рейтинг блогов

Боевой арлекин

топ 100 блогов vikond6503.01.2022 Боевой арлекин

Ровно 105 лет назад, 3 января 1917 года (по другим данным, 10 января) впервые поднялся в воздух "Авиатик" D.I - первый истребитель, разработанный и принятый на вооружение в Австро-Венгерской империи. Самолет был спроектирован инженером из Германии Юлиусом фон Бергом, поэтому его название нередко пишут как "Авиатик-Берг".

Машина была оснащена довольно мощным, по тем временам, шестицилиндровым мотором "Австро-Даймлер", развивавшим 185 лошадиных сил, что обеспечило ей высокие летные характеристики. Однако вскоре прототип потерпел катастрофу из-за разрушения крыла от перегрузок при маневрировании. Конструкцию пришлось срочно усиливать, и это задержало запуск самолета в серию. Тем не менее, 3 мая был облетан первый серийный экземпляр, а уже с 15 мая новые истребители начали поступать на фронт.

Строевые пилоты высоко оценили их скорость, маневренность и скороподъемность. Серьезные нарекания вызывало только вооружение состояшее из одного несинхронного пулемета "Шварцлозе", установленного перед кабиной под углом вверх для стрельбы поверх винта. Вести из него прицельный огонь было очень сложно из-за несовпадения линии полета с линией прицеливания.

Тем не менее, с таким ущербным вооружением построили 160 экземпляров истребителя и лишь в январе 1918 года появилась новая модификация, вооруженная двумя курсовыми синхронными пулеметами. Боевая ценность машины сразу резко возросла, а еще больше она повысилась, когда в июле того же года была разработана модификация с форсированным 225-сильным мотором. "Авиатик" с этим движком, развивавший скорость 200 км/ч, стал одним из самых быстрых истребителей Первой мировой войны.

Но на фронт он попал только в сентябре, когда скорое поражение австро-германской коалиции уже ни у кого не вызывало сомнений. Всего до конца войны было заказано 990 "Авиатиков", из которых успели построить 677. Почти все они воевали на итало-австрийском фронте. В частности, на нем несколько месяцев сражался и одержал не менее пяти побед выдающийся австрийский ас Франк Линке-Кроуфорд. И на нем же он погиб в воздушном бою 30 июля 1918 года.

"Авиатик-Берг" поздних серий отличался не только высокими летными качествами, но и едва ли не самой оригинальной боевой раскраской среди истребителей Первой мировой войны, да и вообще - во всей истории военной авиации. Все поверхности этих машин разрисовывали равносторонними шестиугольниками ярких и контрастных цветов, как это хорошо видно на верхнем фото. Австрийцы почему-то считали, что такая "клоунская" расцветка должна сбивать с толку вражеских пилотов и мешать им прицеливаться. Однако на практике это не подтвердилось.

Справедливости ради надо заметить, что немцы в конце Первой мировой тоже увлекались подобной ерундой и обтягивали свои самолеты пятнистой камуфляжной тканью типа "лозенг", но она, все же, была гораздо менее "кислотной", чем австрийские шестигранники. В дальнейшем к подобным камуфляжам никто более не возвращался.
Боевой арлекин
"Авиатик" раннего выпуска с пулеметом над верхним крылом.

Боевой арлекин
Первый серийный экземпляр "Авиаика".

Боевой арлекин
"Авиатик" с синхронными пулеметами в разноцветном "гексагональном" камуфляже.

Боевой арлекин
"Авиатик" с опознавательными знаками Венгерской Советской республики.

Боевой арлекин
"Авиатик" Линке-Кроуфорда, пометившего машину первой буквой своей фамилии. Рисунок Александра Казакова.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В пятницу на Балтийском заводе в Петербурге на воду спустили первый в серии атомный ледокол и почему-то эта новость как-то незаслуженно была обделена должным вниманием на мой взгляд. На видео ниже фактически происходит "рождение" самого большого и самого мощного (60 МВт) атомного ...
Это далеко не первый корабль ЧФ РФ, уничтоженный ВВС или ВМФ Украины. Но первый, от которого осталось ВОТ ЭТО. Российская сторона официально заявила, что корабль получил лишь "незначительные повреждения", а из экипажа никто не погиб. Но знаете, какой была моя первая визуальная ...
Не тот, конечно, который в Африке Южной, а наш, моравский Янов Град Проектировал, кстати, Йозеф Хардмут, тот самый, который основал фабрику по производству карандашей Koh-i-noor, известных каждому советскому школьнику. А вокруг вот такие живописные заросли с лебедями... ...и ...
Продолжим наши чтения. Я страстный поклонник Акунина, особенно фандорианы. Моя теория про фандориану Я придумала такое объяснение жуткому ухудшению качества романов про Эраста Петровича. Возможно Акунин сел за стол в конце 90-х и написал биографию Фандорина и раскидал цикл романов по ...
Есть анекдоты от армянского радио, впору рассказывать анекдоты от бельгийского радио. Моросит затяжной дождик, асфальтированные дороги без сливов и кюветов упрямо «держат» осадки. Пожарные работают с утра до ночи, уносят воду ведрами и ...