Быстрая адаптация с помощью человеческого фактора

О нюансах перелета из Черногории в Россию я вам непременно расскажу, поскольку это может быть полезно с практической точки зрения. Очевидно, что для подготовки отчета требуется чуть больше времени, чем для того, чтобы поделиться первыми впечатлениями, поэтому сегодня я ограничусь ими.
Когда в конце отпуска я представляла себе возвращение к привычному (московскому) образу жизни, я мысленно перебирала сходства и различия своего бытия в разных точках мира и полагала, что на «адаптацию обратно» потребуется не меньше времени, чем было затрачено на «адаптацию туда».
Мне казалось, что, быстро привыкнув к вечно голубому небу и неизменно приветливому окружению, на протяжении нескольких недель я буду испытывать растерянность и разочарование, если небо и люди окажутся хмурыми.
Чтобы избежать отрицательных эмоций, я настраивала себя на постепенное погружение в привычную атмосферу и загодя искала в ней хорошие стороны.
Друзья, если с вами перед возвращением домой случается нечто подобное, спешу вас утешить.
Не переживайте! Адаптация обратно у нас происходит молниеносно.
И дело не в том, что, завидев знакомый силуэт города и почуяв его знакомый запах, вы уроните слезу умиления и мгновенно ощутите себя в домашней остановке.
Нет, друзья, силуэты и запахи тут не причем.
Вы можете полностью расслабиться и не прикладывать ни малейших усилий к тому, чтобы оперативно восстановить привычные ощущения – за вас это сделают отдельные работники аэропорта.
Не знаю, как ему это удается, но наш паспортный контроль вы не спутаете ни с каким другим.
И что характерно: с организационной точки зрения он продуман безупречно.
Если в других странах нам приходилось подолгу томиться в очередях в ожидании, когда контролер бросит в нашу сторону короткий, но проникновенный взгляд и небрежно шлепнет печать в заграничный паспорт, то в Шереметьево даже в разгар ночи открыто достаточное количество окошек, что полностью исключает томление усталых путешественников.
В Шереметьево вообще все устроено очень удобно и логично, и, несмотря на огромные размеры здания, пассажиры не испытывают в аэропорту никаких неудобств и волнений. То же можно сказать и об организации паспортного контроля.
В ночь с воскресенья на понедельник число работающих окошек, кажется, было равно числу лиц, предъявляющих паспорта, и в очереди к каждому стояло не более двух пассажиров.
Красота же, правда?
И вот при такой идеальной организации процесса «моему» контролеру удалось мгновенно вернуть меня оттуда сюда – из романтики путешествия в унылую прозу повседневности.
А ведь вроде молодой и даже симпатичный (если бы не напускал на себя столь свирепый вид) мужчина…
Но всё, в чём проявлялось его внутреннее состояние: мимика, взгляд, интонация – было пропитано искренним презрением и глубоким раздражением.
За полминуты нашего формального общения он сделал мне два замечания и задал один вопрос, но этого было достаточно, чтобы я почувствовала себя ничтожеством, которое посмело приземлиться в аэропорту в середине ночи.
И то, как он говорил, было ерундой по сравнению с тем, как он смотрел, и мне показалось, что, если я улыбнусь второй раз, юноша изрыгнет из пасти огонь.
Но надо отдать ему должное: я сразу вернулась с небес на землю.
В принципе, короткого контакта с контролером было достаточно, но для усиления произведенного эффекта судьба приготовила мне еще одно впечатление – ссору водителей на стоянке такси.
В путешествиях я восхищалась дружелюбию местных жителей, их готовности продемонстрировать позитивное отношение. Она проявлялась в мелочах, которые невозможно изобразить искусственно.
Типичная бытовая ситуация: два человека одновременно подходят к двери с разных сторон, и возникает дилемма, кому проходить первым. В таких случаях я постоянно наблюдала взаимное желание пропустить встречного. Люди улыбались друг другу, жестами показывали «пожалуйста, проходите», потом один из участников делал чуть более решительный шаг и с благодарностью брал на себя инициативу.
Другой пример я то и дело наблюдала в супермаркетах.
Два покупателя с тележками сближаются под прямым углом, не видя друг друга за высокими стеллажами, и в тот момент, когда их тележки почти сталкиваются (тоже под прямым углом), покупатели приветливо улыбаются, выражая свое отношение к ситуации как к комичной, и мирно разъезжаются, уступая другому наиболее удобную траекторию.
Никакого «куда ты прешь?!», никакого раздражения и враждебности нет. Они просто не лежат «под рукой» в состоянии готовности всплыть на поверхность по первому требованию. Напротив, первой непроизвольной реакцией является добрая улыбка и снисходительное отношение к обстоятельствам, которые воспринимаются даже легче, чем веселое недоразумение.
Мне тоже хочется отнестись ко всему, что я наблюдала в ночь на понедельник, как к забавному и милому, но не получается…
Я с трудом переношу агрессию, даже если она направлена не в мой адрес, поэтому меня так впечатлила перебранка таксистов, чудом не переросшая в драку.
Что послужило причиной конфликта, мне неведомо. На первый взгляд, они не поделили полосу движения.
В машине у каждого уже сидел клиент, но водительские дверцы были распахнуты, а сами шоферы стояли в опасной близости, бесконтактно размахивали руками и кричали.
Сначала они оскорбляли друг друга по-русски, затем, исчерпав лексический запас, перешли на свой родной язык. По усиливающейся жестикуляции было ясно, что родных оскорблений им тоже недостаточно, но, к счастью, желание заработать возобладало, и ссора завершилась финальными выкриками, подкрепленными двусторонними пинками по колесам оппонента.
Я подумала, как некомфортно их пассажирам – сначала они стали свидетелями неприглядной сцены, а затем ехали с разъяренным водителем.
Публика, стоявшая в ожидании такси и наблюдавшая за развитием конфликта, опешила. Я уверена, что большинство уехало с тягостными впечатлениями.
А ведь и стоянка такси в Шереметьево организована так же хорошо, как и паспортный контроль: она находится напротив выхода из терминала, машины подъезжают в течение трех-пяти минут, и, если вести себя порядочно, никто не мешает друг другу.
Казалось бы – все прекрасно, пользуйся с удовольствием. Ан нет – пресловутый человеческий фактор…
Собственно, вот и все первые впечатления. Их хватило, чтобы «адаптация обратно» произошла за четверть часа.
А я-то, наивная, думала про недели…
|
</> |