Ars militaris - 21
qebedo — 24.05.2023 Прыгай, как метун, пихай, как гоплит!Если кто-то поДзабыл, то в оном сериЯле мы беседОВАем об истории военного искусства. И следующее событие Коринфской войны связано с появлением и развитием нового рода войск, внесшего существенные изменения в тактику — пельтастов. Но сперва надо рассказать об их «отце родном», афинянине Ификратесе. Сын кожевника, он посвятил себя новой профессии, зародившейся в Греции в ходе практически бесконечных войн, начавшихся с вторжения персиян и до сих пор не заканчивавшихся — он стал наемником. И вообще, он был одним из первых профессиональных военных в мире — не вождем, монархом, придворным, аристократом, выборным командиром, командующим ополчением, а получавшим плату за ремесло офицером. Видимо, молодость у него была бурной — он впервые появляется в истории уже во главе отряда себе подобных в битве при Немее (см. предыдущей серии). Судя по всему, карьеру он начинал во Фракии, поскольку своровал оттуда типаж тамошнего воина, который «довел напильником» под греческие условия — и так появились пельтасты.
Фракийский воин с пельтой
Основа вооружения пельтаста — легкий щит пельта, прикрывавший левую руку, который носили фракийцы. Он куда меньше гоплитского и намного легче, но способен дать неплохую защиту в ближнем бою. И потому пельтаст, в основном занятый метанием дротов, мог при желании биться в сомкнутом строю как тяжкий пехотинец. Особенно если дать ему шлем, меч и ударное копье, что и сделал Ификратес. Получилась своего рода универсальная средняя пехота, способная вести метательный бой как легкая и рубиться как гоплиты. Без тяжелого и дорогого доспеха снаряжение пельтаста было намного дешевле, и очень скоро они стали составлять бОльшую часть греческих наемников, рекрутировавшихся из небогатых горожан, желающих подзашибить легкую деньгу, чтобы поправить свое материальное положение.
В 291 году до Р. Х. военные действия продолжались на Коринфском перешейке (он же Истмос) — спартане удерживали Лехеон, союзники базировались в Коринфе (см. предыдущую серию). Как-то раз амикляне (жители Амикле — городка периэков-ремесленников в Лаконике), входившие в состав пелопонессянского войска, решили уйти в отпуск — вернуться на родину, чтобы отпраздновать Гиакинфию (трехдневный праздник в честь Аполлона, святилище которого располагалось в Амикле). Видимо, отряд был не шибко большой и сильный, потому его эскортировали спартанских 600 гоплитов и кавалеристов. Отойдя достаточно далеко от Лехеона, гоплиты повернули назад, а конница продолжила путь с амиклянами. Это заметили зоркие глаза афинских стратегов — плутократа Каллиаса и Ификратеса. Всего несколько сот гоплитов, хучь и спартян, да еще без кавалерии — пахнет легкой добычей. Первый вывел в поле и выстроил гоплитов, а второй в это время с пельтастами окружил лакедемонян и стал их обпуливать дротами — началась битва при Лехеоне.
Пельтаст
Спартанский полемарх («многосражавшийся» — синоним слова командир) Анонимос приказал воинам старшего возраста атаковать врага. Но пельтасты с легкостью убегали от неповоротливых гоплитов, продолжая их обпуливать, а когда те останавливались — снова нОбигали, били с фронта и забегали с флангов. Попытка атаки воинов младшего возраста привела к такому же плачевному результату. Не спасла и подоспевшая конница — «ификратяне» смыкали строй, не давая ей ударять с фронта, и продолжали пуляться дротами. Да и было-то оной кавалерии, судя по всему, всего несколько десятков всадников. Итого, спартяне, спасаясь от врага, взбежали на некий холм, неподалеку от моря. Тут подоспел Каллиас с гоплитами, и лакедемонян начали тупо убивать — некоторые спаслись на подоспевших с Лехеона лодках, но в основном были убиты или взяты в плен.
Маленький шаг в Коринфской войне, но большой шаг для человечества — появилась «универсальная пехота», способная сражаться как в сомкнутом, так и в рассыпном строю. Как написал Плутархос, «такое большое несчастье уже давно не постигало лакедемонян: они потеряли многих славных воинов, причем гоплиты оказались побежденными легкой пехотой и лакедемоняне — наемниками». Поражение вызвало моральное падение духа в армии Агесилаоса, и он, оставив гарнизон в Лехеоне, ушел в Спарту. А Ификратос с наемниками совершил удачный рейдонабег вглубь Пелопоннеса, разграбив окрестности Флиаса и Аркадию и побеждая флиасян и аркадян. Тем временем аргивяне ввели в Коринф свои войска и… присоединили его. В отместку Агесилаос напал на самоё Арголиду и «терпел победы», кружа вокруг города и не имея возможности его захватить. Так обе стороны развлекали себя в 391 году до Р. Х.
Всякие гоплитские девайсы
Тем временем спартяне попытались собрать новый флот и отправили его на Родос, спасать тамошних олигархов, выгнанных демократами. Корабли приплыли в Книдос, где узнали, что у родосян кораблей больше, и остались там в прострации. Тогда лакедемоняне послали еще кораблей во главе с Телевтиасом, братом Агесилаоса II, который соединился с самосянами и решил, что он уже очень крут и может напасть на Родос. Но афиняне прислали туда на подмогу корабли во главе с «героем вчерашних дней» Фрасибулосом (терявшим популярность в борьбе со снова зародившимися демагогами), который… решил, что родосяне сами справятся и поплыл на Геллеспонт — защищать афинские кОрованы с зерном из Понта Евксинского. После этого Фрасибулос приплыл на Лесбос, где при поддержке митиленян победил пелопоннесские войска, находившиеся на острове. Однако в итоге был убит жителями города Аспендоса — ибо взятку взял, но всё равно пустил воинов на поля грабить и топтать урожай… Так погиб «спаситель Афин от тирании».
В 390 г. до Р. Х. новый спартанский наварх Анаксибиос поплыл на Геллеспонт — грабить уже афинские кОрОваны, «а то чё ж». На перехват ему был отправлен Ификратес, и в сухопутном сражении близ Абидоса разбил спартанского «флотомарха», поймав в засаду, убив его самого и нанеся тяжелое поражение его войску. Кроме того, он совершал набеги на Фракию, а также вернул трон фракийскому царю Севтесу II, за что стал его «кунаком-корифаном». В 389 году до Р. Х. Агесилаос II переплыл Патрасский залив и напал на племя акарнан, разбил их и заставил в 288 году до Р. Х. заключить мир со Спартою. В том же году Агесилаос ходил на Аргос, но аргивяне устроили ему обструкцию, не выйдя на бой, пришлось пограбить села и уйти, сославшись на плохие предзнаменования при жертвоприношении… Повторялась «пичалько-печенька» Пелопоннесской войны — быко-кит никак не мог одолеть кито-быка, чему радовались токмо персияне, ибо про них уже все давно забыли, и никто их кОрОваны не грабил — «дарики-лучники» сработали на 146 %.
|
</> |