О науке и лженауке

Вышел я оттуда, конечно, не с пустыми руками, а с неожиданным и приятным уловом - книгой Александра Соколова "Ученые скрывают? Мифы XXI века". Книга небольшая, прочитал я ее очень быстро и с большим удовольствием.
Автор - главный редактор портала Антропогенез.ру - простым языком рассказывает о необходимости бороться со лженаукой, объясняет, в чем опасность "мифов XXI века", а также разоблачает несколько популярных и широко растиражированных заблуждений. В качестве приложений даны рекомендации тем, кто захочет выступить в роли популяризаторов науки / научных журналистов. Мне, как историку, было особенно приятно видеть отдельную главу с разоблачением мифа о том, что история не является наукой (напомню, что сам не так давно писал на ту же тему). Остальные мифы относятся к естественнонаучной сфере, более близкой автору книги.
Несмотря на общую высокую оценку прочитанного, книга вызвала у меня ряд мыслей и вопросов. Первый - кому она адресована? Александр Соколов, с одной стороны, доказывает необходимость борьбы с лженаукой силами ученых (то есть обращается к коллегам), с другой - разоблачает некоторые конкретные мифы (обращаясь при этом к массовому читателю). Стоило ли объединять "коня и трепетную лань" под одной обложкой? Вопрос лично для меня открытый.
Второй важный момент. Автор весьма убедительно доказывает, что борьба с лженаукой - дело самого научного сообщества. Но проблема в одном: где взять на это ресурсы? Опять же, я уже писал о том, почему профессиональные историки не спорят с "фоменковцами". На это банально нет времени. Поэтому, с моей точки зрения, было бы очень здорово, если бы автор написал о том, как исследователю, который хочет внести свой вклад в популяризацию науки и борьбу с мифами, но не готов сделать это своей основной профессией, добиться максимального эффекта в условиях ограниченных временных ресурсов. Какая деятельность приносит наибольшую отдачу (ведение собственного блога, контакты со СМИ, написание книги и т.п.) в условиях, когда всем сразу заниматься невозможно? На какие предложения журналистов соглашаться? С чего бы Александр посоветовал начать человеку, который может посвящать просветительской работе, скажем, один час в день? Я думаю, что ответ на эти вопросы был бы весьма актуален не только для меня, но и для многих других исследователей.
|
</> |