Крыша дома, который построил дед
gull_25 — 11.11.2021На днях я писала о доме, который построил мой дед Филипп. Дом стоит уже более 100 лет. Первую крышу на доме сделали из соломы.
Дед решил крышу сделать из оцинкованного железа. А железа в продаже в 20-е годы прошлого века не было. Но дедушка уродился упертым, решил — значит будет так! Он покупал цинковые корыта, расклепывал их, распрямлял листы. Но процесс шел медленно, корыт из цинка в магазинах было мало.
В 1930 году на КВЖД наступил короткий мир, российские железнодорожники вернулись к обслуживанию китайского участка дороги. В Харбине был целый городок русских железнодорожников. Родная сестра моей бабушки Полины была замужем за железнодорожником. Они жили в Харбине, даже фамилию их помню — Губкины. В 1930 году у дедушки с бабушкой было 5 детей -погодков, которых нужно было собрать в школу. Обучение детей в семье деда было приоритетом. Собрать одновременно пятерых в школу и в наше время тяжелая задача. А уж в условиях тотального дефицита...
Бабушка отправилась в Харбин, к своей сестре. Ткани они там нашли, купили и кое-что из канцелярии. Но... через границу можно было провезти только 3 метра ткани. Я уж и не знаю, чьи это ограничения — российские или китайские. Но 3 метра не хватит для 5 детей, да и бабушка хотела бы себе новое платье, ей ведь еще и сорока не было. Сестры нашли выход! Обмотали бабушку тканью, привязали к телу веревками. Вот таким кулем бабушка переходила границу. Рассказывала, что очень боялась, что споткнется или кто-то толкнет, тогда она сама встать не сможет. Бабушка хорошо шила, даже заказы брала когда старшие дети из дома уехали. Пошила костюмчики мальчикам и сарафаны девочкам, все это из габардина! Из обрезков, оставшихся от кроя, получились сумки для учебников.
В Харбине бабушка рассказала родственникам о новом доме, и о том как Филипп стремится сделать цинковую крышу. Зимой железнодорожник Губкин прислал телеграмму — на станцию Уссурийск он прислал цинковые листы для крыши. В 1931 году дедушка покрыл крышу металлом, такая крыша была первой их селе. Видите ее на фотографии? Крыше 90 лет. 15 лет назад отец спрашивал у нового владельца течет ли крыша? Тот ответил, что нет, были протечки на веранде. Но веранда ваннами покрыта. Из ванн были и крыши на сарае для свиньи и коровы. Сараев уже нет.
Пишу, и вдруг задумалась: а ведь история страны — это история семьи. На Румынском фронте в Гражданскую был ранен дед, на КВЖД работали родственники по бабушкиной линии, космосом занимался старший сын деда Алексей, а до войны он служил в Кремлевской роте, на фронте в Отечественную под Витебском погиб дядя Федор. Японию бомбил мой отец, станцией наблюдения за погодой в Адлере почти 40 лет руководила тетя Катя ... И все они жили вот в этом доме, в деревне Горбатка. Доме, который построил дед.