Историческое штрихами, часть пятьдесят четвертая

4 августа 1947 года [Эцель]: В подвале отеля Zacher в Вене взорвались два чемодана с бомбами, активированными по времени. [штаб британской армии] Пострадавших не было.
4 августа 1947 года [Эцель]: Ограбление банка Barclays в Хайфе: В результате ограбления был убит один из служащих банка, еврей, член Хаганы.
Давайте поговорим об этом ограблении чуть подробней. В отличие от Хаганы, получавшей финансовую помощь от официальных учреждений Ишува, вышедшие из нее Лехи и Эцель столкнулись с проблемой финансирования. Это заставило Эцель приступить к операциям по "конфискации средств", согласно их определению, у учреждений, которые считались в их глазах законными целями и были связаны с правительством. Таким был банк Barclays, который относился к Палестинскому валютному управлению и фактически служил официальным банкиром правительства подмандатной Палестинской. Ограбление было совершено в период "малого сезона", когда Ишув боролся с Эцель и Лехи, и жителям Ишува было приказано избегать оказания какой-либо помощи людям из этих организаций.
У банка было два филиала в Хайфе. Основной филиал на Дерех Амлахим [сегодня дерех Хаацмаут], и филиал Хадар-Кармель, расположенный по адресу: улица Герцля, 53.
В штабе Эцеля было принято решение ограбить отделение Хадар ха-Кармель, так как второе отделение банка находилось слишком близко к британской полиции и к британскому Бюро уголовных расследований.
Планирование включало сбор информации перед операцией: количество сотрудников, часы работы, нерабочие часы, маршруты доступа и отхода. Операция была назначена на 12:20, ближе к закрытию филиала. После ограбления планировался побег: на близлежащую улицу Халуц, ниже улицы Герцля, с целью добраться до конспиративных квартир в районе рынка Тальпиот.
Боевики заказали такси, после чего отобрали его у водителя, и команда отправилась к месту назначения. Двое мужчин заняли позиции у дверей отделения. Командир операции, в сопровождении девушки, подошли к начальнику отделения и потребовали открыть сейф. Менеджер отделения, Шабтай Альнекаве, отказался с ними сотрудничать [по другим источникам он находился в шоковом состоянии]. Двое других парней собрали всех людей, находившихся в банке, среди которых были два британских офицера, не оказавших сопротивления, в одном из углов помещения. Грабители начали собирать деньги, находившиеся в кассах. Раздался выстрел, пуля попала в пол. По словам людей Эцеля, выстрел был случайным.
Цадок Лисбона, банковский служащий и член Хаганы, перепрыгнул через стойку и начал бороться с грабителями. Он схватил девушку за рубашку, которая начала трещать по швам. По словам людей Эцеля, командир крикнул Лисбона: "Оставь ее, это английские деньги". По версии Ицхака Гранта, коллеги Лисбона, командир кричал "Оставь ее, или я буду стрелять". Лисбона не отпустил, после чего был застрелен командиром.
Во время борьбы был включен сигнал тревоги, после чего к месту происшествия прибыла британская полиция, и группа грабителей начала убегать в стороны конспиративных квартир. Один из членов банды побежал вверх по горе в сторону близлежащей улицы Нордау. Это направление противоречило запланированному направлению побега. Окружившая его толпа начала кричать и избивать его. Тогда неудачливый беглец достал дымовую гранату, пригрозил ее взорвать, после чего толпа расступилась и он побежал в сторону запланированного направления побега. Он повернул на улицу Соколов [начало рынка], после добежал до улицы Барзилай, где находился его дом. Дома он сделал себе перевязку и сжег свою пропитанную кровью одежду.
Добыча составила 1300 фунтов стерлингов.
Смерть Лисбона потрясла еврейскую общину Хайфы. Общественный комитет опубликовал траурное объявление, в котором говорилось: "С болью и гневом сообщаем об убийстве одного из верных сыновей.. он погиб во время исполнения приказа Ишува". Под словом "приказ" комитет имел в виду инструкции, данные после начала "малого сезона".
