"Семнадцать мгновений весны" (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
selyanka1 — 04.11.2022
5 ноября - День военного разведчика России
В связи с этим хочется вспомнить любимейший советский сериал
"Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой по
одноимённому роману Юлиана Семёнова.
Военная драма о советском разведчике полковнике Исаеве,
внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии под именем
штандартенфюрера фон Штирлица, снималась с 1971 по 1973 год и стала
в СССР абсолютно культовой.
На протяжении многих лет, прошедших после выхода "Семнадцати
мгновений..." на экран, дотошные журналисты и ценители сериала
одолевали расспросами режиссера, актеров, желая узнать малейшие
подробности появления этой чудо-картины. А вот работавшая в
съемочной группе художником по костюмам Мариам Быховская, создавшая
эскизы одежды для всех героев фильма, практически всегда оставалась
в стороне от этих интервью. Мариам Александровны не стало в 2011
году, но однажды она успела рассказать некоторые подробности,
как шла работа над фильмом
Мариам Быховская
— ..."Семнадцать мгновений весны" были очень сложны с точки
зрения постановки. Поэтому один лишь подготовительный этап перед
началом съемок длился месяца два. Фильм "многофигурный», с массой
действующих лиц, поэтому и костюмов для него требовалось очень
много. Наверное, в любом другом случае оперативно подготовить все
необходимое было бы просто нереально. Однако этот сериал "опекал"
сам Андропов, а потому наши технические проблемы решались
быстро.
По специальному правительственному распоряжению на нескольких
швейных предприятиях — в Прибалтике, в Киеве — занялись выполнением
заказов для "Семнадцати мгновений"... Кроме того, на территории
СССР еще сохранились в то время склады, набитые амуницией
гитлеровской армии — ее после войны вывезли из Германии. Мы
получили разрешение использовать эти трофеи для съемок. Я ездила на
склады и отбирала подходящее обмундирование. В него потом одевали
статистов, участвовавших в массовых сценах, — например проход
колонны немецких солдат по улице...
Кадр из фильма. Солдаты на улице
Однако для исполнителей ведущих ролей, конечно, требовалось
сшить новые костюмы. На ткацкой фабрике в Свердловске остановили
плановую работу целого цеха, чтобы освоить выпуск ткани,
скопированной с образцов военных лет, — из нее и предстояло кроить
мундиры немецких офицеров и генералов...
Пошивкой формы для Штирлица, Шелленберга, Мюллера, Айсмана,
Гиммлера, Бормана занимались мастера экстра-класса: военное ателье
на Фрунзенской набережной, которое обшивало тогда весь наш
генералитет, из-за этого на несколько месяцев прекратило прием
заказов и шило мундиры для "гитлеровцев".
Все необходимые аксессуары — петлицы, ордена, значки, погоны,
кокарды — изготавливали в мастерских "Мосфильма". Поскольку фильм
многосерийный и съемки его шли долго, практически каждый комплект
формы для основных персонажей пришлось делать в нескольких
экземплярах. Когда один мундир "работал в кадре", его "дублера"
чистили, гладили, подправляли...
При работе над эскизами костюмов мне было важно соблюсти
историческую достоверность. Ради этой самой достоверности пришлось
много времени потратить: заказывала подборки альбомов и фотографий
в методическом кабинете на киностудии, просмотрела массу старых
документальных фильмов, сидела в библиотеках и архивах, в музейных
фондах искала — мне был тогда обеспечен доступ в любые, даже самые
закрытые хранилища.
Слева Вячеслав Тихонов - Штирлиц. Справа эскиз форменного
пальто Штирлица.
Кроме того, у нас на картине работал специальный консультант,
предоставленный ведомством Андропова. Все звали его Браун, но
настоящая фамилия была засекречена, ее даже в титрах не указали.
Ходили слухи, что он во время войны был советским разведчиком и,
внедрившись к немцам, служил у них в каком-то из подразделений
вермахта. Так вот этот человек досконально знал все тонкости,
касающиеся военной формы офицеров Третьего рейха, и пока он не
утвердит очередной изготовленный мундир, артист в нем сниматься не
имел права. Консультант подсказывал мне, какая именно форма должна
быть на Штирлице в той или иной ситуации — на встрече с
Шелленбергом, в Управлении, в поездке на швейцарскую границу...
— Случались на съемках и нештатные ситуации с костюмами. Помню,
приехали мы в ГДР — снимать эпизоды на улицах Берлина. Заранее было
согласовано, что местная киностудия "Дефа" обеспечивает нас
массовкой — причем не только отбирает людей, но и предоставляет
соответствующую времени одежду для них. В первый же съемочный день,
когда эта "дефовская" толпа собралась, мы глянули на их
"экипировку" и обомлели... Какой уж там стиль 40-х годов?! Обычный
современный ширпотреб! Лиознова — в отчаянии: костюмы совершенно
никуда не годятся. Пришлось ее успокаивать: "Не волнуйся, сейчас
все исправим!" Я ведь, как чувствовала, привезла из Москвы на
всякий случай 60 ящиков с "правильными" костюмами.
