рейтинг блогов

Большая лопата для пролетариата

топ 100 блогов vikond6521.04.2021 Большая лопата для пролетариата original

Если задать вопрос: "без чего были бы невозможны великие стройки сталинских пятилеток?", то одни наверняка скажут - "без ГУЛАГа и рабского труда заключенных", другие - "без иностранных специалистов", третьи - "без революционного энтузиазма трудящихся масс", четвертые - "без железной воли партийного руководства".

Все эти ответы отчасти будут верными, но главным фактором, без которого эти стройки были бы физически невозможны (по крайней мере, в сопоставимые сроки), были паровые экскаваторы, позволившие в десятки раз ускорить темпы земляных работ.

Без них возведение заводов, фабрик, электростанций, железных дорог и прочих индустриальных объектов затянулось бы на десятилетия. И далеко не факт, что на него хватило бы рабочей силы. А вспомнил я об этом именно сегодня в связи с круглой исторической датой: ровно 90 лет назад, 21 апреля 1931 года, из ворот сборочного цеха Ковровского механичиеского завода выкатился по рельсам первый советский экскаватор "Ковровец".


Однако у этого события была очень долгая предыстория. Началась она еще в 1882 году, когда в городке Бьюсайрус штата Огайо на местном заводе Bucyrus Foundry & Manufacturing Company запустили в серийное производство рельсовый паровой экскаватор под названием Thompson`s Iron Steam Shovel - "Железная паровая лопата Томпсона". Этот агрегат стал прообразом для первого и единственного российского дореволюционного парового экскаватора "Путиловец", выпуск которого начался в 1903 году на Путиловском машиностроительном заводе.

Машина Томпсона представляла собой яркое воплощение стимпанковских технологий. Она монтировалась на длинной четырехосной железнодорожной платформе и напоминала товарный вагон. Горизонтальный котел паровозного типа запитывал три одноцилиндровых паровых двигателя суммарной мощностью 150 л.с. Один обеспечивал движение экскаватора, другой - горизонтальный поворот стрелы, а третий - движение ковша. Котел работал на дровах или на угле. Кабина освещалась керосиновыми лампами.

В отличие от современных экскаваторов, работающих на гидравлике, у "Бьюсайруса" все рабочие механизмы приводились в действие цепными лебедками. Объем ковша составлял 1,4 кубических ярда, а команда экскаватора состояла из четырех человек: машиниста, он же "командир экипажа", кочегара, слесаря-смазчика и оператора ковша.

Кроме того, каждому экскаватору придавалась бригада путейцев из семи человек, которые вручную укладывали перед ним рельсы. Масса машины составляла 75 тонн. Чуть позже появилась более мощная 85-тонная модификация с ковшом на два кубических ярда.


Экскаватор Томпсона на момент его создания считался самым производительной землеройной машиной в мире. За сутки он мог вынуть и переместить в вагонетки до 4000 кубометров грунта. Для сравнения, суточная норма выработки на одного землекопа составляла в зависимости от сложности грунта от 2,5 до 4 кубометров. Таким образом, одна паровая лопата заменяла тысячу обычных. При этом она была относительно несложной в производстве и могла выпускаться на любом паровозном заводе.

Неудивительно, что, когда в России в связи с большими масштабами железнодорожного строительства возникла необходимость в экскаваторах, за образец взяли "Бьюсайрус", хотя к 1903 году он был уже не считался чудом техники. Темпы выпуска были не впечатляющими: до революции в Петербурге успели построили всего 37 "Путиловцев", которые работали по всей стране, от Восточной Сибири до Кольского полуострова.

В 1929 году программа форсированной индустриализации потребовала возобновления производства экскаваторов. Разработкой новой машины решили не заморачиваться, а просто стряхнули пыль с чертежей "Путиловца" и передали их на Ковровский завод, которому предстояло стать флагманом советского экскаваторостроения. Там освоение производства "паровой лопаты" поначалу шло ни шатко ни валко. После первого прототипа, сделанного, как уже говорилось, 21 апреля 1931 года, второй собрали лишь через полгода.

Такая медлительность, разумеется, начальство не радовала, и положение решили исправить уже испытанным способом, а именно - передачей завода в ведение ОГПУ. Не знаю (хотя, догадываюсь), какими методами действовали чекисты, но под их чутким руководством предприятие моментально заработало с пулеметной скоростью, выдав в 1932-34 годах аж 177 экскаваторов! То есть, за три года их сделали почти в пять раз больше, чем дореволюционный Путиловский завод выпустил за 14 лет.