Семья Лисбона утверждала, что он был убит при исполнении воинского долга, но Хагана утверждала, что это не так, и Лисбона отказались хоронить на участке погибших членов Хаганы на кладбище Хоф Кармель. Его семья установила для него надгробие, подобное надгробиям погибших членов Хаганы [с символом Хаганы и соответствующей надписью].
Цадок Лисбона родился в 1902 году в Дамаске. Во время Первой мировой войны, он пошел добровольцем в Еврейский легион [воинское подразделение в британской армии во время Первой мировой войны, состоящее из еврейских добровольцев], а в 1927 году переехал в Хайфу.
Два британских офицера предстали перед военным судом, проведенном их командиром Эриком Луи Боулзом -- за то, что они не вмешались в происходящее.
5 августа 1947 года [Эцель]: Трое британских полицейских погибли в результате взрыва в офисе британского министерства занятости в Иерусалиме.
9 августа 1947 года [Эцель]: Еврейский инженер погиб в результате взрыва на железнодорожной линии Хайфа-Каир.
12 августа 1947 года [Эцель]: Один британский солдат ранен в результате взрыва военного поезда Лондон-Филлах возле туннеля Тауэрн недалеко от Маллинца, Австрия. Еще одна бомба, находившаяся в поезде, не сработала из-за неисправности. Взрыв должен был спустить поезд с рельсов на крутом обрыве. В тот же день -- взрыв возле комендатуры британского лагеря в Фельдене -- пострадавших не было.
3 сентября 1947 года [Эцель или Лехи]: Письмо-бомба, отправленное либо Иргуном, либо Лехи, взорвалось в сортировочной комнате почтового отделения британского военного министерства в Лондоне, ранив двух человек.
26 сентября 1947 года [Эцель]: Четверо британских полицейских погибли во время ограбления банка.
29 сентября 1947 года [Эцель]: 10 человек убиты [4 британских полицейских, 4 арабских полицейских и арабская пара] и 53 ранены в результате взрыва штаб-квартиры полиции Хайфы, осуществленного Иргуном. Для взрыва была использована одна тонна взрывчатки в бочке [бочковая бомба -- инновация Амихая Паглина, главного оперативного директора Эцеля и конструктора бомб. Полиция охарактеризовала применение бочковой бомбы как "совершенно новый метод". Бочковая бомба широко использовалась в еврейском восстании в подмандатной Палестине и в войне 1948 года]. Иргун сообщил, что это было сделано в первый день Суккота, чтобы избежать жертв среди евреев.
Давайте и тут поговорим чуть подробнее. Что в этот момент происходило:
В августе 1947 года пароход SS Exodus, заполненный сионистскими еврейскими мигрантами из Франции, большинство из которых были выжившими в Холокосте, не имеющими законных иммиграционных сертификатов для Палестины, попытались иммигрировать в Палестину [во время Алии Б]. Королевский британский флот взял пароход на абордаж в международных водах, после чего доставил в Хайфу, где уже ждали корабли, чтобы вернуть всех обратно -- в лагеря беженцев в Европе. Беженцам запретили въезд в Палестину, а корабль депортировали в Гамбург.
После этого люди Эцеля решили действовать. Их внимание привлек северный штаб полиции в Хайфе, но он был окружен бочками с песком и сетчатым забором из колючей проволоки. Паглин приступил к разработке бомбы, которая могла бы "пролететь" через забор и взорвать здание. Ему пришла в голову идея использовать бочку с нефтью. В 1940-х годах Хайфа была одним из крупнейших нефтяных портов. Стандартные стальные бочки емкостью 55 галлонов стали широко использоваться всего несколькими годами ранее, во время Второй мировой войны; они были впервые разработаны странами Оси [Германия и Италия], но были быстро приняты союзниками и, что самое важное, были широко доступны.
Конструкция бомбы Паглина представляла собой бочку с маслом, на концах которой были установлены шины, позволяющие ей катиться. Она была наполнена 500 фунтами взрывчатки. Бомбу установили на крыше грузовика и спрятали под брезентом. Грузовик был выше забора, окружающего полицейский участок. С помощью шнура, находящегося внутри грузовика, крепежи бочки были освобождены, после чего бочка покатилась по короткому пандусу, также установленному на крыше грузовика, и "перелетела" через забор -- на территорию полиции. Импульс понес бочковую бомбу в сторону здания полиции. На бомбе имелся автоматический "замок", который останавливал вращение колес при столкновении с препятствием, например зданием, чтобы она не катилась назад. Когда бочка достигла стены, загорелся запал, и бомба взорвалась. В результате атаки 10 человек были убиты -- четверо британских полицейских, четверо арабских полицейских, арабская женщина и 16-летний подросток, и 54 ранены, из которых 33 были британцами. Десятиэтажное здание было настолько сильно повреждено, что позже его снесли.
