Для чего нужна душа такая?
anairos — 10.12.2018 В продолжение темы продажи души вспомним, для чего душа еще может пригодиться – и кому.Например, ее можно украсть. Скупщики душ – как правило, существа потусторонние, а вот похитители обычно, наоборот, принадлежат видимому миру. Это колдуны.
В шаманских культах человек, оставшийся без души, чахнет и вскоре умирает, если его не спасет другой шаман, который найдет душу и вернет на место. Такова самая распространенная в тех местах разновидность смертной порчи.
Как показал мне мой частый собеседник ajir78, в верованиях некоторых народов колдуны с теми же целями крадут внутренние органы. Жертва не погибает на месте в страшных мучениях – как логично было бы ожидать от человека, оставшегося, скажем, без печени или почек – а живет, хотя и весьма паршиво, еще несколько дней. Клиническая картина та же самая, как и у шаманов.
Нас же будет интересовать другой случай – когда душа необходима похитителю сама по себе.
В народных верованиях связь между душой и колдовством самая прямая – в ней заключена сила.
От Африки до Китая колдуну, чтобы повлиять на человека, нужно выйти из тела и лично явиться на место преступления. Облик души – на усмотрение самого чародея и его культурной традиции. Кто-то оборачивается летящим светом, а, скажем, славянские ведьмы могут стать вихрем, колесом или животным.
При этом оставленное тело остается беззащитным. Достаточно просто сдвинуть или перевернуть его, и душа не сможет найти вход обратно. Последствия будут для невезучего заклинателя печальными.
Умирающий человек может вложить душу в последние слова. Будь то благословение или проклятие, такая поддержка делает его практически необоримым.
Чтобы создать действительно могущественную волшебную вещь, фольклорным магам тоже приходится вложить в нее свою душу – хотя, конечно, и не всю. Толкин, знаток и исследователь легенд, очень любил эту тему и часто к ней обращался. В его сказаниях искусники постоянно создают великие артефакты, которые уже не могут повторить. Проблема тут не количественная – душа не расходуется – а скорее качественная: воспроизвести жест, в который вложена душа, в принципе невозможно. Такое повторение было бы лишь бессильной имитацией, лишенной прежнего содержания.
Иногда душа создатели продолжает жить в его творениях, даже когда сам создатель мертв – а в некоторых сюжетах он может и возродиться таким способом. Кто сказал «крестраж»? Вы неправы, тут скорее стоит вспомнить Кольцо Всевластья. Однако же Роулинг не зря получила ученую степень по английской литературе. Уж что-что, а такие сюжетные ходы она знает назубок. Английская литература не бывает без волшебства.
В общем, использовать собственную душу как источник силы для магии весьма практично, но опасно и хлопотно. Поэтому колдуны, не отличающиеся моральными устоями, но ищущие легких путей, поступают иначе – крадут чужие.
Можно и заручиться поддержкой какого-нибудь духа. Он по своей природе бесплотен. Годится и приставить охранять гробницу, и заточить в артефакт, и просто послать с поручением. Он может даже вселиться в человека, став причиной телесной или душевной болезни.
Но духи, особенно злые – не самые надежные партнеры. У них есть неприятные привычки. В некоторых историях они постоянно требуют у колдуна работу, а если не получают, идут вразнос и начинают все крушить. Приходится приказывать им считать песок на берегу или вычерпывать море ложкой и переливать в ямку.
Если же дух, посланный на задание, встретил сопротивление, с него станется, вернувшись обратно, напасть на хозяина, который его так подставил. Так случилось даже в самой известной православной страшилке про колдунов – повести о Киприане и Иустине. Дьявол, так и не сумевший обольстить целомудренную красавицу, пытался обмануть самого Киприана, приняв ее облик, а когда обман вскрылся – набросился на колдуна. Киприан вовремя осенил себя крестом, и нечистый с печальным воплем самоликвидировался. Или, как это называют в православной традиции, расточился.
Кроме того, они вообще не любят, когда им приказывают, и потому никакой лояльности от них не дождешься. Бес, вселившийся в человека, закладывает колдуна, который его послал, даже без просьбы. В народе это называется кликушеством. Ну а вещь, оживленная демонической душой, будет отличаться зловредным характером и повадками самого демона. Один из лучших примеров в литературе – рассказ «Фейфолкен» из мира Древних Свитков. Фольклорных же примеров полно в Японии, где предмет может стать демоном и без посторонней помощи.
Совсем другое дело – связанная чарами душа другого человека. Она слабее демона, но зато и послушнее.
Я не помню в фольклоре, чтобы такие души становились основой для артефактов. Зато в массовой культуре это частый образ: на ум сразу приходят «Кольца духов» Лоис Буджолд.
Правда, заглавные кольца были там все же редким, исключительным и запретным волшебством. Зато в том же мире Древних Свитков это дело поставлено на конвейер. Для любого зачарованного предмета требуется особый кристалл, в который поймана душа живого существа. Не обязательно, правда, разумного – но души людей и эльфов (черные) относятся к числу самых сильных, а добыть их проще, чем белые души того же «размера».
Мертвецы, подчиненные колдуну – постоянные персонажи и в народном творчестве. Часто он их даже не убивал, просто они умерли плохой смертью, или были при жизни прокляты, или заключили с ним сделку и теперь расплачиваются.
Гаитянские зомби были вполне вещественными рабами знахарей. Но основа верований та же: зомби служит колдуну, потому что тот поймал его душу после смерти и заставил снова войти в тело.
В Китае бытовало еще более экзотическое верование. Духами-слугами становились там люди, убитые тигром-людоедом. Они обязаны были помогать хищнику, а обрести свободу могли только одним способом – приведя себе замену, то есть заманив в пасть тигру другого человека.
Звери, служащие колдуну-человеку, попадались мне во многих традициях. Но люди, служащие колдуну-зверю – кажется, чисто китайская особенность.
|
</> |