А вы любите фланировать?



В оригинале, впрочем, книжка называется гораздо скромнее: The Art of Flaneuring, и, похоже, её создательница задалась целью вынести идею уюта из домашних стен на улицы большого города. Тут я предположила, что имею дело с очередным мотивационным томом обо всём и ни о чём, но уже в первой главе натолкнулась на следующую фразу:
Французский поэт Шарль Бодлер был одним из первых, кто дал определение «фланёру», описав его в своем эссе «Художник современной жизни»: «господин, неторопливо прогуливающийся по улицам города» или человек, который небрежно, но вдумчиво наблюдает и постигает современную городскую жизнь во время прогулки. Сейчас мы уже знаем, что мужчины, разумеется, не единственные люди, способные быть фланерами, но в то время женщины, а именно белые женщины из среднего или высшего класса, не занимались фланированием. Юные особы, которые все же предавались прогулкам, не встречали подобного романтического одобрения, в отличие от мужчин, что не удивительно. Если женщина в XIX веке свободно гуляла по улицам без сопровождения, её причисляли к совершенно другой части общества, которой не принято было восхищаться.
Да-да, вы обо всём догадались верно. Фланирующую женщину воспринимали как проститутку. В то время как беззаботное фланирование для мужчины-представителя высшего или среднего класса считалось статусным занятием, женщины не фланировали. Вообще право женщины на выход без сопровождения и его завоевание -- отдельная тема исторических исследований. Оуэн берёт интервью у американской учёной Лорен Элкин [Lauren Elkin], чья книга Flâneuse [«Фланёрши»] целиком посвящена этому невероятном, не у всех ещё в головах укладывающемуся явлению: одинокой женщине на улицах города.
Женщине среднего класса для выхода на улицу надо было иметь компанию. Если же она выходила одна, ее подозревали в низком моральном облике, и это становилось не только ее личным позором, но и позором для всей семьи. Считалось, что женщины должны находиться в помещении и нуждаться в защите, выходя во внешний мир. Борьба за обретение своего места на городских тротуарах была долгой, и она продолжается до сих пор.
Тут остаётся только согласиться. Советы в начале этой небольшой и, казалось бы, имеющей мало отношения к теме женской эмансипации книжке -- я примеряю их к себе и даже теряюсь.
Пройтись по парку? Старшие представительницы моей семьи не одобряют даже походы в парк всей семьёй -- опасно. Ах, эта Сосновка! Ох, этот Муринский! То и дело пополняют криминальные сводки!
Зайти в ресторан в одиночку? У Петра Вайля в «Стихах про меня», кажется, был пренеприятный пассаж: Довольно рано я догадался, что Незнакомка — блядь. Из чего развитой мальчик догадался? Она одна сидит в ресторане. Меж пьяными. Без спутников. Если бы ещё со спутником, то ладно, а уж в одиночестве!.. Двадцатый век, вполне благополучная Москва.
Найдите, куда можно присесть, и наблюдайте за людьми. Боже сохрани, ещё вцепится кто-нибудь. И совершенно спокойно молодые, вполне защищённые социально мужчины советуют: женщины, а если вам так опасно на тёмных улицах, может быть, и не выходить никуда по темноте? Они недостатков в этой идее не видят. Для справки: в нашем городе сейчас темнеет уже около четырёх дня. Главный вопрос: как кому удаётся фланировать?
|
</> |