза.
Например, не обращать внимания, правду тебе говорят или ложь – ты все равно не сможешь отличить их, не имея доступа к источникам и не располагая для этого временем и силами. Смотреть нужно совсем на другое: кто это говорит, в каких обстоятельствах и чего он от тебя хочет добиться, сообщая тебе эту информацию. Иногда стоит, как говорил, кажется, Хайям, выпить яд из рук друга, а из рук врага не принимать даже лекарства.
Критическое мышление – тоже инструмент просвещенного невежества. Сознательно изучая не только то, что подтверждает твою точку зрения, но и то, что ей противоречит, ты можешь по крайней мере осознать, насколько она ненадежна. В современном мире любому эксперту противостоит равный ему по модулю противоположный эксперт, а каждому факту – не менее убедительно выглядящая альтернатива. Не обладая собственным опытом и собственными фактами, ты не можешь опереться ни на что, кроме иллюзий.
Но во всяком случае, тот, кто знает, что вот здесь он ничего не знает, уже мудрее того, кто не знает и этого.
|
</> |