Второе дыхание российской электронной музыки.
soullaway — 19.09.2024 1Думаю, не я один обращал внимание на то, что уже несколько лет молодежь испытывает острый приступ ностальгии по эпохе, которую не застала в силу возраста. В текстах песен фигурируют бандиты, русские тачки и какие-то отсылки к 90-м годам. Ну и, конечно же, музыка, музыка сделала какой-то виток и у нас опять зазвучали отовсюду мелодии, исполненные то ли воскресшим «Ласковым маем», то ли группой «Мираж». Проще всего было бы сказать что-то о реанимированном синти-попе, но это было бы слишком просто. Тем более если уж углубляться в тему, а мы углубимся, то выяснится, что одним этим синти-попом дело тут не ограничивается. Да и вообще все эти ярлыки весьма условны. Особенно если мы говорим о девушке с заглавного фото. Только к ней мы вернёмся позже, а пока что отмотаем историю на 15 лет назад. Ведь мода на электронную музыку взялась ещё в 00-е, просто шла она из андеграунда.
Поздней осенью переходящей в зиму 2008 года я вернулся из армии и естественно был заинтересован в просушивании пропущенной музыки. Что дал мне близкий друг? А много чего он дал. Но среди The Horrors и Ленинграда явно выделялся альбом Дельфина «Юность» и группа Барто. Если с Дельфином всё понятно и это был просто эксперимент с кучей синтезаторов, то с Барто дело обстоит иначе.
2
Собственно они-то в 00-е годы и начали все эти эксперименты с музыкой прошлого. Просто на эту танцевальную музыку легли тексты из настоящего. Хотя опять же, как настоящего? Пелось-то ведь опять о прошлом, и видимо уже тогда началась вся эта ностальгия по прошлому, у которого как мне казалось, нет никакого будущего. Будущее как выяснилось было.
3
Просто Барто был проектом для весьма узкой ниши. Не могла эта группа стать востребованной у широких масс. Так же как не могла быть востребованной новая группа Глеба Самойлова. Там тоже с синтезаторами был полный порядок. Ну и да, с Барто конечно же Глеб записал совместный трек.
4
В общем-то, о той истории можно было благополучно забыть, ну поиграли ребята в электронную музыку и что? Мало ли кто как экспериментирует. Однако уже в этом десятилетии внезапно я выявил, что электронная музыка не просто живее всех живых. Она ещё и стала популярна.
5
Такой проект как Dead Blonde никак не назовешь проектом для узкой ниши слушателей. Как раз наоборот хит «Мальчик на девятке» несколько лет назад взорвал все возможные чарты. Да чего там говорить? Когда я отбирал вот эти фотографии, моя семилетняя дочь оказалась рядом с компьютером и тут же отреагировала.
6
Она знает эту исполнительницу, она знает её песни, а там к слову не один хит имеется и она слушает эту даму. А видела она её где? Правильно в социальных сетях. Ребенок понятия не имеет о чём тут тексты, но ему нравится внешний вид, ему нравятся рифмы и ему нравятся мелодии. Те самые мелодии сыгранные так будто бы у нас опять рулят всей сценой группы Комиссар и Комбинация.
7
Dead Blonde продукт, нацеленный на массовую аудиторию и судя по всему, у него получилось завоевать внимание этой самой аудитории. Если Барто воспринимались как смешной курьез, а Дельфин с Самойловым как экспериментаторы решившие поиграть на синтезаторах, то тут история иная.
8
Здесь можно смело утверждать, что это популярная музыка, и она востребована. Даже если текст о мальчике на девятке и был шуткой, то сейчас это уже не смешно. Это часть современной поп сцены. Другой вопрос, что я не уверен, что слушатели Dead Blonde полезут искать похожую музыку. Не берусь судить, работает ли это сейчас.
9
И тут мы подходим к такому коллективу как Электрофорез. Уже одно название должно бы вызывать интерес у публики и да, с публикой у этой группы всё в порядке.
10
Вообще сейчас стать исполнителем, которой собирает биток по всей стране и звучит повсюду почти невозможно. Да и даже если какая-то песня выстреливает, то это, как правило, одноразовый успех. А вот суметь создать пусть и не гигантскую, но всё же свою постоянную аудиторию задача повышенного уровня сложности.
11
На мой взгляд, у ребят из Электрофореза это получилось. Стадионы они конечно не собирают и хитов как у той же Dead Blonde, у них нет. Однако есть своя ниша и ещё большой вопрос кто на длинной дистанции окажется более успешным. У меня тут нет личных симпатий к кому-то, но Электрофорез показались как-то интереснее.
