Мемуары бригадиров жераров

топ 100 блогов qebedo31.05.2023 Воспоминания — жанр, конечно, сам по себе специфический, обычный человек не сядет писать о том, каково ему было в раннем детстве и юности, если не поймет, что происходили с ним вещи на самом деле примечательные. Обычно для этого в прошлом нужно было поучаствовать в каком-нибудь «историческом событии», чтобы приобрести почетное право заставлять других читать о себе любимом. Впрочем, никому не интересны (исключения бывают, но редки) воспоминания истопников или парикмахеров — мемуары обычно пишут генералы, политики или «звезды сцены». Обычно — но бывают такие времена, когда даже с самыми заурядными людьми случались удивительные приключения…

Наполеоновские войны, и более узко — Война за независимость Испании 1808—1814 годов, к таким временам, безусловно, относились. И породили целое цунами мемуаров, воспоминаний и дневниковых записей самых разнообразных участников — маршалов и генералов, офицеров и солдат, чиновников и специалистов, и даже обычных обывателей. Имя им легион, но поскольку никаких россиян в Испании того времени не побывало (был в качестве «офицера-оккупанта» Фаддей Булгарин — но вот он-то как раз воспоминаний об этом не оставил, видимо, постеснялся…), «русскоразмовляющему читателю» эта тема осталась неизвестной от слова совсем. Наши соотечественники до сих пор уверены, что французов на Пиренейском полуострове победили толпища партизан с картинок Гойи, хотя ушли они оттуда всё равно в основном от огорчения, что в России их в 1812 году сильно побили… Биде-пичаль.

Человек В. Н. Шиканов, сделавший целью своей жизни знакомство нас с мемуарами аполионовских офицеров и зольдат (я уже писал о его переводах мемуаров полковника Гонневиля и «Воспоминаний драгун»), сотворил таки для «просвещения русслиянств» антологию «Пиренейская война 1807—1814 гг. Антология мемуаров французских очевидцев», составленную из подобранных по хронологии и географии кусочков сочинений участвовавших в описываемых событиях… И тут сразу вступает в силу веское «но». Человек Шиканов не хочет давать нам объективную картину событий — иначе бы он включил в антологию отрывки воспоминаний англичан и испанцев (в сети Онторнет давно всё уже украдено, и при условии владения английским проблем нет). Но увы — его интересует исключительно «трикулёр, вивлямпёр, Монитёр», геройская апологетика «великого ампиратора» и банальный, скушный и пошлый бонапартизм головного мозга…

Потому что при всем богатстве выбора — драгуны, уланы, кирасиры, легкая кавалерия, пехота (линейная и легкая), артиллерия, штабные, адъютанты, снабженцы, чиновники и прочая шушера — и разнообразии индивидуальных «епизодов» практически все авторы четко придерживаются одного и того же стиля изложения. Который обессмертил в своей гениальной книге англичанин Конан Дойл (видимо, он тоже читал эти мемуары и уловил именно это) — бригадир Жерар. Человек, говоря словами другого англичанина, как бумажник — в нем два отделения. (Само название двусмысленное — бригадир в английской армии первый генеральский чин, а во французской — ефрейтор кавалерии.) Отважный, активный, находчивый, жизнерадостный, патриот и бонвиван, галантный с дамами и рыцарственный с врагами. А еще отчаянный 3,14здабол, оптимист в розовых очках и довольно глупый малый, которого абсолютно все, от смазливой немки до других офицеров, «обносят вокруг пальца». Плюс самоуверенный до эгоизма, редкостный шовинист и безграничный бонапартиЗД.

И вот такой персонаж рассказывает нам, постоянно меняя маски, про Пиренейскую войну — используя одни и те же шаблоны. Да, она была ненужная и непонятная простым воякам — дикая же страна, какой с нее прибыток? Но «миссия культурных человеков посреди варварств» и «несение славы Франции» (на самом деле — бездумное выполнение дурацких приказов, насчет глупости которых особых сомнений и не было). Конечно, их там никто не ждал, и «сопротивление испанцев в целом было справедливое, потому что наши солдаты — совсем не баптисты». Но как только за причиндалы вешали «кого-то из нашего полка», «справедливое возмездие» превращалось в «ах так, чего они там о себе удумали, варвары черножопые, всех кОзнить!», потому что «а как иначе — челюсть за зуб». Любое начальство выше любимого полковника — трусы, воры, остолопы (но что характерно — маршалы и ампиратор всегда вне критики, они практически постоянно «великие, отважные и умнейшие»). Больше всего воруют и глумятся над местными, естественно, пехотинцы (ТЗ кавалеристов), кавалеристы (ТЗ пехотинцев), и те, и другие (ТЗ артиллеристов), вообще вся эта чернь и рвань вместо армии (ТЗ штабных и генералов).

