Из Ульяновска в князи: история русского программиста, построившего бизнес на
smapse — 30.07.2022Руслан Фазлыев – создатель 2 крупных IT-бизнесов, что живёт в Калифорнии, работает в Кремниевой Долине и периодически даёт интервью крупным изданиям, рассказывая путь к вершине IT-индустрии и делясь секретом своего успеха.
«10 000 часов труда – залог вашего успеха»
Главный секрет успеха сорокалетний предприниматель видит в 10 000 часах труда, которые он наработал, ещё не окончив школу (!). Талант к программированию проявился у Руслана в раннем детстве, когда родители, заметив увлечённость сына компьютерными играми, подарили ему учебники по программированию.
На удивление окружающих 7-летний мальчик ушёл в чтение книг с головой и начал записывать своей первый код на бумаге. В 13 у подростка появился компьютер, за которым он мог проводить сутки, играя с друзьями и разрабатывая простые программы. Результат упорного труда и талант не заставили себя долго ждать – вскоре он выиграет вместе с одноклассниками всероссийскую олимпиаду по программированию.
С университетом у одарённого молодого человека не срослось – Руслан отчислился на 2 курсе ульяновского вуза: просто к этому моменту самоучка уже знал всё, что мог дать университет.
1990-е: молодой человек пробует себя в бизнесе – запускает первый негосударственный провайдер связи. 19-летний программист с лицензией и купленной тысячей номеров ездит по районам Ульяновска, предлагая провести муниципальный телефон. «Стартап» соответствовал повестке дня и пользовался спросом, так что вскоре его выкупит крупная частная компания.
2000-е: это время стало переломным, когда в России и в мире стали интересоваться интернет-торговлей. Создать собственный онлайн-магазин стоило огромных денег – от 10 000$ до 100 000$, поэтому Фазлыев с друзьями-программистами решает сделать процесс открытия магазина в Интернете проще и дешевле.
И у них получилось. Молодые люди создали программное обеспечение X-Cart, которое позволяло запускать интернет-магазины при помощи готового кода. На вопрос «Как всё начиналось?» Руслан любит вспоминать, как родители пельменями кормили трёх программистов, сутками писавших код в ульяновской квартире.
Тогда они ещё не знали, что будут зарабатывать на программе пять уральских зарплат, и это было только начало.
Айтишники не знали, сколько брать за свои услуги, и решили продавать код как лицензию за 100$, целясь на международный рынок:
- Ставили ссылки на свой сайт в международных форумах по теме онлайн-торговли
- Закупали рекламу на Google AdWords.
Сейчас Фазлыев удивляется, как «у школоты с кривым английским кто-то что-то покупал», но цены на услуги были очень низкими, конкуренция нулевая, а продукт востребован. По этим причинам многие клиенты решались рискнуть.
1 миллион долларов – размер выручки от программы X-Cart меньше, чем за год.
2009: прошло время, и компания в руках талантливых программистов без опыта в маркетинге перестала агрессивно расти. К Руслану часто обращались с просьбой встроить функцию продаж в уже работающий сайт, а не просто продать лицензию на типовой магазин. Если код можно было просто скопировать и продать, то для того, чтобы встроить функцию продаж в сайт, нужно было писать код с нуля.
Фазлыев долго отмахивался, но потом стал думать, как удовлетворить запрос клиентов. 9 месяцев программисты работали над новым проектом – Ecwid, чтобы любой пользователь платформы мог добавить интернет-магазин в уже действующий сайт. Ecwid требовала нетривиальных и рискованных решений: Руслану пришлось отдать бесплатно базовую версию продукта с целью формирования базы лояльных клиентов, хотя модель freemium считают самой неблагодарной и ненадёжной.
Программист признавался, что «помогла ему наивность» – клиенты подросли и стали платить. Пойти этим путём решается не каждый предприниматель, но это дало дополнительные стратегические бонусы Ecwid.
2011: наступил ещё один переломный год для Руслана. Венчурный фонд Runa Capital Сергея Белоусова вложил в проект 1,5 миллиона долларов по двум причинам – очень востребованный продукт + талант Руслана. Следуя совету инвесторов, предприниматель открыл офис в Калифорнии и вышел из управления X-Cart, оставшись в совете директоров.
2014: Международный фонд предложил миллионные инвестиции, Руслан по совету инвесторов начал вкладывать огромные деньги в рекламу, но из-за событий в Крыму фонд неожиданно отказался, почти сделав компанию банкротом. Спас ситуацию другой инвестор, не учитывающий политические и социальные повестки.
2020: продукт переведён на 54 языка, привлёк 1,5 миллиона клиентов, вышел в 175 странах. В мае 2020 года компания получила 42 миллиона долларов инвестиций – прорыв и большая удача для основателя компании. Shopify – главный конкурент Ecwid: обе компании входят в топ, но с разрывом в сторону Shopify.
Доходы конкурентной компании намного выше, потому как изначально Shopify ориентировалась на американский рынок, самый прибыльный в мире, а также на премиум-сегмент. Несмотря на это, у Ecwid хорошие шансы сократить разрыв. В перспективе Фазлыев планирует увеличить штат вдвое и заняться разработкой новых продуктов.