Кадр из фильма. Берлин. Массовка
Когда статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами
немцы были потрясены. Несмотря на то, что фильм черно-белый,
мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с
золочением и плетеными шнурами.
И в другой раз "социалистические" немцы нас подвели. По плану
должны были снимать несколько эпизодов с участием Геринга. В
павильоне на нашей киностудии к этому времени все необходимые
декорации подготовили. Из ГДР приехал в Москву немецкий артист,
который исполнял в фильме роль рейхсмаршала... Вот только появился
он в Москве без маршальского мундира! А ведь было заранее
обговорено с немецкой студией, что именно они готовят все костюмы
для Геринга (не ездить же ему на каждую примерку к нам в
Первопрестольную!). То ли на "Дефе" перепутали, то ли им
"Семнадцать мгновений..." вообще не по душе были... Но тогда
выяснять причины времени не оставалось, ведь простой готового
павильона в немалую сумму обходится! Значит, надо срочно для
Геринга мундир готовить. А вы же знаете, что этот гитлеровский
маршал отличался прямо-таки необъятными габаритами — ну и актера
подобрали соответствующего. Где взять одежду, которая налезет на
такую "глыбу"? Нашли все-таки два похожих мундира, и за одну ночь
из них мастерицы костюмерного цеха сделали один огромный
"геринговский".
Вильгельм Бурмайер - рейхсмаршал Герман Геринг в
форменном кителе, пальто и фуражке
Иногда я и сама рукодельничала, чтобы герои были одеты как
надо. Когда надумали снимать эпизод, где Штирлиц на корте играет в
теннис, я быстренько распустила одно из платьев своих и сшила
спортивную рубашку для штандартенфюрера... Да вы не пытайтесь
вспомнить эти кадры: они в фильм так и не вошли.
А вот знаменитая сцена "с глазами" — эпизод, где Штирлицу
устраивают встречу с женой в кафе, — снималась, помнится, в
авральном порядке. Поэтому для артистки Элеоноры Шашковой,
приглашенной на эту эпизодическую роль, подготовить какой-то
специальный наряд мы попросту не успели, и она играла в одном из
собственных костюмов...
Элеонора Шашкова - жена полковника Исаева / Штирлица
Под катом
Типичный вид начала 1970-х годов: Татьяна Доронина, известная
советская модница, силуэты из журнала и, собственно, Элеонора
Шашкова - жена полковника Исаева / Штирлица.
Этот невыразимо длинный и при том не утомляющий фрагмент можно
считать отдельным шедевром. Однако! Дама одета по моде начала
1970-х, поскольку это был личный костюм Элеоноры Шашковой. Всё — по
картинкам той эпохи, когда снимали. И причёска — типичная стрижка
1960-х — начала 1970-х.
В подобных заведениях 1930-х дамы не снимали головной убор.
Франция.
На деле, респектабельная мадам второй половины 1930-х (а нам
говорится, что Максиму Исаеву "предстояла Испания") в любой точке
мира, будь то Берлин или Лос-Анджелес, и даже Ленинград, вошла бы в
кафе в шляпке и в ней осталась бы. Героиня Шашковой же входит без
головного убора. Но это ладно. Это не являлось уже незыблемым
правилом, как до Первой Мировой войны и не считалось нарушением
этикета.
Ещё одно заведение, напоминающее "Элефант", но уже в
Америке. Дамочки в головных уборах.
Она не завита, её волосы, с точки зрения 1930-х — торчат во
все стороны. В те времена жену Штирлица сочли бы неприлично
лохматой, несмотря на попытку придать волосам форму. В моде были
короткие волосы, уложенные в перманентную завивку. Многие девушки
просто накручивали на ночь бигуди, чтобы с утра выглядеть
пристойными. Забота о причёске в 1930-х - это нечто сродни чистке
зубов и мытью рук.
Немецкая мода 1936 года. Примерно так мадам Исаева и должна
была одеться.
Да! Подол! На актрисе юбка, едва прикрывающая колени, тогда как в
1936-1937 годах актуален был силуэт с длиной, доходящей почти до
щиколотки. Затем - широкие плечи и немного завышенная линия талии.
Забыла мадам Исаева-Штирлиц и перчатки, без которых тоже не
полагалось ходить в людные места. О макияже ничего не скажу —
в те годы немецкие женщины в своей массе не красились, особенно
дамы зрелых лет.
Почти все рабочие эскизы, подготовленные Быховской во время работы
над знаменитым сериалом, впоследствии "разошлись на сувениры". Так
что Мариам Александровна смогла найти в папке лишь несколько
листов.
