Из Черногории в Москву: нюансы перелета
olga_srb — 30.03.2023 Отпуск, о котором я подробно докладывала, завершился возвращением в Москву. И сегодня я расскажу о перелете по маршруту, который связывает небольшой городок на берегу Адриатического моря с нашей столицей.Вопреки слухам, будто самолеты из Белграда не летают в Москву (прекрасно летают!), мы отдали предпочтение именно этому варианту путешествия –через столицу Сербии, а не Турции.
Делать пересадку в белградском аэропорту намного удобнее, но есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание.
Нюанс №1: онлайн покупка билетов «Сербских авиалиний» предполагает наличие карты иностранного происхождения. Оплата по российским картам пока недоступна.
Пожалуй, это единственный момент, которому можно присвоить знак «минус». Возможно, билеты можно приобрести за наличные, но мы хотели оформить покупку, не выходя из дома.
Все, что происходит после нее – плюсы.
И первый плюс – живописная дорога в аэропорт Подгорицы, столицы Монтенегро.
Когда будете ехать в такси, обратите внимание на захватывающую дух панораму Скадарского озера, крупнейшего на Балканах.
Конечно, на высокой скорости непросто сделать художественное фото, но общее представление составить можно.
Аэропорт в Подгорице очень уютный. Его компактная территория не идет ни в какое сравнение с гигантскими размерами других сооружений аналогичного назначения.
Над местностью царит расслабляющая тишина, которая превращает ожидание вылета в приятное времяпрепровождение.
Собственно, и аэропорт старомодно называется аэродромом.
Около здания нет суетливой толпы, а все внутреннее пространство едва ли дотягивает до двадцатой доли одного московского терминала.
Если честно, мне это по душе. Я всегда испытываю радость, приземляясь в калининградском «Храброво», которое олицетворяет безмятежность и организованность. И здесь путешественники чувствуют то же самое.
Что особенно ценно – отсутствие шумового сопровождения жизни. Здесь нет громких объявлений, и вся текущая информация отражается на табло.
Хочешь улететь вовремя – посматривай на него.
Нюанс № 2: не стоит приезжать в аэропорт Подгорицы с большим запасом времени – в этом нет никакой необходимости.
Стойки регистрации открываются часа за полтора до рейса, очередей нет, все предполетные процедуры проходят в стандартной последовательности, но в стиле полако.
Замечу, что снимать обложку при прохождении паспортного контроля меня не просили ни в Подгорице, ни позднее в Белграде.
Нюанс № 3: целесообразно приобретать билет до конечного пункта назначения.
Это намного удобнее, чем самостоятельно комбинировать рейсы, пользуясь услугами разных авиакомпаний.
Имея билет от Подгорицы до Москвы (пусть и с пересадкой в Белграде), вы можете полностью отпустить контроль над багажом и своими перемещениями. Вам сразу выдадут два посадочных талона (и на первую часть маршрута, и на вторую), но чуть ниже я привлеку ваше внимание к еще одному нюансу, который связан с посадкой.
Несмотря на скромные размеры, в здании из стекла и алюминия есть все необходимое: два кафе, газетный киоск и duty-free shop. В последнем я была чрезвычайно заинтересована, так как планировала купить одну вещь в подарок.
И маленький магазин беспошлинной торговли, своими аккуратными габаритами не обещавший обширного ассортимента, меня не подвел: в нем оказалась та самая вещь, которую я искала.
Все цены указаны в евро, торговлю нельзя назвать бойкой (большинство пассажиров заходят в duty-free, чтобы просто убить время), продавцы исключительно приветливы, но не навязчивы. Одним словом, идеально!
Сидя в зале ожидания у одного из двух выходов, я подумала: как приятно в таком спокойном и понятном окружении.
То ли с возрастом начинаешь ценить тишину и возможность сосредоточиться на своих мыслях, то ли крупные города со временем становятся невыносимыми, но я все больше убеждаюсь в том, что небольшой населенный пункт для меня предпочтительнее, а для ощущения комфорта достаточно отсутствия людских потоков, шумов и прочих факторов, препятствующих расслаблению.
