Идеологическое

топ 100 блогов bantaputu20.11.2022 Думаю, что в наше время идеология и пропаганда имеют мало шансов на успех, если не понимать под таковым прокормление идеологов и пропагандистов. В Российской Федерации это уже вполне доказано практикой. Помнится, в своё время сочинили толковую, концептуальную, логически довольно цельную галиматью под названием "Концепция общественной безопасности". В Живом журнале мне когда-то встречались люди, которые впечатлились этим сочинением, то есть оно не было вполне бездарным. Кто его теперь вспоминает? Как народные массы, приняли идеи, заложенные в КОБ, или вообще ничего не заметили? Сейчас, как пишут, сочиняют какой-то пентабазис, уже с ограниченной целью - для ВУЗов. Думаю, результат выйдет тупее и бездарнее КОБа. Вообще, как я заметил, гуманитарные тексты, которые массово продуцирует российская Высшая школа, отличаются солидным стилем изложения ничего. Написано, вроде, грамотно, текст структурирован, каждый раздел соответствует назначению. При этом читать тяжко, а содержания ровно ноль. Жаль леса, который идёт на эти книги.

Но проблема идеологии и пропаганды, неотделимых друг от друга и в конечном итоге сводящихся к мотивирующему воздействию, не в качестве текстов. Проблема в фундаментальных изменениях общества, и изменениях не психологических, а демографических. Второй демографический переход поставил крест на любых перспективах идеологии и пропаганды. Каким образом? Задача любой идеологии и пропаганды в том, чтобы убедить человека в том, что существуют ценности, более важные, чем он сам. Неважно, какие именно это ценности. Важно ощущение иерархии, которое создаёт воздействие. Человек, подвергнутый идеолого-пропагандистской обработке, должен ощущать, что существует нечто, более важное, чем он. Нечто, что имеет право и даже обязано требовать от него жертв. Пропаганда работала так с древнейших времён. Когда-то её называли воспитанием юношества, но это была именно она, пропаганда, основанная на идеологии государства-полиса. Если ощущение собственного не-первого положения в иерархии собственных же ценностей не возникает, пропаганда не работает. Выражение "привить ценности" означает "убедить в собственной неважности по сравнению с чем-то". Любимое выражение многих советских детей, которым они отвечали на высказывания других детей в духе: "Я хочу", было: "Я" - последняя буква алфавита". Мне приходилось слышать это дурацкое выражение многажды.

Сначала, в раннем детстве, я не знал, как на это реагировать. Тебе с апломбом говорят унижающую тебя чепуху; что делать? Монологи Никиты Михалкова можно просто не включать, а как поступить в детском коллективе, из которого, в силу обстоятельств, не сбежишь? Важно однако, не то, что ты ответишь оппоненту, а то, что ты скажешь самому себе. Оппонент не имеет значения. Из этого замечания уже можно сделать вывод о том, почему пропаганда в наше время не работает. Со временем я стал говорить себе следующее: "Я" последняя буква алфавита, а "Аз" первая". Я уже дитя второго демографического перехода. Я уже другой. Я уже могу сказать себе, что оппонент не имеет значения. Поэтому мне странно было читать "Подростка" Достоевского, для главного героя которого оппонент это всё. Почему я могу, имею силы так сказать о себе и об оппоненте? Потому, что нас мало. Один-два в семье. По осознанной воле родителей или нет, но с молоком матери мы впитали убеждение, что самое важное на свете это мы сами. Мы - дети, вокруг которых вращался мiр наших семей. Наверное, такие не все, но нас много; надеюсь, что даже большинство. Нас нельзя убедить в существовании чего-либо более важного, чем мы сами. Мы выросли с противоположной уверенностью и нам в ней абсолютно комфортно.

Так будет до тех пор, пока в средней семье не станет пятеро детей. Тогда можно будет убедить родителей в том, что каждый из их детей в отдельности не столь уж важен, и родители непреднамеренно передадут это ощущение своим детям. Но так не будет в обозримом будущем. Никакая пропаганда не сможет преодолеть родительской любви. Магия родительской любви защищает нас, как Гарри Поттера. Мы неуязвимы для идеологии потому, что мы сами были идеологией наших семей. Нас ещё можно на какое-то время обмануть, можно убедить принять неосознанное решение и поддаться иным методам, принятым в рекламе и работающих на рефлексах, "ниже" области убеждений. Но "привить" нам "ценности" нельзя. Мы знаем, что самое ценное на свете это мы. Нам так сказали папа и мама.

Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были неуязвимы для пропаганды всех видов, объясняйте им, что самое важное, что есть на свете, это они. Тогда любые усилия по убеждению их в том, что они перед кем-то в неоплатном долгу, будут им смешны. Семья побеждает государство нокаутом.

У государства, конечно, есть контригра. Во-первых, это разрушение семьи. Во-вторых это замена "ценностей" ценностями, печеньками. В Российской Федерации идеология отсутствует, если не считать скромной конструкции: "До Путина было хуже", а пропаганда архаична и построена на старом, ещё "многодетных" времён, принципе: "Там пришли плохие; все бежим гореть в танке!" С началом текущего мероприятия российская пропаганда обратилась к красному флагу, вытащив его из чулана, поскольку лучших идей не нашлось; только у советских людей рефлекс бега вперёд по приказу ещё хоть сколько-нибудь актуален. Украинская пропаганда более современна, она учитывает демографическую ситуацию и построена на обещании благ: "Козак, режь москалей, получишь кружевные трусики и в ЕС. - Куда-куда получу?" Для пропаганды это почти провал; задача пропаганды в том, чтобы требуемые порывы масс были безплатны для заказчика, а тут получаются товарно-денежные отношения. Заказчиков пропаганды радует лишь то, что как правило можно не выплачивать обещанное.

В целом мы живём в неплохое время, нужно признать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В английском языке есть такое выражение — сomfort food, то есть душевная, успокаивающая еда для поднятия настроения и снижения уровня стресса. Эксперты сходятся во мнении, что несмотря на то, что само по себе понятие, чёткое определение «комфортной еды» есть не во всех языках, само по ...
Приветствую! Меня зовут Алина, я живу в Москве, мне 29 лет. Я работаю, запускаю впервые в жизни свой собственный бизнес - онлайн магазин женской одежды. Юный предприниматель, в общем :) Я очень люблю жить, везде ходить, путешествовать, читать, ...
Эта смешная, поучительная байка про тех, кто любит показать, как он может лихо руководить. Компания, чувствуя, что настало время для встряски, наняла нового генерального директора. Новый босс решил избавить компанию от всех бездельников. Во время осмотра офиса генеральный директор ...
А что всякие стритсракеры играют во всякие квесты, догонялки, казаки-разбойники, прятки и шашки-шахматы в городе, со всякими навигаторами ездют, штото разгадывают, ищут... А тут случаем никто не устраивал подобные ыгрища и забавы? Тут в ру_авто ...
                           Призывы к этой самой экономии, от тепла до еды - в преддверии бедствий грядущих, так сказать, я сейчас постоянно вижу в немецких ...