"Город мастеров" (1965) как притча и эстетский шедевр
selyanka1 — 12.11.2022
Советские киносказки — бесспорный предмет нашей гордости. Но если
картины Александра Роу и Александра Птушко показывают и вспоминают
часто, то сказка "Город мастеров" (1965) известна куда меньше.
При этом "Город мастеров" был включен журналом "Искусство кино"
в число лучших детских фильмов за столетие существования
кинематографа.
Bнимания этот фильм заслуживает не только из-за
интересного актёрского ансамбля, но и из-за удивительного,
нехарактерного для классических сказок визуального решения.
Сценарий с названием "Вольный город мастеров" написал
драматург Николай Эрдман, используя сюжет, который придумала
писательница Тамара Габбе.
Сказка - не то, чем кажется на первый взгляд. Литературная основа
была написана очень непростым человеком в крайне непростое время.
Пьеса незаурядной советской писательницы со сложной судьбой Тамары
Габбе была написана в трагический 1943 год, поставлена в 1944 в
Центральном детском театре, и отмечена сталинской премией.
Действие фильма происходит в средневековом европейском городе.
Захватчики под предводительством злого герцога де Маликорна
внезапно напали на вольный Город Мастеров и поработили его,
установив жестокие порядки.
Bойско герцога де Маликорна
Группе горожан удалось сбежать из-под власти герцога в близлежащие
леса для подготовки к решающему бою по освобождению города (скорее
всего это бывшая стража города, обычные горожане с рыцарями биться
не умеют, не натренированы)
Горбуну-метельщику по имени Караколь, тайно влюблённому в
прекрасную золотошвейку Веронику, предсказано освободить город и
жениться на любимой.
Хотя действие пьесы происходит в средневековом городе, любому даже
самому юному зрителю в 1944 году было понятно, кто такие иноземные
солдаты, кто наместник, а, главное, кто такой назначивший
наместника король. Пьеса пронизана, ледяным холодом и мраком,
исходящим от иностранных захватчиков.
И это не удивительно, писательнице довелось хлебнуть горя,
страшную зиму 1941 она зимовала с больной матерью в блокадном
Ленинграде. Затем их эвакуировали в горящую от бомбежек Москву.
Родной брат погиб на фронте от ран. И хотя у этой талантливой и
крайне эрудированной женщины была массе личных причин не любить
советскую власть, в те тяжелые годы она стала ее твердой
сторонницей.

Тамара Габбе
Как и автор пьесы, написавший сценарий к фильму писатель-сатирик
Николай Эрдман был очень непростым человеком с интересной судьбой.
Мало того, Эрдман и Тамара Габбе были выходцами из одной творческой
среды, оба подвергались репрессиям, но в годы войны стали
сторонниками советской власти. Разумеется, Эрдман отлично понимал
заложение в пьесу смыслы, поэтому он не только перенес их в
сценарий, но даже усовершенствовал. Например, в фильме горб
Караколя оказался не горбом, а сложенными крыльями
Помимо глубокого символизма сюжета "Город мастеров" еще и
настоящее эстетическое наслаждение, где авторы явили красоту во
всех её вариациях. Спасибо за это надо сказать режиссёру В.
Бычкову ,
художнику-постановщику Александру Бойму и художнику по
костюмам Алевтине Кавецкой.
Пространство создаётся ритмом строя...
Готические образы средневековья, странный серебристо-голубоватый
грим на лицах злодеев, сама эстетика фильма была не типично
советской, не в полной мере отражая подход соцреализма к
кинематографу. В фильме странным образом переплетались зарубежный
фольклор, мистические события, странная музыка и вечная тема борьбы
добра и зла.
Созданный в эпоху минимализма и моды на абстрактные формы этот
фильм умело вписан в актуальные формы "плоских поверхностей" и
лапидарного дизайна, где цвет играет большую роль, чем объём.
Собственно, объёма тут практически не наблюдается — декор условен,
а глубина достигается, к примеру, драпировками или чередой, строем,
ритмом. Да, кадр - наполнен препарированной геральдикой.

Декораторы обращались к геральдическим формам.
1960-е тяготели к графичности и балансу горизонтальных и
вертикальных линий, причём отдавали предпочтение горизонталям.
Изображаемое готическое Средневековье как раз, напротив,
одухотворяло вертикаль и устремление вверх — собственно, готика и
возникала в этом истовом порыве: всё выше, выше и выше. Стрельчатые
арки, как силуэт ...космических ракет.