Слева эскиз арестантского костюма пастора Шлага. Справа
Ростислав Плятт - пастор Фриц Шлаг
Увиденное на них удивило: "Вы хотите сказать, что этот блондин в
эсэсовской форме — Штирлиц? А вот этот, в полосатой арестантской
робе — пастор Шлаг? Совсем не похожи..."
— Так ведь я же рисунки делала не ради портретного сходства.
Тут цель другая: проработать детали костюма, создать его
"изюминку"...
Слева эскиз платья "Дамы с лисой". Справа Инна Ульянова
- подвыпившая дама с лисой в отеле "Горные лыжники".
"Когда про нас, математиков, говорят как о сухарях, - это Ложь! В
любви я Эйнштейн!" Горжетка из лисы у нее в руке, если кто
забыл
Ну и дополнительно некоторые интересные факты
Черная и серая форма
Чёрная форма, в которой ходят на протяжении всего фильма
сотрудники РСХА, - это парадная одежда членов СС, в которую входило
и Главное управление имперской безопасности. Такие мундиры надевали
достаточно редко и только по случаю каких-либо торжеств. В
повседневной жизни сотрудники РСХА носили форму серого цвета.
Именно в таких мундирах и запечатлены офицеры и генералы РСХА на
кадрах кино- и фотохроники. А в 1944 году парадную черную форму
вообще отменили: к тому времени нацистам стало не до праздников и
торжеств.
"Правильная" серая и "неправильная" черная форма
Тут приходится констатировать, что консультант Браун оказался вовсе
не таким суперзнатоком, каким его представили Мариам Александровне
и другим создателям фильма. Ветеран по непонятной причине допустил
серьезнейшую ошибку (а может, сделал это умышленно), "завизировав"
черную эсэсовскую форму для Штирлица и его коллег по РСХА. И
многократно "растиражированный" в "Семнадцати мгновениях..." черный
мундир перекочевал потом во многие из советских фильмов "про
войну".
В "повседневной" форме светло-серого цвета с двумя погонами и
черными петлицами Штирлиц запечатлен лишь в единственном эпизоде:
когда он приходит на доклад в приемную Гиммлера.
Благодаря необыкновенной популярности сериала и до
сегодняшнего дня 99 % российских зрителей уверены, что в Германии в
феврале 1945 года эсэсовцы ходили затянутыми в черные мундиры с
красной повязкой со свастикой на рукаве и в начищенных до
зеркального блеска сапогах.
Этот миф — один из наиболее устойчивых среди тех, что породили
"Мгновения". Причем утверждение этого мифа происходило по вполне
прозаическим обстоятельствам.
Когда-то, при съемках Сергеем Бондарчуком другого великого
фильма — "Война и мир" — было пошито большое количество униформы
образца 1812 года: как русской, так и французской. После окончания
съемок костюмы (а также муляжи вооружения) отправились в запасники
киностудии. И с этого времени, как только возникала нужда в форме
этого периода, сразу же обращались сюда. Это происходит и по сей
день — хотя часть реквизита пришла в негодность, значительная часть
все еще вполне подходит для использования.
Та же ситуация произошла и с костюмами из "Семнадцати
мгновений". Значительное количество хорошо пошитых черных мундиров
СС перешло в запасники, откуда они начали свое триумфальное шествие
по экранам многочисленных советских фильмов "про войну". Новые шили
только для актеров, исполнявших ведущие роли в фильмах. Миф
возмужал и прочно укрепился в сознании зрителей.
Тик Мюллера
Внимательные зрители наверняка отметили характерное движение головы
Мюллера – он время от времени как-то нелепо дергать шеей.
Татьяна Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом
подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что
все дело было в узком воротничке рубашки. Вся эта жестикуляция
возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и
воротник постоянно врезался ему в шею! Актеру было неудобно, он все
время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что
его решили оставить – так у Мюллера появился нервный тик.
Тихонов в Германии
Кадр из фильма.
В Германии Тихонова чуть не арестовали и едва не побили. Он
решил отправиться из гостиницы на съемочную площадку в форме
штандартенфюрера СС – недалеко ведь, чего время терять. Жители
Берлина сочли актера приверженцем фашизма, задержали и уже
собирались сдать в полицию. Но на шум прибежали члены
съемочной группы и отбили Тихонова у рассерженной толпы.
А еще для Штирлица привезли в Германию сто белых рубашек – стирать
их было негде, да и некому, ведь костюмеров с собой не взяли из
экономии. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц
выглядел на экране безупречно.
Штирлиц в белой рубашке. Единственный небезупречный
вид. Картошка печеная - деликатес из детства
Отсюда Отсюда Отсюда
С наступающим
праздником!