Автор и издатель

топ 100 блогов navlasov23.02.2018 Конец третьего курса, экзамен по истории России советского периода. Строгий преподаватель задает массу вопросов. Студенты (и я в том числе) возмущены: ответов на эти вопросы нет даже в учебнике, который буквально год назад написал и издал строгий преподаватель вместе со своим коллегой! Ну правда, если ты считаешь, что студенты должны все это знать, какого черта ты обходишь эти вопросы молчанием в своем собственном учебнике?

С тех пор прошло почти двадцать лет, и сегодня я прекрасно знаю ответ на этот вопрос. Каждый год на первой же лекции по истории международных отношений я подробно объясняю студентам, что опубликованный издательством ЮРАЙТ учебник под моей редакцией недостаточен для подготовки к экзамену. Потому что он был написан в соответствии с требованиями издательства, а не моего конкретного курса на моем факультете.

Человек, далекий от написания книжек и издательского дела, часто плохо представляет себе, какой вклад вносит издательство в конечный продукт. Ему кажется, что книга - это творение автора, которое издатели бережно, сдувая пылинки и боясь что-нибудь ненароком испортить, печатают и выводят на рынок. На самом деле, это категорически - и катастрофически - не так. И часто автор, получив экземпляр своего труда, начинает сначала энергично протирать глаза, а потом рвать и без того поредевшие волосы и проклинать тот день, когда он связался с этим издателем.

На что может повлиять издательство?

- На концепцию книги. В первую очередь это происходит, когда автор приходит в издательство не с готовой рукописью, а с идеей либо вовсе получает от издательства заказ. "Вы - специалист по Русско-японской войне? Отлично, нам нужна книжка для серии "Забытые победы русской армии". Да, мы понимаем, что Россия эту войну проиграла, но ведь были же какие-то успехи, желательно о них рассказать подробнее".

- На объем книги. Особенно если предполагается, что книга пойдет в некую стандартизованную серию. В результате автор может оказаться вынужден либо забивать материал в прокрустово ложе, либо "лить воду", например, нагоняя объем за счет больших цитат. Особенно весело получается, когда издательство перебрасывает рукопись из одной серии в другую, и надо калечить уже готовый, завершенный текст.

- На оформление текста. Честно говоря, я не знаю случаев, когда издатель целенаправленно выбрасывал бы куски рукописи. Но вот удалить ради экономии бумаги все сноски, приложения и список литературы - это вполне в пределах возможного. В результате научная, по сути, работа лишается одной из наиболее важных своих составляющих и начинает при поверхностном взгляде выглядеть как откровенная публицистика. Подбор иллюстративного материала тоже может быть произведен не в меру энергичным редактором самостоятельно и вызвать впоследствии у автора разлитие желчи по всем внутренним органам.

- На внешнее оформление самой книги. Сюда относятся, в первую очередь, обложка, название и аннотация. Шедевры малограмотных отечественных дизайнеров известны, думаю, всем. "Продающие" названия и аннотации тоже уже набили оскомину. Из личной практики: то, что мою биографию "железного канцлера" в ЭКСМО назвали "Великий Бисмарк", я еще как-то перенес. У них там все великие. Но когда я увидел аннотацию, то просто не знал, что делать - то ли застрелиться самому, то ли пойти в издательство и поиграть в Брейвика там. Потому что я бы книжку с такой идиотской, безграмотной аннотацией читать в жизни не стал.

В некоторых вопросах автор, конечно, может проявить принципиальность и просто отказаться от сотрудничества. Но проблема в том, что многое из перечисленного сотрудники издательства могут сделать сами за спиной ничего не подозревающего автора, которому после выхода в свет его труда вместо радости и гордости в итоге достается раскаяние и мучительное ощущение позора.

Поэтому читателю важно понимать: если книга опубликована с дурацким названием, идиотской аннотацией, бредовой картинкой на обложке и в странной серии - это еще не значит, что книжка плохая, а ее автор - жалкая, ничтожная личность. Это означает, что отечественный издательский бизнес обладает рядом - назовем это так - особенностей, которые во многом определяют лицо конечного продукта.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Странным образом креветки попали в список весенних ингредиентов. По мне это всесезонный продукт. Как и большинство продуктов, я люблю их в естественном виде — просто отварные. Но ...
Сегодня многие стонут о неподъёмности цены нового Canon EOS 5D Mark IV, и сомневаются в оправданности его приобретения, поясняя это тем, что технические характеристики новой пятёрки не так уж и хороши, чтобы платить за неё такие нереальные бабки. Так вот что я имею сказать — господа, а мы ...
В Тыве очень настороженно смотрят на журналистов. — О, опять приехали грязь искать и рассказывать про нас всякие ужасы? — Да нет, просто хочу посмотреть, как у вас тут дела обстоят. Говорят, это самый опасный и бедный регион России! — Да врут всё! Нет тут никаких проблем, хорошо всё! ...
Расположенный высоко на травянистой вершине, окутанный перуанскими облачными джунглями, всё большее число людей добавляет Мачу-Пикчу в список мест, которые обязательно нужно посетить. Этот впечатляющий археологический объект является одной из немногих построек инков, которые практически ...
Пишет жена. Здравствуйте, друзья. Однажды я уже писала пост в ЖЖ своего супруга, но, наверное, мало кто помнит, потому что это было давно и неправда . Но сегодня хочу задать обществу один вопрос, который меня волнует очень давно: Как вы относитесь к слежке за своей второй половинкой? ...