Что нужно среднестатистическому пассажиру перед полетом?
Удобное кресло, чашка кофе и уверенность в безопасности.
И чтобы все шло своим чередом, без спешки и напряжения.
Зачем ему рекламное насилие, ярмарочная торговля и оглушающие потоки звуков, не имеющих к нему никакого отношения? Правильно: они ему не нужны.
И выход на посадку в Подгорице происходит очень мило и трогательно: пассажиры неторопливо идут к самолету и поднимаются по трапу.
С точки зрения сохранения психического здоровья, этот маленький аэропорт идеален.
Самый приятный нюанс (№4) – перелет.
По расписанию полет из Подгорицы в Белград продолжается 50 минут, в реальности – менее 40. Города разделяет расстояние в 280 километров, но на протяжении всего пути вы будете завороженно смотреть в иллюминатор.
Как красивы виды!
Самолет не поднимается слишком высоко, поэтому путешественники могут рассмотреть местные пейзажи во всех деталях.
Для тех, кто любит летать, этот полет – настоящий подарок; для тех, кто не любит – повод изменить свое отношение к гражданской авиации.
В полете пассажирам предлагают пить воду и есть печенье, но такое короткое расстояние, конечно, можно преодолеть и натощак.
После мягкой посадки в Белграде нам предстояло 6,5 часов ожидания рейса в Москву. На день покупки билетов стыковка составляла около 4-х часов, но за пару дней до вылета пришло сообщение об увеличении времени ожидания.
С финансовой точки зрения это очень накладно, и дальше я вам расскажу, почему.
А сейчас тот нюанс №5, который я анонсировала выше. Пожалуйста, обратите на него внимание.
После того, как вы покинете салон самолета и пройдете в транзитную зону, вам надлежит получить новый посадочный талон. Того талона, который вам выдали двумя часами ранее, недостаточно, так как на нем нет номера выхода.
Замена талона осуществляется за специальной стойкой (ищите вывески «transit desk» и «Air Serbia»). Оператор подтверждает, что вы продолжаете путешествие, сверяет данные вашего багажа и ручной клади и указывает номер выхода.
Если по какой-либо причине вы пропустите стойку в транзитной зоне, не переживайте – в зале ожидания будет еще одна. Главное – не забыть пройти повторную регистрацию.
Покончив со всеми формальностями, можно расслабиться на шесть часов.
К счастью, белградский аэропорт спроектирован столь же разумно и гениально-просто, как изобретения Николы Теслы - ученого, имя которого он носит.
Весь аэропорт представляет собой длинный коридор. Поскольку в день столь продолжительного перелета я опасалась, что буду изнемогать от гиподинамии, я многократно прошла из одного его конца в другой, и точно знаю расстояние в одну сторону – 1.100 шагов.
Вышагивая туда-обратно с периодическими паузами на перекус, чтение и размышления, в тот день я сделала 22.890 шагов.
Если и вы предпочитаете двигательную активность пассивному сидению, то знайте: ходить по аэропорту Белграда очень приятно, поскольку в нем, несмотря на внушительные размеры, так же тихо и спокойно, как в маленьком.
Конечно, томиться в аэропорту – не самый веселый вид досуга, но и здесь есть развлечения: информационные табло, три кафе, несколько сувенирных киосков, аптека и огромный duty-free.
Однако учтите нюанс № 6: в Белграде не принимают наличные евро.
Единственное исключение – магазин беспошлинной торговли.
Я наблюдала, как располагавшие только наличной европейской валютой путешественники сталкивались с непреодолимыми трудностями…
Платить можно либо картой не российского банка, либо сербскими динарами. Есть ли в аэропорту обменный пункт, я не знаю.
Чтобы не испытывать чувство голода, я взяла с собой бутерброды и яблоки.
С учетом того, что у большинства выходов либо не было ни души, либо сидело два человека, никаких проблем с уединением не возникло.
