Боец последнего призыва

топ 100 блогов vikond6526.04.2021 Боец последнего призыва

На днях я узнал, что в ЖЖ проходит хэшмоб #образывойны. Обычно я в подобных массовых мероприятиях не участвую, а тут подумал - почему бы и нет? Тема интересная и актуальная в связи с приближающейся датой, а у меня, как раз, есть по ней материал. Кстати, приглашаю коллег-блогеров поддержать инициативу. Итак...

Последним советским боевым самолетом, успевшим принять участие во Великой Отечественной войне, был штурмовик Ил-10 - прямой наследник знаменитого "летающего танка" Ил-2. Первыми эти самолеты получили в ноябре 1944 года 118-й гвардейский и 571-й штурмовые полки (ШАП). Переучивание на новую технику заняло несколько месяцев и в конце феврале 1945-го полки отправились на фронт.

Однако перебазирование сильно задержали многочисленные поломки и ранняя в том году весенняя распутица, первратившая грунтовые аэродромы в болота. Только 28 марта 108-й полк смог собраться в полном составе на прифронтовом аэродроме Шпроттау в Силезии, а 571-й полк 9 апреля прибыл на польский аэродром Щигловицы.

Новые штурмовики впервые вступили в бой 15 апреля, накануне начала Берлинской наступательной операции и эа три недели до конца войны. Экипажи 108-го ШАП за эти дни успели совершить 450 боевых вылетов, уничтожив, согласно отчетам экипажей, 6 танков, 4 орудия, бронепоезд, более 60 автомобилей и свыше 100 конных повозок. Собственные боевые потери - два самолета, сбитые зенитным огнем. Погиб один пилот (второй спасся на парашюте) и двое воздушных стрелков.

Еще семь машин получили повреждения, из них одна совершила вынужденную посадку в поле, остальные вернулись на аэродром. Все поврежденные машины впоследствии были отремонтированы. Летчики несколько раз докладывали о встречах в воздухе с немецкими истребителями, но те либо пролетали мимо, не вступая в бой, либо, пытались атаковать с больших дистанций и были отогнаны заградительным огнем стрелков.

По итогам войны летчики 108-го полка составили отчет, в котором было сказано, что Ил-10 является "вполне современным штурмовиком" с высокой скоростью, хорошей маневренностью и эффективной бронезащитой, но с крайне ненадежным мотором. Стоявшие на Ил-10 двигатели АМ-42 выходили из строя и требовали замены в среднем через 37 часов работы. Из-за отказов двигателей в воздухе произошло шесть аварийных посадок (к счастью, без гибели людей), а к началу мая весь полк оказался небоеспособным.

571-й ШАП потерял первый Ил-10 в первом же боевом вылете. Тяжело поврежденный прямым попаданием зенитного снаряда самолет лейтенанта Кудрявцева дотянул до аэродрома, но из-за отказа управления разбился при посадке. Пилот выжил, стрелок погиб.

Самым напряженным боевым днем для этого полка стало 30 апреля. В тот день он совершил 115 боевых вылетов, почти все экипажи по три раза вылетали на задание. Итог: разрушен стратегически важный мост, уничтожены 16 автомобилей, три орудия, четыре миномета и железнодорожный состав. Потерь не было. Однако 5 мая, за считанные дни до победы, 571-й полк потерял от огня скорострельных зениток сразу два самолета при штурмовке немецких воинских колонн, уходивших на запад, чтобы сдаться американцам. Оба экипажа погибли.

Последним вступил в бой на Ил-10 118-й ШАП и произошло это в последний день войны - 8 мая в Прибалтике, над Курляндским плацдармом, где все еще держала оборону окруженная и прижатая к морю группировка противника. Полк успел совершить всего один боевой вылет, но он оказался нелегким.

Над целью штурмовиков встретили яростные атаки "Фокке-Вульфов", которым удалось сбить оторвавшийся от строя самолет лейтенанта Лозового. За гибель товарища отомстил старший лейтенант Однобоков. Его самолет тоже был атакован, но немец не рассчитал скорость и проскочил мимо противника. Однобоков среагировал мгновенно, дав вдогонку залп из всех стволов, от которого вражеский истребитель взорвался. Это была единственная воздушная победа штурмовика Ил-10, а до капитуляции Германии оставалось несколько часов...

В августе 1945 года у Ил-10 вновь появилась возможность проявить себя в боях, на этот раз - на Дальнем Востоке, в войне против Японии, однако, это уже другая история.

Вверху - Ил-10 в Монинском музее авиации.

Боец последнего призыва
Ил-10 на советско-германском фронте, снимок сделан 23 апреля 1945 года. Перед килем видна кольцевая антенна радиокомпаса.

Боец последнего призыва
Вверху - Ил-10 108-го Гвардейского штурмового авиаполка, воевавшего в Силезии в апреле 1945 года.
Внизу - Ил-10 из 26-го штурмового полка ВВС Тихоокеанского флота, принимавшего участие в войне с Японией.

Боец последнего призыва
Ил-10 послевоенного выпуска с усиленным защитным вооружением. Вместо пулемета УБТ на стрелковой турели установлена пушка Б-20 калибра 20 мм.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот как-то и случилось.. Небольшое такое изменение, маленькая деталь местоположения... Теперь я живу в Москве. Плод давно уже зревший, и даже давно уже созревший - как оказалось не хватало детали, совершенно не привязанной к городу-столице как ...
Минутка транспортного искусства. Новая работа несравненного Вальдемара Казака. "Прибытие" (2018) ...
Да пусть они в говне утонут со своим "Словом о Слове". В. Пелевин, "S.N.U.F.F." Через четыре года здесь будет город-сад. Маяк, раннесовковая агитка. Во втором пакете находились материалы обследования состояния канализации Тьмускорпиони (состояние признавалось неудовлетворительным) ...
...
Глядя на эти голые скалы кажется, что здесь нет никаких живых существ. Ну, кто тут может обитать? На самом деле это не так. Животные и птицы приспособились жить в этих недружелюбных пустынных условиях. Большинство пустынных животных ведут ночной образ жизни, будучи активными в ...