Трилогия "Последний богатырь" (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи

топ 100 блогов selyanka126.10.2022 Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _________900 x 600.jpg

Продолжаем рассказ, как создавался волшебный мир Белогорья. Предыдущий пост рассказал, как придумывались и где снимались разные волшебные места — сказочная столица, пещера мертвых — и как создавалась магия на экране. А этот пост о том, как художники по гриму и спецэффектам разрабатывали сказочных персонажей. Почему у Колобка есть зубы? Кто прячется в обличье Чуда-юда? И были ли у избушки настоящие курьи ножки?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это вторая часть нашего сказа. Продолжение следует!


Персонажи с пластическим гримом
Белогорье — волшебная страна, которую населяют магические существа — от избушки на курьих ножках до трехголового дракона. Но авторы переосмыслили сказочных персонажей, поэтому и их внешний вид нужно было придумать заново. Для кого-то потребовались спецэффекты, для кого-то — сложный пластический грим. За него в трилогии отвечала команда студии Петра Горшенина F.X.D.G., на чьем счету более 70 проектов, включая дилогию "Ночной дозор" и "Дневной дозор", "Вия 3D", "Высоцкий. Спасибо, что живой", "Особо опасен" и грядущего "Воланда'.
Пластический грим — это одновременно наука и искусство, сложная творческая работа. Сначала делается эскиз или несколько эскизов персонажа, чтобы режиссер увидел, правильно ли художник по гриму понял его замысел. Если режиссеру идея художника нравится и кастинг уже состоялся, делается эскиз этого персонажа по фото актера. И только после утверждения эскиза на конкретном актере делается проба грима.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _2 960.jpg
Пластический грим для Бабы-яги (Елена Яковлева)

Когда-то такой грим представлял собой единую резиновую маску, которую натягивали на актера перед началом работы. Со временем она усыхала и начинала стягивать лицо. Играть в ней было практически невозможно. Сегодня тонкий силикон позволяет артистам использовать свою мимику на полную мощность, накладки не ограничивают выразительность.
Для создания пластического грима с каждого актера обязательно снимают слепок, чтобы затем сделать индивидуальные силиконовые накладки. Процедура наложения пластического грима длится от двух до восьми часов. На съемках "Последнего богатыря" команда Горшенина гримировала двух персонажей одновременно и укладывалась при этом в два с половиной часа.

Баба-яга
Баба-яга в фильме не коварная злодейка, она древняя знахарка и очень обаятельный персонаж. Поэтому требовалось создать добрый и немного гротескный образ. Кроме того, Яга по сюжету меняет возраст. Молодую Ягу сыграла Светлана Колпакова, для роли ей пришлось примерить крючковатый нос. А вот Елена Яковлева весь фильм ходила в парике и полном пластическом гриме.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _3 960.jpg
Накладки закрывали не только лицо, но и шею актрисы и даже уши! Обратите внимание, что и руки тоже загримированы
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _4 960.jpg
Для рук создавались специальные грим-перчатки, чтобы их было проще и быстрее надевать
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _5 960.jpg
А вот так гримировали Елену Яковлеву
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _6 960.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _7 960.jpg
Яга в молодости (Светлана Колпакова)
 
Перчатки для Яги и других персонажей были сделаны методом лессировки. Это технология создания рисунка текстуры кожи прямо в форме для отливки силикона. В этом случае красочный пигмент приходится наносить слоями в обратном порядке, начиная с самого верхнего рисунка (родинки, возрастные пятна) и заканчивая нижним (вены под кожей). В процессе работы художнику приходится думать наоборот. Ведь тот слой краски, что на самом дне формы, потом окажется сверху. Позже в эту форму заливают силикон, и получается армированная силиконовая грим-перчатка. Их можно использовать несколько раз, но постепенно и они изнашиваются.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _8 960.jpg
Перчатки в формах
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _9 960.jpg
Готовые перчатки
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _10 960.jpg
А эти уже использованы

   
Кощей
Интересно, что на роль Кощея пробовался Константин Хабенский, но в итоге передумал: актер не любит пластический грим. Зато роль как влитая села на Константина Лавроненко. Изначально Кощея хотели сделать королем зомби. Но Петр Горшенин предложил другой образ, который лучше подошел персонажу, ведь в этой сказке Кощей — тоже положительный персонаж, к тому же не дряхлый старик, каким мы привыкли его видеть в старых сказках, а мужчина в расцвете сил.



Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _11 960.jpg
Концепт-арт Кощея-зомби

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _12 960.jpg
Кощея в итоге сделали скуластым и носатым

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _13 960.jpg


Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _14 960.jpg
Вот так гримировали Константина Лавроненко

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _15 960.jpg
В третьем фильме голова Кощея какое-то время живет своей жизнью, и для съемок этих сцен сделали ее копию. Кощей вообще был "разборным": ему отдельно сделали руки и даже пальцы ноги, которые видны сквозь дыру в сапоге в первом фильме.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _16 960.jpg
Голова Кощея на съемках

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _17 960.jpg
Голова Кощея в мастерской Горшенина

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _18 960.jpg
У Константина Лавроненко были такие же перчатки для рук, что и у Елены Яковлевой

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _19 960.jpgТрилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _20 960.jpg
Еще одна маска была сделана для каскадера, который гонял за Кощея на мотоцикле в третьем фильме


Никите Табунщику, сыгравшему Кощея в детстве, пришлось удлинять с помощью грима нос (собственного не хватило).

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _21 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _22 960.jpg


Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _23 960.jpg
Слепок с молодого Кощея

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _24 960.jpg
Скульптинг его носа

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _25 960.jpg
Нос уже в виде накладки
     
Есть еще и третий образ Кощея — обычный, человеческий, в котором он появляется в самом конце истории. Его тоже нужно было сделать так, чтобы зрители узнали героя.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _26 960.jpg
 
 
Околдованные богатыри
Во втором фильме праздничные игрища нарушаются нападением Галины и Варвары с отрядом богатырей-зомби — они околдованы Роголебом и лишены глаз. Сначала Петр Горшенин предложил сделать так, будто глаза богатырям закрывают своеобразные пальцы из корней, ведь корни — оружие колдуна-дерева, и логично распространить эту эстетику на все проявления злой магии. К тому же именно такие пальцы дети видят в своих играх, закрывая глаза ладошками. Но студия Disney посчитала эту идею слишком страшной для детей.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _27 960.jpg
Вот так зомби-богатыри могли бы выглядеть в "Корне зла": тест грима

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _28 960.jpg
Скульптинг грима зомби-богатырей, не вошедший в фильм
               
Поэтому в финальной версии картины богатыри просто безликие и безглазые. На съемках каскадеры, конечно же, были в гриме с дырками на глазах, ведь им нужно было видеть, что делать и как выполнять трюки. Позже все кадры с их участием обрабатывались на компьютере на постпродакшене.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _29 960.jpg
Зомби-богатыри на съемках
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _30 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _31 960.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _32 960.jpg
Накладки зомби-богатырей
           
У каждого околдованного богатыря был свой индивидуальный образ, подходящий ему по возрасту. Даже бороды были уникальны!

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _34 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _33 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _35 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _36 960.jpg
       
                 
Кикиморы
Эти ворующие время персонажи появляются в третьем фильме. Кикиморы — работающие на "Почте России" женщины-рептилоиды. Им придумали грим с текстурой кожи ящерицы, черепашьи носы и пальцы с когтями. Рисунок на шее наносился аэрографом. Накладки были индивидуальны и подходили по возрасту каждой из сотрудниц почты. Костюмы кикимор также работали на их образ.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _38 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _37 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _39 960.jpg
         
                 
           
Персонажи со спецэффектами
Многие персонажи были созданы в основном с помощью визуальных эффектов, хотя, конечно, не обошлось и без грима. Зачастую команды по визуальным эффектам и пластическому гриму работали в тесной связке, чтобы придумать или перепридумать нового или привычного нам сказочного героя.
             
           
Колобок
Колобок в этой сказке — наглый разбойник. Изначально хотели сделать аниматроник и придумали пять концептов, но затем отказались от этой идеи. "Дело в том, что запихнуть миллион эмоций в футбольный мяч практически невозможно, — говорит Петр Горшенин. — А в фильме он и хитрый, и злой, и сильный, и обиженный".
Поэтому Колобка решили сыграть и пригласили на роль Гарика Харламова. "Пришлось лепить портретное сходство, — продолжает Горшенин. — Получился Гарик Харламов в шаре".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _40 960.jpg
Силиконовая версия Колобка снималась при взаимодействии с актерами, когда Колобка нужно было нести или общаться с ним. Реальный Колобок помогал не только актерам в диалоговых сценах, но и отлично работал референсом по свету для команды по визуальным эффектам (VFX).