Точные детали бомбы, включая фотографии и схемы, были отправлены Паглиным британским властям и газетам через несколько дней после атаки. Иргун назвал атаку "Операцией Гамбаф", сокращением слов "Гамбург" -- город, куда вернулся СС SS Exodus, и "Афальпи" -- еще один корабль беженцев, перенаправленный британцами на Кипр. Первоначально пресса писала о бомбе как о просто бомбе в бочке со смолой, но в более поздних сообщениях ее называли "бочковой бомбой" [с кавычками] или "техникой бочковой бомбы еврейского подполья".
12 ноября 1947 года [Лехи]: Убили одного британского солдата и ранили троих недалеко от Хайфы. [я расскажу о причине этой атаки в этом тексте -- месть за "детей Лехи"]
13 ноября 1947 года [Лехи]: Атака с гранатой на британских солдат в кафе -- один человек погиб и 27 получили ранения. [я расскажу о причине этой атаки в этом тексте -- месть за "детей Лехи"]
15 ноября 1947 года [Лехи]: Члены Лехи убили двух британских полицейских в Иерусалиме. [я расскажу о причине этой атаки в этом тексте -- месть за "детей Лехи"]
19 ноября 1947 года [Лехи]: Лехи казнит без суда и следствия пятерых взрослых членов семьи Шубаки в деревне Араб аль-Шубаки. [месть за "детей Лехи"]
Для того, чтобы рассказать о событиях 19 ноября 1947 года, надо сначала рассказать о событиях, случившихся неделей ранее -- 12 ноября 1947 года.
12 ноября 1947 года британские солдаты напали на дом в Раанане, где проходил курс обучения обращению с оружием для молодежи, проводимый инструкторами Лехи [отсюда и название -- "дети Лехи"]. В результате нападения были убиты четверо стажеров в возрасте 16-18 лет и их 19-летний инструктор.
В 1930-х и 1940-х годах 20 века Раанана представляла собой поселение с населением около 2000 жителей. Большинство из них идентифицировали себя с институтами "организованного Ишува" и Хаганы. После убийства британцами Авраама Штерна [основатель Лехи], его деятельность продолжил член Лехи -- Иешуа Коэн. Он скрывался в садах Раананы, которые были удобным местом для укрытия и тренировок в составе небольших групп. Встреча Ицхака Шамира и Коэна, после того, как Шамир бежал в 1943 году из лагеря для задержанных Мазра [был основан и управлялся мандатным правительством к северу от Акко, в котором содержались как обычные заключенные, так и лица, задержанные в административном порядке], произошла именно в этих садах, где они вместе планировали продолжение деятельности.
В саду на границе Раананы и Герцлии был единственный дом, который люди Лехи арендовали для обучения обращению с оружием своих молодых членов. В ноябре 1947 года здесь начался курс, который позже стал известен как "Детский курс Раананы", где молодые люди учились разбирать и собирать различное оружие. Там было 9 молодых людей 16-18 лет и их 19-летний командир.
11 ноября 1947 года, на заключительном этапе еврейского восстания в подмандатной Палестине, британская разведка узнала, что Лехи проводит курсы по огнестрельному оружию для молодых членов в Раанане, и окружила здание.
Утром 12 ноября 1947 года наблюдатель из детей Лехи заметил десятки приближавшихся к дому британских солдат и закричал: "Язычники, Анемоны". Молодым людям было приказано бежать через окна, но солдаты открыли шквальный огонь. В этом огне погибли девушки Сара Бельски [19 лет], Лия Гинцлер [26 лет] и Иехудит Коэн [15.5 лет, скончавшаяся несколько дней спустя], их друг Шалом Махровский [16.5 лет] и их командир Ицхак Москович [19.5 лет]. Еще четверо были пойманы, взяты под стражу и приговорены к пожизненному заключению. Никто из британцев не пострадал.
