(Не)обыкновенное чудо

топ 100 блогов anairos17.12.2018 Чудеса со временем рационализируются. Среди них появляется вид событий, существование которых даже самые рационально мыслящие люди готовы в какой-то степени признать и даже включить в систему мироздания. Назовем их для простоты белыми чудесами.

Началось это давно. Еще неоплатоники учили, что, произнося молитвы, совершая ритуалы и исполняя заповеди, человек привлекает к себе силы богов, так что события, в которых видна воля этих богов, случаются с ним чаще. Происходит это не потому, что боги смотрят на него иначе – боги вечны и неизменны – а потому, что сам человек меняется.

По определению Лосева чудо – обычное событие, особенность которого в том, с кем, когда и при каких обстоятельствах оно произошло. Обстоятельства придают ему важность и смысл. Что может быть повседневнее песчинки, попавшей в глаз? Но если она помешала врагу тебя убить – или тебе самому убить врага – это уже совсем другое дело.

То же самое говорил и Юнг. Синхронизм – событие, которое имеет для меня большое значение, потому что совпало с другим, важным для меня событием, и имеет с ним явную смысловую, хотя и не физическую связь. В пример он приводил семейство, где раз за разом над домом, где умирал один из них, собирались черные птицы. Смерть печальна, но обыкновенна. Вороны еще более обыкновенны. Но вот соединение их, да еще повторяющееся несколько раз подряд, уже наполнено смыслом.

Даже Еськов в своем «Ответе Фукуяме» описывает магию, которая вызывает нужные совпадения и происшествия. Для всех остальных – просто случайность, и только для того, кто затронут ею – нечто большее.

Это и есть белое чудо – событие, уникальное только своей значимостью для конкретного человека. Оно настолько рационально, что даже скептик вынужден будет согласиться – белые чудеса действительно происходят сплошь и рядом. Нельзя же отрицать, что для некоторых людей некоторые события и впрямь оказываются знаковыми, переломными, невероятно важными и оставляющими след на всю жизнь.


Совсем другое дело – черные чудеса.То, что принято сейчас называть паранормальными явлениями.

Замечательный писатель-дуэт Александр Зорич назвал их Изменениями и Обращениями – изменением естества вещей и обращением порядка вспять, к хаосу.

Они уникальны и невероятны для всех и каждого. Белые чудеса выглядят проявлением замысла – признаком того, что у твоей истории есть автор и сюжет. Черные чудеса больше напоминают писательские ляпы – результат грубого, невнимательного или неумелого вмешательства в текст.

Эту аналогию приводил еще Чарльз Форт, и я цитировал его слова в статье о метафорах. Автор решает, что персонаж должен умереть от огня, но забывает вписать в сюжет пожар в его доме. Спохватившись, он задним числом вставляет упоминание о пожаре, но снова не доделывает дело до конца. Результат выглядит совершенно уже сюрреалистичным: весь дом пострадал от пожара, кроме одной комнаты. В этой комнате пожарные находят обгоревшее тело в невредимой одежде.

У полтергейста тоже есть такие черты. Когда предметы движутся, обычно никто не видит начала движения. Для скептика это лишнее подтверждение, что вещи кто-то незаметно кидает, и такие случаи тоже бывали. Но бывали и другие, где физический трюкач невозможен. Такое впечатление, что автор попросту забывал, что вот этот кувшин в предыдущем кадре покоился – и в следующий вписывал его уже летящим.


К черным чудесам отношение всегда иное. Они немыслимы и недопустимы, а потому их не должно быть.

Тот, кто никогда не видел их воочию, склонен утверждать, что их не бывает вообще. Тот же, кто видел...

Говорят, человек, столкнувшийся с невозможным, испытывает дикий ужас, который все в нем переворачивает. Но мне кажется, это относится больше к людям традиционного общества. Наш современник в такой ситуации ощущает скорее возмущение и одновременно стыд. Как будто его вовлекли в непристойное занятие, а затем выложили фотографии в интернет.

