Мотивы для инквизитора

топ 100 блогов anairos29.07.2021 Тут уважаемый Мотивы для инквизитора myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не видели, рекомендую – мои впечатления от прочтения оказались ровно такими же, но myrngwaur изложил их лучше.

Но, кроме всего прочего, эта рецензия навела меня на мысли. Скотт Бэккер, как и многие, многие другие авторы, не сумел адекватно изобразить противостояние церкви и магов.

Стандартный фэнтези-сеттинг – условное средневековье. Поэтому кажется таким естественным перенести туда, чисто механически, нашу охоту на ведьм. Она, правда, в реальности не имела отношения к средневековью, но кого это волнует?

И вот автор берёт сказочное королевство с королями и волшебниками и добавляет туда церковь, так или иначе списанную с римо-католической. Могущественную, проникшую везде, обладающую монополией на идеологию, порой способную диктовать свою волю даже королям. Эта церковь провозглашает, что любая магия – скверна, а маги подлежат уничтожению. Фанатики преследуют волшебников, и те постоянно живут в страхе перед инквизицией.

Но позвольте, ведь перед нами фэнтези! Здесь магия – не туманное искусство общения с потусторонним, а технология непосредственной власти. Маги могут творить наглядные, зримые чудеса, причём творить надёжно и предсказуемо. Кроме них, никто на такое не способен. Отличить настоящего волшебника от шарлатана не всегда просто, но всегда возможно – особенно если ты сам волшебник.

Как в этих условиях могла вообще появиться религия, запрещающая магию, как она выдержала конкуренцию с другими религиями, и как доросла до уровня господствующей церкви, определяющей мировоззрение народа?

Это не риторический вопрос. Любой автор, который берётся использовать конфликт «церковь против магов», должен на него ответить хотя бы себе самому.


По логике вещей в мире, где есть магия, она должна составлять с религией неразрывное целое – как оно и было в нашем мире. Чудотворные способности будут считать исходящими от Бога. Если не все маги будут клириками, то уж точно все клирики – магами.

Даже если магом нужно родиться, и их слишком мало, чтобы захватить власть – они, вероятнее всего, займут место брахманской касты, избранных служителей Бога. Как в «Звёздных войнах», где джедаи – одновременно и монахи, и священники, и рыцари-паладины, а ситхи – еретики, отступники, дьяволопоклонники и террористы.

В таких условиях преследовать станут только «неправильных» колдунов – тех, которые причиняют другим вред, применяют запрещённые техники или стремятся к мировому господству. Противостояние «церковь против магов» – это конкуренция двух религий (или двух идеологий), приверженцы которых практикуют магию по-разному.

Различаются их подходы или источники силы – но не результаты. В принципе они могут творить одни и те же чудеса. Иначе они не конкурировали бы, а сосуществовали в рамках разделения труда, как маги и клирики в ДнД или многочисленные разновидности магов Этшара.

Чаще всего конфликт между ними происходит даже не по оси «добро-зло», а скорее «порядок-хаос».

У одних авторов церковь проповедует рациональную, гуманную религию. Её чудеса исцеляют, защищают, восстанавливают справедливость и вообще идут людям на пользу. Колдуны же взывают к древним демонам, совершают варварские кровавые обряды. Их магия разрушительна даже для них самих, но именно поэтому сильна и опасна.

У других маги – учёные. Они исследуют чудотворную силу, изучают её законы и правила, распространяют знания. Церковники же невежественны и архаичны. Они обожествляют или демонизируют всё, чего не могут понять. Чудотворцы и паладины способны одолевать волшебников только числом, фанатичной верой или союзниками на Той Стороне, с которыми магам хватает ума не связываться.

Ну и, конечно, не будем забывать третий вариант – неоязыческий. Маги – последователи древней религии почитания природы и естественности, они практикуют в лесах, в пещерах и по берегам озёр. Церковь – новая религия больших городов и империй, её приверженцы покоряют природу и разрушают её. Здесь антагонист соединяет в себе мертвящий порядок и губительный хаос, а протагонист претендует на положение в золотой середине гармонии. Особенно наглядно, если в церкви всё священство поголовно мужское, а у магов, наоборот, во главе всего стоят мудрые жрицы-ведьмы.


Конечно, возможна и религия антимагии – особенно там, где неравенство между магами и маглами заметно и непреодолимо.

Например, можно легко представить этакий протестантизм на стероидах. Он обожествляет порядок вещей и провозглашает, что любые чудеса, независимо от их источника, греховны, поскольку идут против замыслов Бога. Праведник использует только естественные средства, дарованные ему Творцом.

Но работать этот вариант будет только в одном случае – если приверженцы этой религии могут явить силу на деле. У них есть способ быстро и надёжно нейтрализовать любое колдовство или хотя бы защититься от него.

Иначе религия антимагии обречена оставаться мелкой маргинальной секточкой, которую никто не принимает всерьёз – полным аналогом наших амишей, отвергающих технологии. Существовать она будет лишь до тех пор, пока не встанет поперёк дороги достаточно сильным магам – или королевству, активно их использующему. Ни о какой масштабной охоте на ведьм не может быть и речи.


Как по-вашему – есть ещё какие-то варианты, которые я упустил?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В моих глазах замерло лето, замер этот догорающий август, чтобы бесконечно длиться. Длиться. И длиться................................................ ...
- Расскажи интересный случай, а то не верится что ты особистом был... Однажды в одной из воинских частей копали траншею, отправили срочников. Срочники копали от сюда и до обеда, пока один из низ не наткнулся на старую противотанковую мину, ТМ-57, с таким "рожком" в качестве ...
Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О происхождении названия Вифлеем существует несколько версий. В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам - дом богини Лахам. На иврите ...
Синхронный турнир Berlin Brandenburger Tor 14—18 июня 2019 Редактор – Николай Коврижных. Перед началом хотелось бы поблагодарить всех, кто помогал в работе: Павел Аликин, Александр Бирюков, Алексей Бороненко, Ольга Брыль, Марина Канарикова, Наталья Ко́мар, Юрий Короленко, Сергей ...
На небе были небольшие тучки, яблони утопали в цвету в прямом и переносном смысле, а конь Валера опять пришел поперед расписания. А ведь договаривались на семь. Он, главное, сам предложил. Приду, говорит, в воскресенье в семь утра. Точно-точно в семь, переспросила я, или может быть ...