Примерно к половине шестого стало ясно, что бесцельно разминаться невозможно до бесконечности. Стопы сами направились в duty-free.
Поскольку подарок был куплен, а дома у меня и без duty-free полно духов, я намеревалась потоптаться вокруг витрин и бескорыстно понюхать новые ароматы.
Наискосок от входа медленно прошествовал экипаж местной авиакомпании, и у меня возник вопрос, на который я пока не нашла ответа: что они возят в своих чемоданах? Неужели сменную одежду? Багаж каждого члена экипажа выглядит довольно внушительно, но ведь для них полеты – будничная работа?
Имейте в виду: все оживление в аэропорту сконцентрировано в лаундж-зоне. Если вам нравится быть в гуще событий, то держитесь ближе к ней.
Потоптавшись у витрин, я вышла без покупок, а потом снова вошла и от нечего делать выбрала парфюм. Это случилось в четверть седьмого.
Дело было сделано, а до рейса оставалось больше четырех часов.
Время ожидания всегда тянется очень долго, но в аэропорту оно как будто еще и делает остановки…
В сотый раз рассматривая табло, в семь вечера я убедилась, что в Москве не самый суровый климат (в Цюрихе такой же, а в Осло еще хуже), а в 19:23 увидела, где находится запад.
Мне очень понравилось изречение на фоне заката, хотя оно и не бесспорно.
Вылет, назначенный на 22:45, казался недостижимым.
Особенно сильно время замедлилось после восьми часов, когда аэропорт практически опустел и погрузился в дрему.
Тишина приобрела тревожный характер, поскольку создавала впечатление тотального прекращения полетов.
К девяти вечера было решено отыскать обменный пункт и выпить чашечку крепкого кофе, но, увы, за четверть часа до принятого решения кафе закрылось.
Коротая время, я в третий раз зашла в duty-free и вышла оттуда с новой покупкой.
Это тот нюанс № 7, который я обещала осветить: длительная стыковка выходит в кругленькую сумму, если у вас с собой наличные евро, а сила воли нейтрализована усталостью.
Когда объявили долгожданную посадку (она задержалась почти на час), я была несказанно рада.
И эту радость не могло омрачить неожиданное обстоятельство: всех пассажиров нашего рейса попросили пройти в «американский зал», оснащенный оборудованием для предполетного досмотра. Каждый повторно пропустил свою ручную кладь через стационарный металлоискатель, однако бутылки с водой уже не изымали.
Пассажиры отнеслись к проверочному дублю с пониманием, персонал был приветлив и снисходителен, и всем было очевидно, что задержка с отправлением рейса никак не связана с досмотром.
Мне даже показалось, что таким образом сотрудники аэропорта заполнили паузу, связанную с поздним прибытием воздушного судна и затянувшейся погрузкой багажа.
Все-таки шестичасовой интервал - серьезное испытание. Я не могу назвать его мучительным, но лететь проще, чем ждать полета.
Трехчасовой перелет из Белграда в Москву был легок и приятен.
Чтобы пассажиры не наедались перед сном, авиакомпания предложила перекус в виде воды и чипсов.
Кстати, чипсы оказались исключительно вкусными – они напоминали знаменитый «Хрустящий московский картофель» советского производства.
Если вас смущает объем упаковки или вы категорически против фаст-фуда, то вас утешит вес продукта – 20 г.
Наевшись чипсов, многие пассажиры погрузились в глубокий сон. Поскольку я умею спать только в постели, всю дорогу я пыталась взбодриться, обдумывая планы на второй квартал.
После мягкой посадки жизнь устремилась вперед быстрым шагом, потому что и в пустом Шереметьево пассажирам хочется двигаться энергично.
О прохождении паспортного контроля я докладывала ранее, а вот выдача багажа прошла безупречно. Буквально через десять минут после приземления все желающие получили свои чемоданы.
И пусть в середине ночи их владельцы выглядели устало, я решительно ставлю перелету оценку «отлично».
|
</> |