Классические ракурсы Александра Родченко - объект подан
сверху, снизу, по диагонали...
Пространство "Города мастеров" часто подаётся через
классические ракурсы Александра Родченко (1920-х гг.), который, как
известно, любил снимать объект по диагонали или же — снизу. То есть
исподволь возвращались идеи послереволюционного десятилетия.
Приплюсовать форматы Родченко к гербами и шпилями - это гениально.
Детям всё равно, зато они невзначай привыкают к настоящему
искусству.

Ещё одна уловка в стиле 1920-х годов - тень и странная
конфигурация проёма.
Графичность красного и чёрно-белого — они мощно контрастируют
в духе Эль Лисицкого с его плакатом "Клином красным — бей белых",
сделанном в 1919 году. Авторы "Города мастеров" явным образом
вдохновлялись риторикой ЛЕФа, УНОВИСа и всего раннего советского
Агитпропа. И да, в этой сцене - торжество геральдики. Скрещиваем
супрематизм с гербами.

Активное использование супрематических разработок.
Да. Не обошлось и без иных заимствований — тема горбатого,
умного и жестокого - от несчастья доли своей - Герцога взята
прямиком у Вильяма нашего Шекспира — из "Ричарда III", а сцена
построения рыцарской армии — из эйзенштейновского "Александра
Невского". Даже манера совпадает, особенно в тот момент, когда
псы-рыцари надевают шлемы. Во многом, "Город мастеров" - это
постмодерн до начала постмодерна.

Авторы красиво соединяют эстетику минимализма со
средневековой темой.
Авторы фильма вдохновлялись псами-тевтонцами
Эйзенштейна.
Великолепная деталь — нам даны разные формы красоты: живая
витальность Караколя и Вероники с её шестидесятнической причёской и
— почти инопланетный блеск герцога де Маликорна и Гийома.

Совершенно шекспировский диалог... Марианна
Вертинская — Вероника, Лев Лемке — герцог де Маликорн
Их лица покрыты странной синеватой краской — великолепный намёк на
"голубую кровь" потомственных аристократов, и на — совершенную
инаковость рептилий-завоевателей.
Игорь Комаров — Гильом Готшальк, советник герцога
Обе стороны конфликта — равновеликие в своей крутизне и только пара
комических предателей, одного из которых играет главный "тунеядец"
советского кино Савелий Крамаров, — это карикатура. В
остальном — это дивная патетика с почти религиозным содержанием и
тема горба, как сложенных крыльев имеет мифологическую привязку.
Впрочем, горбатых здесь двое - дворник-поэт и герцог.
Два горбуна. Георгий Лапето — Караколь, Лев Лемке — герцог де
Маликорн
В "Городе мастеров" есть и "не детская", хотя вполне сказочная
и мифологическая тема гибели главного героя и — воскрешения его.
При том, что фоном был даны развалины монастыря святой Бригитты и
"панихида" показана до такой степени серьёзно, что кажется совсем
уж запредельное: некое место силы, бывший монастырь (раз он весь
порушен). Ощущается какая-то мистико-языческая цивилизация (их герб
города — красная птица).
Герб города
При всём том, виды города напоминают Часослов герцога
Беррийского — миниатюры братьев Лимбург, хорошо известные в
Советском Союзе и часто "цитируемые" в качестве иллюстраций
средневековой бытности. Картины Лимбургов — это всё то же "плоское"
пространство. Особую эстетическую ценность имеет в кинокартине
музыка Олега Каравайчука, вплетающаяся в каждый кадр...

Плоско-яркий мир братьев Лимбург и - фильма 1965
года.
Местами нарочито театральные, даже условные декорации броских
цветов, яркие костюмы. Причём по костюмам даже сразу можно понять,
какой перед нами герой:
у захватчиков и их приспешников костюмы тёмных мрачных тонов,
Слева Леонид Каневский — начальник тайной полиции
у жителей Города мастеров наряды красочные, сочные
Гончарный мастер
a у условных "партизан", части жителей, которые после захвата
города ушли в лес и ожидают сигнала к нападению, костюмы красного
цвета!
Кадр из фильма. Георгий Лапето и Игор Ясулович в оранжевом
костюме участника движения сопротивления, живущего в
лесу
Всё это очень напоминало экспериментальные театральные
постановки послереволюционных лет, где красные - наши, белые
и черные - не наши
Визуальные находки Бычков и Бойма специалисты по кино оценили:
позже оба получили награды за неожиданное, в чём-то даже
буффонадное, гротескное оформление фильма. В 1966 году им
были вручены Дипломы СК СССР за лучшее изобразительное решение
фильма
Фильм завораживает до сих пор. И, похоже, он не совсем уж детский.
Притча для взрослых, о добре и зле, и умении вставать на пути
захватчиков и тиранов. О желании привносить в мир творчество и
свободу, даже когда это кажется невозможным.
Тут Тут Тут