Мой комментарий к записи «А чо так хорошо?» от congregatio
anairos — 11.08.2021 Мне кажется, тут несколько иначе.Вот в примере, на который вы ссылку давали. Женщина, жестоко изувеченная опасным мудаком, нашла в себе силы жить дальше. Даже вот фотографируется, чтобы показать, и себе самой в том числе, что она жива и ведёт настолько полноценное существование, насколько это возможно в её положении.
Вроде бы замечательно: она справляется, ей уже не так плохо, можно порадоваться за неё и забыть обо всей этой истории. Ан нет — ей предъявляют, как она смеет не страдать и вообще вести себя как нормальная, живая, привлекательная женщина.
Очень разумную идею выдвинули несколько лет назад американские феминистки — не помню сейчас, кто именно. Они предложили во всех случаях, когда жертва преступления (особенно сексуального) осталась жива, называть её не жертвой (victim), а выжившей (survivor).
Это совершенно разные эмоциональные доминанты. Если ты жертва — значит, твоя жизнь была трагически оборвана тем событием, которое, собственно, и сделало тебя жертвой. Жертву можно оплакать, можно отомстить за неё, можно утешать её родственников, но для самой жертвы уже ничего сделать нельзя. Её прежней жизни конец, теперь она существует только в качестве жертвы.
Выживший — совсем другое дело. Что бы с ним ни случилось, он ещё жив. Выжившие — те, кого ищут, кого спасают, кого отвозят в безопасное место, поят водой, укутывают пледом, оказывают медицинскую и психологическую помощь, и всё такое. Он выжил, и наша задача — сделать так, чтобы он жил и дальше, сумев оставить страшное событие в прошлом.
Но магия слов "преступник и жертва" слишком глубоко укоренена в массовом сознании. Если она не жертва, то и он, получается, тоже не преступник. А значит, и преступления как бы не было. Оно обесценено жертвой, отказывающейся вести себя как жертва.
Парадоксальным образом та женщина, самим фактом своей фотосессии, в глазах этих конкретных людей как бы оправдывает того изверга, который отрубил ей руки. И потому они её осуждают.
И в нынешнем примере работает та же магия слова. Она не ведёт себя как жертва — значит, она не жертва. Но если она не жертва, то она запросто может быть преступницей. "По-моему, так!". И этот винипух, пошевелив головными опилками, выдвигает несчастную мать в качестве подозреваемой.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
|
</> |