Преподаватель и студент
navlasov — 13.02.2018 Недавно в разговоре с коллегами затронули одну интересную тему - отношение преподавателя к студентам. Может ли преподаватель относиться ко всем студентам одинаково, без всяких эмоций и предубеждений? Оговорюсь сразу: под "отношением" понимается именно внутреннее отношение, а не поведение и не исполнение своих профессиональных обязанностей.Ответ, на мой взгляд, прост: конечно, нет.
Потому что это невозможно не только в паре преподаватель - студент, но и у любых двух людей, которые вступают друг с другом в регулярную коммуникацию.
Каждый раз, контактируя с незнакомым человеком, мы в автоматическом режиме проводим его "экспресс-оценку". Нашему мозгу важно как можно быстрее узнать, чего ждать от незнакомца и как себя вести по отношению к нему. Поэтому мозг пытается поскорее классифицировать нового человека - так сказать, повесить на него ярлычок. Самые общие, банальные и распространенные ярлыки - "хороший" и "плохой".
Чтобы сделать это, наш мозг задействует комплекс критериев. Нам может сразу понравиться или не понравиться, как человек одет, как он разговаривает, как смотрит. Недостающую информацию наш мозг "дорисовывает" таким образом, чтобы она гармонировала с имеющейся, создавая максимально простую и убедительную картину. В итоге у нас в голове бессознательно возникает определенный образ этого человека, и все последующие впечатления только корректируют этот образ. Не зря говорят, что первое впечатление - самое сильное.
В случае с преподавателем и студентом работают те же механизмы. Их невозможно отключить. Их можно либо сознавать и признавать, либо не сознавать и не признавать.
Преподаватель, который говорит о том, что он ко всем студентам относится одинаково, не испытывая ни к кому ни особой симпатии, ни антипатии, попросту не сознает и не признает реальные процессы, происходящие у него в голове. И это очень опасно, потому что в таком случае он не может рефлексировать на эту тему и соответствующим образом корректировать свое поведение. В результате он ставит двум разным студенткам за работы одного уровня принципиально разные оценки, часто даже не сознавая, что делает это потому, что одна - "хорошая и прилежная девочка, всегда на первой парте сидела", а вторая - "все время вертелась и болтала, мешала вести занятие". Отношение напрямую и бесконтрольно переходит в поведение преподавателя по отношению к студенту. При этом сам преподаватель, если его спросить, изобретет массу доводов в пользу того, почему неприятный ему студент должен получить низкую оценку. Только это, на самом деле, будет не более чем рационализацией post factum, подгонкой аргументов под уже принятое решение.
Кстати говоря, этот феномен - очень разные оценки за примерно одинаковые ответы - я обнаружил еще в эпоху устных экзаменов. И даже приход нового преподавателя, который до этого в жизни не видел никого из группы и которого просто позвали помочь принять экзамен, ситуацию не менял. Слушая ответ, "новичок" первым делом брал зачетку студента и начинал лениво ее листать. Не знаю, сознавали ли это мои старшие коллеги - но делалось это (бессознательно, естественно) для того, чтобы получить некую "точку отсчета", то самое первое впечатление; понять, кто же перед ними - отличник или троечник - и отталкиваться от этого при оценке ответа. Отсюда и знаменитое "не буду портить Вам зачетку".
Что, на мой взгляд, должен делать преподаватель в этой ситуации? Признать, что он тоже человек, что у него есть симпатии и антипатии. Причем зачастую связанные даже с не прилежанием студента, а с его внешним видом, поведением, манерой говорить. Меня, например, раздражают люди, которые регулярно и сильно опаздывают. Все эти эмоциональные реакции и сформировавшиеся на их основе образы надо сознавать и держать под контролем. И рефлексировать, задавая себе вопросы - почему мне так не хочется ставить этому студенту низкую (высокую) оценку? Применяю ли я к его работе те же критерии, что и к работам его однокурсников? Как бы я оценил его ответ, если бы он прозвучал из уст более (или менее) симпатичного мне студента?
Только так можно снизить влияние субъективного фактора на свою преподавательскую деятельность.
|
</> |