Логика искусственного мира
anairos — 21.12.2018Вы знаете, кто это сказал и что это значит
В обсуждении у уважаемого ivanov_petrov один из участников выдвинул идею: многие проблемы нашего общества от того, что люди стали друг другу не нужны.
На это другой участник возразил, что все наоборот. Современный человек всецело зависит от других людей. В его жизни нет ни единого момента, когда он остался бы без попечения окружающих. И именно поэтому он воспринимает это попечение как нечто естественное, природное, как воздух или гравитация.
Ребенок тоже полностью зависит от родителей. Все, что у него есть, он получает от них, причем чаще всего без всяких трудов, если не считать усилий на уговоры. В результате почти все благополучные дети какое-то время искренне уверены, что родители им не нужны и только мешают. Родитель кажется не источником всех благ, а преградой на их пути: он запрещает то, что нравится, и заставляет делать странные, непонятные или неприятные вещи вроде уроков. Вот если бы родители куда-то исчезли – тогда наступила бы полная свобода, ничем не ограниченное счастье и вообще праздник непослушания.
Я отчасти согласен с обоими оппонентами. Современный человек действительно полностью зависит от окружающих, но не может этого заметить, потому что зависимость больше не требует от него устанавливать с ближними личные отношения. Отношения действительно больше не нужны – точнее, необязательны. Раньше без них нельзя было обойтись даже в купле-продаже – торг не зря считался почти священным ритуалом. А сейчас их не требует даже секс, тысячелетиями считавшийся занятием интимным и даже волшебным.
Но меня привлекла здесь сама эта вывернутая логика. Только человек, целиком и полностью зависящий от других, способен верить, что он самодостаточен и совершенно независим. Больше никому такая мысль не придет в голову. Даже отшельник, на самом деле удалившийся в тайгу и живущий там на всем собственном, знает, что случись настоящая беда – своими силами он не справится, и придется искать помощи у людей.
Парадокс сродни парадоксу лжеца: утверждение, которое может высказать только тот, для кого оно заведомо ложно.
Я стал искать еще примеры той же логики. И, естественно, нашел.
Люди альтернативной кулинарной ориентации любят повторять слоган: «Если бы каждому пришлось своими руками убить животное, которое он хочет съесть, все были бы вегетарианцами». Мысль понятна: для них процесс превращения живого существа в мясо настолько отвратителен, что, по их убеждению, только неведение позволяет нам наслаждаться животной пищей.
На первый взгляд, это простая чушь. В конце концов, охотник – буквально древнейшая профессия человека. Сотнями веков каждый, кому хотелось мяса, должен был кого-то поймать, убить, разделать и по возможности приготовить. Все это происходило не втайне, а на виду у всех, так что даже тот, кто сам никогда никого не убивал, сотни раз видел, как это происходит.
Но на деле все куда глубже, и перед нами еще один пример вывернутой логики.
С давних времен в обществе есть люди, которые полностью избавлены от производства пищи. Они ее только потребляют.
Раньше это был удел одной лишь элиты. Помните, советский фильм «Волшебная лампа Аладдина» посмеивался над наивной царевной, которая никогда не покидала дворца и в семнадцать лет не знала, что такое коза? Технический прогресс породил на свет сотни миллионов таких царевен. Современный горожанин может прожить всю жизнь, даже не задумавшись, откуда берется его еда.
И именно в этой среде родилось, выросло и стало популярным светское вегетарианство – не аскетическая практика, не ритуальный жест, а самодостаточная идеология.
В результате любой, кто произносит слоган, свидетельствует против себя же. Ужаснуться тому, как животных убивают в пищу людям, может только тот, кого общество избавило от необходимости делать это самому – и даже наблюдать процесс. Логики тут примерно столько же, как у пацифистов, осуждающих армии – благодаря которым они могут оставаться пацифистами и никогда на собственной шкуре не знать ужасов войны.
Идеал технического прогресса – искусственная, полностью контролируемая среда, где человек будет предельно изолирован от реальности. Какими бы ни были механизмы этой среды, они возьмут на себя все задачи взаимодействия с шершавым неподдающимся миром, упрямо существующим где-то там.
Но как только мы приближаемся к этому идеалу, возникает один и тот же эффект. Люди, не знающие никакого другого мира, кроме искусственного, начинают проклинать именно то, что их защищает и дает возможность счастливо жить. Стены крепости кажутся им прутьями клетки. Только там, на границах своего мирка, они могут отчасти столкнуться с неприятными особенностями реального мира – а потому границы выглядят для них источником этих неприятностей. Настоящее же счастье эти люди видят там, за пределами огражденной территории.
Я полагаю, это от того, что мы заточены природой на выживание и преодоление преград. Стремление уйти от реальности соединяется в нас с противоположным стремлением отыскать нечто настоящее и найти в нем опору. Без него не было бы ни науки, ни религии.
А вывернутая логика... не знаю. Нечто вроде аллергии.
|
</> |