Лазо и топки. Эффект Манделы
gull_25 — 07.11.2021Как красива тайга в конце осени. Знаешь, что эта красота вот-вот уйдет под снег, и от этого немного грустно. Фотографию взяла у Юлии Это — перевал на Сихоте-Алиньском хребте в Лазовском районе.
Всегда любила этот уголок Приморья с природой, в которую пока мало влез человек со своими повадками. А у Юли талант видеть красоту! Сами посмотрите как красиво, у нее много фотографий заповедного района на самом крайнем востоке Приморья, рекомендую зайти по ссылке.
Свое название район получил в честь Сергея Лазо, молдованина по национальности, дворянина по происхождению и романтика революции по жизни. Лазо возглавлял восстание во Владивостоке. Название району дали в 1949 году, через 29 лет после смерти. Официальная версия гласит, что Лазо отловили японцы во Владивостоке и передали казакам — белогвардейцам. Потом Лазо якобы сожгли в топке паровоза. Да, в Википедии написано «сожгли живьем в паровозной топке». Вот фото тех лет, на ней — японцы во Владивостоке. Они идут по Светланской, демонстрации и парады и сейчас проходят на этом месте, только направление их поменялось на противоположное.
Ну, а нестыковок с убийством Лазо много. Очевидцы говорят, что революционеров расстреляли на берегу речки Объяснения, а трупов горожане не нашли. Почему-то отловили японцы, отдали белогвардейцам, а потом ... японцы сожгли живьем. Легенда о сожжении основана на показаниях одного очевидца, он видел, как в топку паровоза засовывали МЕШКИ. А потом откуда-то появилась «сожгли живьем». Я пока исследую этот эффект Манделы, источника его не нашла, но если 1949 году Президиум Верховного совета СССР присвоил целому району имя Лазо, значит сказка о сожжении живьем была сильна.
Паровоз, в топке котрого якобы сожгли Лазо, установили в 1973 году в Уссурийске, через дорогу от моей 130 школы и в одном квартале от дома, где я жила. Конечно же, вся наша школа была на открытии мемориала. На митинге были сестра Лазо, старые большевики. Когда митинг закончился, мы облазили весь паровоз. В топку человека засунуть не получится, ведь размер шуровочного отверстия меньше 40 см. Конечно же, народ стал интересоваться: а тот ли это паровоз, а жгли ли Лазо? Горком КПСС отреагировал быстро! Первым делом заварили двери, вторым убрали длинный текст с историей сожжения под стеклом и третьим — установили лаконичную табличку.
В мои школьные годы нам привили интерес к истории своего города и края. Рядом со школой был клуб управления железной дороги. В клубе — богатая библиотека, с еще дореволюционными книгами. Мы пропадали в этой библиотеке примерно класса с 5-6, потому что была такая «мода» в школе— по средам проводить научную конференцию. Каждый мог выступить с докладом на любую тему. В школе учились дети управленцев дороги, они и занимались изучением истории ДВЖД. Один мальчишка откопал, что вместе с Лазо были схвачены Луцкий и Сибирцев. И схватили их белогвардейцы, доставили во Владивосток и расстреляли на окраине города. А паровозы серии «Е» были изготовлены в Америке и поставлялись в СССР по Ленд-Лизу в 40-е годы. На вопрос: «Почему рядом с именем Лазо нет Луцкого и Сибирцева» нам никто ответа не давал. Так что ... имеем очередной народный миф и эффект Манделы.
Чтобы убрать вопросы журналисты местной газеты «Коммунар» провели расследование и нашли, что один паровоз Ел-629 был построен и доставлен в Россию в 1917 году и использовался на КВЖД. И он действительно находился на станции Эгершельд в 1920 году. Но созданию достоверной картины это никак не поспособствовало. Упомяну лишь один достоверный факт. Паровоз Ел-629 бегал по железной дороге до 1972 года, никто не упоминал о его кремационном прошлом. А когда его списали в утиль, вдруг оказалось, что вот он — убивец.
А Лазовский район красивый! А миф о Сергее Лазо какой-то корявый. Прошло 100 лет с его трагической гибели, но так и не ясно ни кто его убил, ни где его могила.