Враги всегда трусы, а если не трусы — полные неумехи, и их всегда «стопятьсот мульёнов», но нам, отважным францозише зольдат, абсолютно покуй, мы с двумями ротами атакуем дивизию и разгоним в разные стороны! Типичное сражение против испанцев выглядит так — наш батальон (эскадрон) отважно пошел вперед и погнал «пиздисят тыщ» врагов, соседние батальоны (эскадроны) сделали то же самое, в итоге мы всех убили и взяли в плен. Типичное сражение против англичан еще более аляписто и занимательно: наш батальон (эскадрон), плюя на убийственный огонь, ворвался на позиции и всех обратил в бегство, но… соседние батальоны (эскадроны) не подошли вовремя, а тут напали «офигилионы» резервов врага, и мы гордо и шагом удалились назад. Победа была бы у нас в кармане, но тупые генералы не скоординировали атаки, не подвезли вовремя патроны, и вообще нас предали, остановив в шаге от победы.

И да, мы всё время голодали, холодали, мерзли и варились от жарищи, мучаясь жаждою — а эти «годдоны» за рекою сидели в теплых палатках, жрали булки хлеба и палки колбасы, поплевывая свежим кофием в нашу сторону. И никогда, сцуке, не атаковали нас, чтобы мы могли их пАдлАвить и разбить! Только когда их было стомульёнов, и никакого шанса у нас не было. Талавера — наша победа «по очкам», и Бусаку — тоже, и до того Вимейру, а при Саламанке мы их гнали, но тут маршалу Мармону узвездило ядром, а потом генералу Ферэ, а потом генералу Клозелю — вот так этот Веллингтон и выЙграл, бесчестно, потому что сам пушку на Мармона наводил!.. Но что показательно — рассуждений о мировой политике в стиле «англичанка вечно гадит» и «надо спасать мир от однополярной НАТы», которая «душит честь и совесть чистоганом», очень мало. Среднестатистический «бригадир Жерар» во всем этом не разбирается, ему бы пожрать, напиться и потрахать сговорчивых испанок — и тогда «жизнь становится прекрасна и чертовски хороша».

Отдельно доставило описание «ужасов кадисских понтонов» — бедные сдавшиеся (сами) иностранцы, вторгшиеся в страну, куда их никто не звал и натворившие в ней «говна и безобразий», ноют за «нарушения Женевской конвенции» и «бесчеловечных испанцев» (эта сучка крашена мне в лицо плюнула — вот говна!).

В общем, как вы уже поняли, «картина маслом, колбасой и пастернаком». Очень забавная, занятная и интересная, особенно в сравнении с писаниями нынешних «военных блогИров» и прочих «зарусьпорвусей». Двести лет прошло, а кругозор и уровень интеллекта «бригадиров жераров» не подросли ни на сантиметр…

Мемуары бригадиров жераров

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Американская авиация внезапно нанесла удар в провинции Идлиб в непосредственной близости от группировки российских сил (в наших СМИ ее называют сирийской, но сирийцы там по большей части выполняют роль селфи-группы, реальные результаты обеспечивают подразделения российского армейского ...
Сахара оживает, высохшие давным-давно озера вдруг вновь ненадолго заполнились водой. Погибли местные жители, которые не знали, что живут на дне высохшего озера. Сейчас там утонули тысячи людей, а ведь когда-нибудь зазеленевшие равнины бывшей пустыни прокормят миллионы людей. Да, ...
...
Завтра возвращается Адриана.  Две недели свободы пронеслись как один день, не принеся должного удовлетворения.  Из запланированного не сделано абсолютно ничего:  квартира не убрана,  друзья не встречены,  пляжи и парки не хожены,  книжки не прочитаны ...
Из национального заповедника Сишуанбаньна (Xishuangbanna) в юго-западной провинции Китая Юньнань на стыке границ Бирмы и Лаоса сбежало стадо из 15 слонов. Еще в апреле. Движется на север. Уже прошли 500 километров и находятся в 20 верстах от города Куньман. По дороге животные съели ...