Рассказы очевидцев о паранормальных событиях напоминают мне разговоры подростков о сексе. Кто-то всячески отрицает, что с ним такое бывало – даже предположить, что он мог оказаться втянутым в такую историю, уже оскорбительно. Другие, наоборот, бравируют своим опытом, выставляя его напоказ и оглядываясь по сторонам в ожидании эмоциональной реакции – «посмотрите все, какой я испорченный, не то что вы!».


Казалось бы, христианство, иудаизм и ислам, где Бог считается всемогущим и не связанным никакими законами – даже собственными – должны были изменить это отношение. Что может быть более очевидным явлением всемогущества, чем открытое нарушение законов природы, вроде воскрешения мертвых или превращения воды в вино?

Но вспомним про двойственность, о которой я говорил в прошлый раз. В одном из двух мирозданий христианства все именно так: паранормальные чудеса – признак сверхъестественной силы. Только Бог может нарушать собственные правила, в то время как люди и демоны способны только манипулировать теми силами, что Он сотворил.

Этот подход в свое время поспособствовал развитию науки. Раз управление природными силами – не прерогатива Бога, то и люди могут ими управлять, и это не будет ни колдовством, ни богохульством. Концепция «натуральной магии» спасла ученых от преследования идеологов. В исламе так не вышло, почему исламская наука и прекратила свое существование уже в 17 веке – ровно тогда, когда европейская окончательно оформилась и рванула вперед.

Зато во втором мироздании, где Бог установил вечный Уклад, черные чудеса по-прежнему казались чуждыми и опасными, неблагонадежными и в некотором роде богохульными. Поэтому там родилось своеобразное учение: чудеса – нечто вроде божественной рекламы. С их помощью Бог являл Свою силу, когда Его верным еще только предстояло отвоевывать свое место в языческом мире, вытесняя нечестивый Уклад благочестивым.

Сейчас же – говорили идеологи – мы живем в христианскую эпоху, когда сила Бога явлена в победах и достижениях христианских народов. Их торжество над всеми прочими очевидно до такой степени, что никаких дополнительных чудес уже не требуется. Значит, Бог больше их не совершает, а все рассказы о новых, не благословленных церковью чудесах, следует считать обманом или дьявольским наваждением.

В общем, все логично: поступки, идущие вразрез понятиям и представлениям язычников, могли быть благими и полезными. Но поступки, идущие вразрез понятиям и представлениям христиан, могут исходить только от лукавого.

Итогом стал компромисс. Черные чудеса уместны только для тех, кто отдаляется от мира и стремится превзойти человеческую природу – то есть для монахов, особенно почитаемых старцев. Там, на границе между миром людей и миром духов, можно и ходить по воде, и подниматься в воздух, и провидеть будущее.

Мирянам же нечего и думать о подобном. Их удел – мелкие белые чудеса в ответ на молитву.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Сегодня, едучи в машине по Профсоюзной от угла ДмУльянова до нашего Конькова, насчитал шесть (шесть, Карл!..) билбордов, призывающих выйти на запутинское шествие с "митингом-концертом" в честь Дня единства, или "как там его, черта" (с). То есть на самом-то деле их было, конечно, 6+ ...
Всем привет, мои хорошие, стокеры! Немножко расскажу про текучку, и интересно как идут дела у вас. А посему и делиться надо тогда первой) Скажу сразу, что я великий лентяй и прокрастинатор. За 2 последних месяца добавила какой-то смешной мизер. Но это моё личностное качество ...
...
Всем добры й день. Я тут случайно выяснила, что вяжу лицевые и изнаночные «бабушкиным методом». Т.е. лицевые я провязываю через заднюю стенку (ту, которая за спицей). Никогда об этом не задумывалась, но вчера создала себе головную боль (( Начала вязать шарф Сamino-bubbles ht ...
Сначала о главном - моя детская мечта осуществилась. Я пообщалась и сфотографировалась с кумиром моей юности - Глебом Самойловым. Подросток, живущий во мне, все еще ликует. И хорошо, наверно, что это случилось сейчас, а не 15 лет назад. Тогда я и с ума сойти могла бы от счастья-то такого. ...