"Ковровцы" использовались на многих стройках, но большинство из них отправили на строительство канала Москва-Волга, где появление этих мощных агрегатов, позволило резко интенсифицировать земельные работы. К примеру, на так называемой Глубокой выемке в районе Химок десятки тысяч зэков за первые два года вынули лопатаии и отвезли на тачках два миллиона кубометров грунта.

А 32 экскаватора за последующие два года извлекли из русла будущего канала восемь миллионов кубометров, прокопав гигантскую траншею глубиной 24 метра, шириной 140 метров и длиной в шесть километров. С полной уверенностью можно сказать, что без трудолюбивых паровых землекопов эта "ударная" стройка не успела бы завершиться до войны. Да и многие другие - тоже.


Самое удивительное, что некоторые экземпляры "Ковровцев" проработали до конца 1980-х годов, пережив 100-летний юбилей их американского пращура. Но, к сожалению, до наших дней ни один агрегат не сохранился. В "лихие девяностые" все эти эпохальные машины были разобраны и сданы в металлолом.
Большая лопата для пролетариата Scan10001
Чертеж экскаватора Томпсона, выпускавшегося фирмой "Бьюсайрус"

Большая лопата для пролетариата maxresdefault (2)
"Паровая лопата" Томпсона на Панамском канале. В работах по строительству этого масштабного гидротехнического сооружения было задействовано 119 экскаваторов, из них 77 - фирмы "Бьюсайрус".

Большая лопата для пролетариата _____6526949_orig
Еще один экскаватор той же марки. Благодаря снятому борту хорошо виден цилиндр паровой машины, приводившей в действие механизм поворота стрелы.

Большая лопата для пролетариата Untitled-1
Экскаватор Томпсона на песчаном карьере где-то в США. На борту написано название фирмы-производителя.

Большая лопата для пролетариата 1413486644011
"Путиловец" - российская копия "Бьюсайруса".

Большая лопата для пролетариата 2366
"Путиловец" на строительстве Сибирской (Амурской) железной дороги в 1912 году. Обратите внимание на мужика с топором на задней площадке, который колет дрова для топки.

Большая лопата для пролетариата CHem-i-skolko-kopali-01
Поначалу земляные работы на канале Москва-Волга велись вот так. Производительность труда была где-то на уровне Древней Месопотамии.

Большая лопата для пролетариата kovrovez-mo-vo
Потом появились "Ковровцы" и дела пошли веселее.

Большая лопата для пролетариата a016-1_-_kopiya
Первый прототип машины тоже отправили на постройку канала. Обратите внимание на аббревиатуру НКВД на борту кабины. Снимок сделан в 1934 году в районе Глубокой выемки.

Большая лопата для пролетариата sarat_most08
Сборка "Ковровца" или "Путиловца", присланного на строительство Саратовского завода сельскохозяйственных машин.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И не менее странных «военных экспертах» из бесчисленных бла-бла-шоу, имён коих не буду поминать всуе. Патриотизм – штука полезная и гордиться родной страной должно всегда, но меру необходимо знать. Или вообще что-нибудь знать, дабы слабо информированного обывателя затем не вгонять ... ...
Допесделса, абасака ты йобаная гыгы, раззевай сасало, падло, щас буим тебя гомном ...
Нуриэль Рубини, самый главный алармист нашей эпохи, наконец-то дождался очередного своего звездного часа. Первая минута славы пришла к Рубини в 2008, когда он успешно предрёк мировой финансовый кризис. И вот сейчас, почуяв в воздухе запах крови рухнувших банков SVB и ”Signature”, ...
Добрый день всем сообщницам! Недавно визажист Шанель открыл мне большую тайну :-) , как носить даже самые опасные цвета теней и карандашей на глазах. Я считаю опасными всякие бордовые, баклажановые, розовые – те, что имеют красный пигмент и ...
По данным оппозиционного Левада-центра уровень одобрения Путина — 65% (картинка к посту кликабле). Давайте разберёмся — почему же у одних блоггеров полностью за Путина 90% знакомых, а у других те же 90% знакомых якобы категорически против. ...