12
И, конечно же, нельзя не отметить парадоксальность ситуации. Ребята играют музыку, которую играли 30 назад. При этом в 90-е годы я бы вряд ли вообще обратил бы на них внимание. Ну не обращал же я тогда внимания на Технологию или Биоконструктор. Так же как не обращал внимания на Альянс.
13
И вот тут мы подошли к ещё одному интересному моменту. Ну, кто мог ожидать, что спустя несколько десятилетий хит «На заре» вдруг опять станет востребованным? А ведь это и есть та самая электронная музыка. Тут можно начать нудно перечислять стили и делить всё на синти-поп, электропоп, новую волну и электроклэш, но, по-моему, всё это словесная эквилибристика. И мне проще сказать, что есть условный рок и есть электронная музыка.
То есть берём такую исполнительницу как Kedr Livanskiy и спустя пару песен приходим к выводу, что это явно не рок-н-ролл. Да, Яна Кедрина это тоже русская певица и она так же работает в жанре электронной музыки.
14
А потом включаем группу Ploho и понимаем, что Сибирь вовсе не перестала давать отличных музыкантов, но это тоже явно не рок-н-рол. Да и едва ли сейчас чистый рок кому-то вообще нужен.
15
Ну а там уже рукой подать до Shortparis. Группа, на которую лично я возлагал большие надежды, но вот однообразными в итоге оказались ребята, хотя не буду отрицать своих симпатий к ним.
16
А от них уже прямой путь к такому человеку как Коста Лакоста. Вы зря смеетесь. Всех этих музыкантов объединяет любовь к синтезаторам и утопленному куда-то вокалу. И все они в каком-то смысле являются оттенками синти-попа.
17
Я не эксперт в музыке, но, на мой взгляд, туда же можно отнести и такой проект как Аигел. Кстати и этих ребят моя дочь знает по одной песне. Да и вы, скорее всего, знаете эту песню из-за сериала «Слово пацана».
18
Только я лично на этот татарский дуэт обратил внимание куда раньше. Дуэт делал музыку к не менее хорошему сериалу «Топи». И да, у Аигел тоже акцент на электронную музыку. Однако к чему же я вообще вспомнил всех этих ребят?
19
Да вот посоветовали мне послушать девушку со следующей фотографии. Она же, кстати, и на заглавном кадре.
20
Называется этот проект Стереополина и мне с первого раза он показался простым и предсказуемым. Вот только послушав пару песен, я понял, что что-то мне всё-таки не даёт покоя. Почему-то решил посмотреть подробнее, что же играет девушка и почему на неё обратили внимание.
21
Как оказалось, не зря я решил это сделать. Увидев название песни «Любовь это власть» я решил, что это какая-то шутка. Никто прежде не обращался к творчеству группы «Банда четырёх» и тем более не делал такие варианты их песен. Мне понравилось. Сантим в новом прочтении девушки это просто что-то неожиданное и красивое.
22
Ну а дальше я выявил ещё и дуэт с Лёхой Никоновым. То есть девушка играющая музыку, которая могла бы звучать на радио, поёт вместе с неформалом, который сейчас живёт так будто на дворе то ли 1993 год, то ли вообще 1923. Алесей большой поклонник поэзии Серебряного века и это крайне интересный момент.
23
Мы наблюдаем скрещивание андеграунда и попсы. То есть вроде бы и Никонова нельзя назвать каким-то запрещенным андеграундом, и Стереполина наверное могла бы обидеться за то, что я её отношу к попсе, но вот это видимо и есть то, что называется постмодерном.
24
Нет больше никакой попсы и нет никакого андеграунда. Есть просто музыка и всё. И если Стереполина запишет альбом, где будут треки Банды четырех, Комитета охраны тепла, Егора Летова и Константина Ступина, то получится отличная вещь. Туда же могли бы войти песни Панова, Сили, таких групп как Ноль, Сектор газа, Монгол Шуудан и Народное ополчение. В общем, простор открыт.
25
По-моему заход Стереополины вот в эти дебри нашего русского рока, который давно уже утратил своё влияние грамотный ход. Кроме обычной аудитории в лице поколения родившегося в 21 веке она ещё может зацепить и таких ребят как я.
26
Главная же ирония в том, что 25 лет назад я бы точно не стал слушать подобную электронную музыку. Сейчас же она не только не вызывает раздражения, а скорее наоборот мне симпатична. Так что надеюсь, у Стереполины всё будет в порядке, и она ещё соберёт свой огромный зал. Все данные для этого есть.
27
Подводя итог можно с уверенностью сказать о том, что электронная музыка у нас переживает второе рождение. Да, можно начать бубнить, что ничего нового не могут придумать, но едва ли это вообще нужно в современном мире. Куда увлекательнее скрещивать прошлое с настоящим.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.
|
</> |