Придворный персонал королевы Виктории.
pailish — 11.11.2025
Теги: Робертс
Года три назад я писала пост о придворном шеф-поваре королевы Виктории, Чарльзе Эльме Франкателли, и о несоответствии его реальной истории и телесериальной в сериале «Виктория». Рассматривая старые фото на сайте Королевского траста, я наткнулась на фото главного костюмера королевы Виктории, Марианны Скерретт, времен, когда она служила у королевы, и по воле авторов сериала у нее должны были быть романтические отношения с поваром. В прошлом посте я писала, что в реальной жизни у повара была совсем другая жена, а костюмерша никуда с поваром не уезжала и вышла на пенсию в возрасте 69 лет. Но мне стало интересно побольше узнать о жизни реальной костюмерши.
Королева Виктория была первым монархом, поселившимся в
Букингемском дворце после восшествия на престол в 1837 году. Однако
она унаследовала недостроенный дом, в котором отсутствовали даже
двери и раковины, и который был ужасно холодным. Дым из труб
проникал в комнаты, где горел камин, а ковры и шторы отсутствовали.
Вот откуда пошла «мода» заселять людей в недостроенное
жилье. Когда барон Стокмар, один из советников Виктории,
пожаловался, что в столовой всегда холодно, он получил следующий
ответ от одного из прислуги: «Видите ли, строго говоря, это не наша
вина, поскольку лорд-стюард только разводит огонь, а лорд-камергер
его зажигает». Дворец в конце концов довели до ума.
С персоналом было сложнее. В то время королевский двор был разделен на три департамента, возглавляемые лордом-камергером, лордом-стюардом и шталмейстером. Эти старшие члены двора не жили при дворе, их обязанности были расплывчаты, и было неясно, за какие части дворца каждый из них отвечал. «Слуги и служанки, не имея хозяина в доме, приходили и уходили, когда им вздумается, совершая много безрассудств, и никто не мог их наказать», — писала одна из газет. Но к счастью Виктория была замужем за Альбертом, который привык к немецкому порядку, и в 1840-х годах внедрил эффективную систему, которая действует до сих пор.
Домоправитель, который раньше имел ограниченные полномочия, получил новые обязанности и был назначен ответственным за всю домашнюю прислугу. Это дало возможность требовать от остальной прислуги безупречного выполнения своей работы и планировать большие мероприятия. В Королевском трасте хранится список кандидатов на роль домоправителя или домоправительницы с комментариями принца Альберта такими, как «плохой характер», «грузная и старая», «имеет французскую любовницу». С 1855 по 1893 год экономкой при дворе королевы Виктории работала Элиза Джейн Торнтон. Она начала работать экономкой в 1855 году в Виндзорском замке, а в 1865 году перешла в Букингемский дворец. В 1893 году она вышла на пенсию.
Инструкция для экономки гласила: «... полная и безраздельная власть и контроль над всеми горничными в Букингемском дворце, организует распределение работы и сама несет ответственность за ее надлежащее выполнение». Мисс Торнтон следила за тем, чтобы горничные рано вставали по утрам на работу и в первую очередь убирали личные покои королевы Виктории и принца Альберта.
Одной из важнейших обязанностей мисс Торнтон было управление кладовой. Она хранила варенье, пирожные, печенье и постельное белье. Кроме того она также следила за тем, чтобы моральные ценности Виктории и Альберта поддерживались среди персонала. Работы у экономки было очень много. 38 лет безукоризненной службы не каждый способен выдержать. Королева Виктория ценила преданных сотрудников и часто выражала им благодарность подарками. В 1856 году она преподнесла мисс Торнтон серебряную сахарницу стоимостью 15 фунтов стерлингов. Сегодня это эквивалентно более чем 1500 фунтам стерлингов. В 1859 году она также подарила ей серебряный чайник.