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _41 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _42 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _43 960.jpg
Силиконовая версия была сделана очень дотошно, со всеми текстурами. "Я даже сделал хлебную корочку в виде текстуры поверхности, чтобы компьютерщики все отсканировали и было видно, что это хлеб", — поясняет Петр Горшенин.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _44 960.jpg
Румяная текстура Колобка
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _45 960.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _46 960.jpg
Силиконовые артисты
   
Еще Горшенин придумал Колобку зубы, которые тот использует в бою — впивается зубами Финисту в плащ, хватает цепь и палки. Колобок вообще активно дерется: раскидывает богатырей и даже принимает участие в испытаниях на городской площади. Все это, конечно же, Гарик Харламов сыграть не мог, хотя актер и появлялся пару раз на съемочной площадке для съемки эмоций.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _47 960.jpg
Все активности Колобка отыгрывал баскетбольный мяч на швабре в руках двух VFX-супервайзеров и ассистента. Они нападали на Финиста во время богатырских игрищ, их позже вытирали из кадра на постпродакшене и врисовывали анимированного Колобка. Баскетбольный мяч играл и в сценах, где его позже заменяли на компьютерную версию персонажа.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _49 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _48 960.jpg
         
                   
Водяной
Один из любимцев как зрителей, так и создателей, Водяной получился настолько реалистичным, что многие думали, будто Сергей Бурунов играет его в пластическом гриме. Но нет, это полностью компьютерный персонаж. Его образ придумал художник фильма Григорий Пушкин. Водяной балансирует на грани отрицательного и обаятельного, его тело постоянно колышется, будто наполненное водой, булькая и грозя растечься по земле.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _50 960.jpg
Концепт-арты Водяного
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _51 960.jpg
Концепт-арты Водяного
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _52 960.jpg
Концепт-арты Водяного
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _53 960.jpg
Концепт-арты Водяного
На съемках Бурунов был в мокап-костюме, но технология захвата движения при этом не использовалась. "Одна из основных причин — актеру очень сложно отыграть эмоции отдельно от площадки после съемок, — объясняет супервайзер VFX Алексей Зайцев. — У него все равно получаются не те эмоции, и даже во время озвучки сложно повторить то, что нужно, не говоря уже про темное помещение павильона»".
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _54 960.jpg
Поэтому Бурунову пришлось постоянно участвовать в съемках. Мокап-костюм позволял потом VFX художникам воссоздавать все нужные движения. Делалось это с помощью ротоанимации — технологии ручной анимации компьютерного персонажа поверх съемочного материала. Аниматор делает так, чтобы персонаж в точности повторял движения актера. Потом актера из кадра вытирают, восстанавливая фон, и вписывают на его место анимированного героя. Именно так, например, создавали Голлума во втором фильме франшизы "Властелин колец". Чтобы все получилось максимально естественно, актеру необходимо присутствовать на площадке и передавать своему герою нужные пластику и энергию.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _55 960.jpg
Правда, в случае Водяного были свои сложности. Бурунов в костюме с маркерами все время отражался в воде, и VFX команде приходилось заменять актера на компьютерного персонажа еще и в отражении.
После того как VFX-специалисты полностью создали макет персонажа, работа Бурунова не закончилась. Сначала ему пришлось начитать все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. Дальше звучащие слоги и буквы соединили в текст роли, и актер заново начитывал и проигрывал всю ее целиком. При этом на его лицо в это время направлена камера, снимающая мимику и эмоции, которые затем с помощью компьютерной графики переносятся в кадр.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _57 960.jpg
Водяной в фильме
               