По свидетельствам очевидцев и рассказу Лехи, четверо безоружных подростков в возрасте 15--18 лет были смертельно ранены вместе со своим 19-летним инструктором при попытке убежать из дома, а двое подростков в возрасте 16--17 лет остались в доме, раненые, в тяжелом состоянии. Это противоречит версии британской полиции, которая утверждала, что жертвы были застрелены, потому что они были вооружены, а офицеры находились в "непосредственной опасности". Полицейские файлы, которые были обнародованы в 2021 году, показали, что приказ об обыске дома был одобрен непосредственно британским правительством в Лондоне. Хотя в полицейских протоколах и утверждается, что британцам угрожала опасность, в них не упоминается, в какой момент офицеры начали стрелять. Это также подтверждает, что жертвы уже выбегали из здания до того, как их убили.
Боевики Лехи вышли на тропу войны, чтобы отомстить за "детей Лехи". 12 ноября на сержанта Кейли было совершено покушение. На следующий день, на улице в Хайфе, были застрелены четыре британских чиновника, а также подверглись нападению скопления полицейских в Иерусалиме. В Иерусалиме гранаты были брошены в кафе "Ритц", резиденцию солдат-шотландцев -- двое солдат погибли, 28 солдат получили ранения; 4 декабря, в Тель-Авиве, были расстреляны четверо солдат.
Но основная месть Лехи была направлена против арабов. Лидер Лехи Натан Йеллин-Мор возглавил расследование того, откуда британцы узнали о встрече. Расследование Лехи пришло к выводу, что члены палестинской арабской семьи Шубаки, которая жила недалеко от дома Лехи в Раанане, проинформировали о местонахождении этого места британские власти. Лехи решили убить членов семьи, чтобы наказать семью и предостеречь арабов по всей Палестине, чтобы они не помогали британцам.
19 ноября 1947 года в 4:30 утра десять членов Лехи, вооруженные автоматами, вошли в деревню Араб аль-Шубаки, расположенную между еврейскими городами Герцлия и Раанана [с жителями которой у них были хорошие отношения]. Боевики были в британской полицейской форме, они приказали мухтару [деревенский староста] собрать всех жителей деревни. После этого, они разделили мужчин и женщин, вывели пятерых мужчин, о которых была информация, что они были информаторами, выстроили их в ряд и расстреляли.
Жертвами этой атаки стали:
Ахмед Саламе Шубаки (50 лет)
Вадиа Шубаки (25 лет)
Сэмми Шубаки (23 года)
Сами Шубаки (23 года) (двоюродный брат)
Сабар Ахмед Шубаки (27 лет) (двоюродный брат)
21 ноября Лехи выступили с заявлением, в котором взяли на себя ответственность за убийства. Они издали воззвание на арабском языке "К нашим арабским братьям":
"Британцы, которых ненавидим как мы, так и вы, собираются позорно покинуть страну. Тем не менее, некоторые евреи и арабы не перестали им служить. Семья Шубаки, живущая между Раананой и Герцлией, находится в числе этих слуг. Ее люди доставили британскую разведку в дом, где наши бойцы тренировались с оружием. Они служили проводниками британской армии, которая убила пятерых наших друзей, в том числе трех молодых девушек... Мы призываем наших арабских братьев держаться подальше от наемников-предателей, которые стремятся разжечь ненависть между нами и вами, чтобы британцы нашли повод остаться в нашей стране в качестве миротворцев. О арабы! Остерегайтесь предателей! Смерть британскому врагу! Смерть его наемникам -- евреям и арабам, предавшим свой народ."
Лехи опубликовали имена других жителей, которых они обвинили в поддержке британского правления, пригрозив убить каждого из них, кто не прекратит поддержку правительства.
В отместку за эти убийства, 30 ноября 1947 года, были застрелены семеро евреев -- в двух автобусах недалеко от Фаджи, а вскоре после этого появились листовки, объясняющие эти убийства убийствами членов семьи Шубаки. Эти события расцениваются как начало гражданской войны в Подмандатной Палестине.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.