Самой уважаемой из персонала королевы Виктории была мисс Скерретт, о которой шла речь в начале поста. В 1837 году она была назначена главным костюмером королевы Виктории и вышла на пенсию в 1862 году. Марианна Скерретт родилась приблизительно в 1793 году в Лондоне. Ее родителями были Уолтер Фрай Скерретт и Альбиния Матиас Скерретт. Уолтер Скерретт родился в 1762 году. К 1791 году он уже жил в Лондоне, где в том же году женился на Альбинии Матиас. Альбиния была подругой Шарлотты Берни (сестры писательницы Фанни Берни), дочери известного историка музыки, органиста и композитора. Уолтер Скерретт владел бизнесом в Лондоне и был рабовладельцем, и его бизнес был связан с Вест-Индией (включая Антигуа, Барбадос, Бермуды, Монтсеррат и то, что сейчас является Гайаной). После своей смерти Марианна Скеррет оставила королеве Виктории картину, на которой изображены ее предки. Маленькая девочка на картине — бабушка мисс Скерретт в детстве. Картина сейчас находится в Королевском трасте.
О детстве и юности мисс Скерретт мало что известно. Известно только, что Марианна получила респектабельное воспитание и некоторое образование, поскольку по отзывам, она была умна, начитана и свободно владела несколькими языками (датским, французским и немецким). Внешне мисс Скерретт описывали, как «маленькую, худую, некрасивую и набожную». В 1837 году, примерно в возрасте 44 лет, Марианна Скерретт была назначена главным стилистом, ответственным за ювелирные изделия. Данные свидетельствуют о том, что Лора Петти Фицморис, маркиза Лансдаун (главная фрейлина опочивальни), рекомендовала мисс Скерретт королеве. Говорят, что семья Лансдаун была знакома с семьей Берни, с членами которой дружила мать мисс Скерретт. Мисс Скерретт вошла в штат королевы Виктории до ее коронации, и, видимо, именно она была ответственна за коронационный имидж королевы Виктории.
В обязанности мисс Скерретт входили заказ одежды и аксессуаров королевы, ведение учета гардероба, руководство парикмахерами, швеями и другими лицами, связанными с гардеробом и внешним видом королевы. Она должна была следить за состоянием предметов гардероба, и если что-то требовало ремонта, передавать горничным. Мисс Скерретт также следила за тем, чтобы все было надлежащим образом разглажено и разложено, чтобы быть готовым к тому моменту, когда Виктория проснется или ляжет спать, и чтобы у нее было все необходимое во время путешествия. Королева и ее костюмерша обсуждали фасоны платьев, ткани, кружево, аксессуары, а затем костюмерша покупала все необходимое и передавала в работу швеям.
В сентябре 1842 года, когда бывшая гувернантка Виктории, баронесса Луиза Лезен, уехала в Германию, мисс Скерретт взяла на себя некоторые обязанности Лезен в дополнение к своим собственным. Эти дополнительные обязанности включали в себя работу личным секретарем королевы, в том числе мисс Скерретт писала торговцам, художникам и граверам, отвечала на просьбы о помощи от бывших слуг, оплачивала счета, связанные с созданием и поддержанием гардероба королевы, и писала рекомендации для других костюмеров и горничных, все от имени королевы. Мисс Скерретт также писала часть личной переписки королевы с различными членам семьи от имени Виктории. Она помогала Виктории с ее гравюрами. Поддерживая связь с художниками, мисс Скерретт организовывала сеансы позирования Виктории в удобное для королевы время, например, для картины Ландсира, изображающую королевскую чету в исторических костюмах для костюмированного бала в Букингемском дворце. Принц Альберт и королева Виктория были одеты как Эдуард III и его супруга королева Филиппа Эно (14 век). Члены королевского двора должны были появиться в одежде того же периода, хотя другие гости могли надеть костюмы по своему выбору. Костюмы разрабатывались под руководством Джеймса Робинсона Планше (английский драматург, антиквар, специалист по истории костюма и геральдике) и были специально предназначены для того, чтобы дать работу приходящей в упадок шелковой промышленности Спиталфилдса. Хотя костюмы воспроизведены с точностью, туго зашнурованный корсет Виктории и множество нижних юбок выдают эпоху.