             
Рыба-кит
Самый уникальный персонаж франшизы — художникам нужно было придумать и сказочного героя, и декорацию одновременно. Ведь Рыба-кит огромная, как остров, а в фильме обретает новые способности и становится подвластной богатырской руке. На ней герои, отправившись во втором фильме на поиски Кощея, пролетают часть пути, словно на гигантском управляемом корабле.
"В Карелии, где тысяча островов, не нашли острова, где нам захотелось бы снять сцены с китом, — рассказывает художник-постановщик Григорий Пушкин. — Поэтому в Москве бутафоры сделали целый разборный остров, перевезли его в Карелию, поставили в той точке, где хотел режиссер, и сняли".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _58 960.jpg
Выезд в Карелию был для общих планов, а в основном сцены с китом снимались все-таки в хромакейном павильоне на том самом бутафорском острове размером примерно с десятую часть кита. Чтобы создать эффект движения, остров водрузили на механический гимбал. Это работающий от компьютера гидравлический механизм, который двигает декорацию нужным образом. Делается это не для того, чтобы актеры играли убедительнее, а чтобы все объекты (сами актеры, их волосы, одежда, ветки деревьев и другие предметы антуража) двигались согласно законам физики. Такое взаимодействие, особенно для средних и крупных планов, невозможно нарисовать на компьютере, его можно только снять.
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _59 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _60 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _61 960.jpg
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи
Сцена, в которой кит вылетает из воды, была снята на Ладожском озере в Карелии. Остров крепили на поплавках, погружали в воду и прямо с воды снимали, а затем на постпродакшене использовали сложную симуляцию жидкости.
"Все сцены, в которых с кита стекают струи воды, он покрывается снегом, который сносит ветром, или врезается в гору, — это компьютерная графика, — рассказывает супервайзер VFX Алексей Зайцев. — Симуляция таких эффектов, как вода, дым и магическое свечение, — один из самых сложных и трудоемких процессов в CG".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _63 960.jpg
Вот так кит выглядел в фильме
             
     
Избушка
Избушка Бабы-яги существовала в двух ипостасях: декорации и компьютерный персонаж. "Конечно, мы не стали делать механические бегущие курьи ноги. С помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее, — объясняет Григорий Пушкин. — Но на съемках была настоящая изба с реальными предметами, реальной архитектурой".
Когда Избушка бежит или взаимодействует с персонажами — это компьютерная анимация. Когда в процессе бега с избушки что-то сыпется или она поднимает за собой пыль и грязь — это тоже симуляции. Но многие экшен-сцены снимались с декорацией, ее полной версией или отдельными сторонами. Например, в сцене, когда ее связывают веревками во втором фильме, снималась настоящая избушка, и веревки на нее тоже закидывали настоящие.

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _64 960.jpg
Нападение на избушку
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _65 960.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _66 960.jpg
Настоящая избушка на улицах Москвы
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _66 960.jpg

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _67 960.jpg
А вот так снимали крупные планы с частичными участием избушки
Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _68 960.jpg
Экшен-сцены с избушкой снимались и в павильоне
             
       
Чудо-юдо
В сказках Чудо-юдо — многоголовое морское чудовище, но в "Последнем богатыре" Чудо-юдо — пятиметровый пещерный житель, да еще и дама. Сыграл ее актер Александр Семчев. Для этого ему также пришлось работать в полном пластическом гриме. Чудо-юдо в трилогии — добрый сказочный персонаж, хоть она и пытается пугать нас и других героев сказки.

По словам Петра Горшенина, работа над этим образом оказалась самой сложной. Прежде всего потому, что между первым и вторым фильмами Семчев очень сильно похудел. "Он скинул порядка 80 кг, — говорит Горшенин. — И старые накладки уже не подходили. Мне пришлось делать новую скульптуру, оставляя внешний рельеф тем же самым, а внутренний подгоняя под новую форму актера".

Трилогия Последний богатырь (2017-2021) - как создавались сказочные персонажи _69 960.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Велосипед обладает тремя большими преимуществами: это быстрый транспорт для поездок в пределах нескольких километров, это просто и это возможность ехать по кратчайшему маршруту. Бывают исключения, но в основном из-за этих трёх причин люди начинают ездить по городу на велосипеде. Если ...
Я уже писала этот рецептик, но отчет - так отчет! ))) Этот жюльен я подавала сразу, когда на столе еще были только холодные закуски. Очень, знаете, хорошо! Голод быстро утоляется, а значит, и пьянеем медленнее, и то, что меню небогатое не так ...
Наша кафка продолжается. Пока мы тут мирно беседовали о том, что Патриарх мог бы вслух простить пуссей, и это было бы хорошо, о. Всеволод Чаплин выступил на митинге. Митинг был превосходный: черно-желто-белые знамена, казаки, Сталин, плакаты "за ...
Всем советую посмотреть "Десятое Королевство". В новогодние праздники, с ...
"Дипти -  из Индии. В первый же день нашего знакомства она ошарашила меня вопросом: "А ты как вышла замуж? Любовь или договоренность?". Пока я соображала, что она имеет ввиду, Дипти поведала о том, что её брак был сделан по договоренности родителей. Когда Дипти было 27 лет, родители с ...