Мисс Скерретт ушла со службы королевы в 1862 году в возрасте 69 лет и получила пенсию в размере 70 фунтов стерлингов (приблизительно около 10 000 на наши деньги). Она переехала к своей сестре в Мэрилебон в Лондоне, где, по-видимому, прожила до своей смерти 29 июля 1887 года. Выйдя на пенсию, она поддерживала связь с королевой Викторией посредством писем и визитов. После смерти мисс Скеррет Виктория писала в своем дневнике: «... она оказала мне огромную помощь, заведуя гардеробом, все приводя в порядок, просматривая мои счета и т.д., а также договариваясь с разными художниками. Она была весьма превосходным человеком, очень умной, много читала, страстно любила животных и была близкой подругой Ландсира и многих других художников».
После ухода на пенсию мисс Скерретт, ее заменила Энни Макдональд, личность еще более легендарная. Энни Макдональд была дочерью Уильяма Митчелла, кузнеца из Кэрнчуина, и его жены Маргарет Гордон. В 1852 году королева Виктория написала портрет юной Энни, которым сама осталась довольна. Сейчас этот портрет хранится в Королевской коллекции.
После приобретения принцем-консортом поместий Балморал и Биркхолл в 1852 году, потребовалась прислуга. Энни стала одной из таких служанок, поступивших на службу в 1854 году. Сначала Энни была уборщицей и прислугой за все. К 1861 году она была повышена до должности горничной в покоях принца-консорта. Именно в этом качестве она присутствовала в приемной Виндзорского замка, когда принц-консорт умер 14 декабря 1861 года. Именно Энни сообщила душераздирающую новость о смерти принца Альберта убитой горем королеве и уложила ее спать в ту роковую ночь. В 1862 году отставка Марианны Скерретт, которая долгое время была главным костюмером королевы, привела к перестановке персонала. Одной из горничных-костюмерш была назначена Энни. В 1863 году она вышла замуж за дворецкого Джона Макдональда. Брак состоялся в Виндзоре, и именно там год спустя у пары родилась дочь, крещеная Викторией Альбертой. Джон Макдональд умер от туберкулеза в 1865 году, и Энни, как и ее королевская работодательница, осталась вдовой до конца своей жизни. В течение многих десятилетий вдовства королевы Энни Макдональд становилась все более бесценной для Ее Величества. Виктория постоянно упоминает Энни в своих дневниках. Энни Макдональд была гораздо больше, чем просто гардеробщица королевы. Такие личные служанки были доверенными лицами монарха — гораздо более близкими, чем фрейлины — и, по необходимости, знали, как устроить дела королевы, едва ли не прежде, чем она понимала, что хочет, чтобы они были устроены именно так. Тридцать с лишнем лет Энни жила в режиме, как сказали бы сейчас, 24:7. Энни была по-настоящему преданной своей королеве. Виктория это ценила и кроме подарков наградила Энни Макдональд медалью «За верную службу».
После безвременной кончины Энни в Барморале во время бриллиантового юбилея королевы, королева Виктория, находясь в Виндзоре, приостановила торжества для поминальной службы, которая состоялась одновременно в Виндзоре, чтобы королева могла сама выразить свое почтение. Энни Макдональд, наряду с Джоном Брауном, была единственной простолюдинкой, упомянутой в завещании королевы. «Я умираю в мире со всеми… Я надеюсь встретить тех, кто так верно и преданно служил мне, особенно доброго Джона Брауна и добрую Энни Макдональд...» Среди вещей, которые следовало положить в гроб вместе с королевой, был «некий сувенир от моей верной горничной Энни Макдональд». При погребении лейб-медик королевы, вложил фотографию Джона Брауна и прядь его волос в небольшой шелковый футляр, изготовленный Энни Макдональд, и вложил в левую руку королевы.
|
|
</> |














Накопление через Финуслуги: как выбрать счет под краткосрочные цели, подключить автопополнение и напоминания
MARY REILLY (1996)
Книжные новинки для декабрьских вечеров
Особняк А.У. Зеленко
Анатонны. Задание 42. Идиомы. Ответы
Художники шутют. Оноре Домье.
Сегодня было солнце
Германия 30-х гг. ХХ века на снимках Пауля Вольффа
Ой! А что же случилось?

