
В Семипалатинске (Сибирский вестник, 1896)


С. М. Дудин. Семипалатинск. Извозчик. 1909
Не так давно город наш распрощался с Н. Н. Петуховым,
занимавшим долгое время пост вице-губернатора и снискавшим себе
глубокие симпатии всех слоев общества и сослуживцев, которые на
прощание поднесли любимому своему начальнику альбом-шкатулку, с
фотографическими карточками на память о себе. С искренним
сожалением пришлось расстаться с столь гуманным, деятельным и
любимым человеком; болезнь почтеннейшего Нафанаила Назаровича и
надорванные долголетним трудом силы заставили его искать отдыха и
покоя после
От поры до времени наш сонный Семипалатинск оживляется то приезжими артистами, то уголовными скандалами. Еще недавно гостил у нас в течение целого месяца цирк Панкратова, который, при мизерных своих артистических силах, делал блестящие обороты. Сборы доходили до 600 р. за раз, цирк буквально ломился от публики, преобладающий элемент коей составляли киргизы и татары — падкие на подобные зрелища, доступные их пониманию. Труппа Панкратова состоит из нескольких ребят, которым место бы в школе, а не в цирке, двух очень неостроумных клоунов и одного наездника-силача, который, кажется, и вывозил на своих плечах весь цирк Панкратова с полными его сборами. Вслед за цирком, город наш посетил артист императорских театров г. Раппорт с женою; они дали в зале общественного собрания три концерта, при очень небольших сборах и ограниченном числе публики. Хорошее пение гг. Раппортов (тенор и сопрано), прекрасные голосовые средства, техника в исполнении, знание музыки и умелый выбор пьес для пения не оставляли желать ничего лучшего и привели в неописанный восторг нашу немногочисленную публику; аплодисментам не было конца. Давно уже Семипалатинск не слыхал такого пения. До сих пор посещали нас концертанты, имевшие очень смутное представление о музыке, пении, и безголосые, возбуждавшие удивление в публике своею гражданскою смелостью появляться на сцене с такими талантами; что же, на безрыбье и рак рыба! Впрочем, мы не унываем; на случай отсутствия эстетических наслаждений, у нас есть развлечение в новостях скандального характера, возбуждающих нас, волнующих, о которых мы крепко любим поболтать на досуге. Так, например, есть у нас ипподром. После бега компания устраивает здесь пирушку, льется рекою пиво и водка вперемежку с шампанским, один из пьяных саврасов предлагает неуместный гост, кричит «Ура!» На него не обращает никакого внимания ужинающий на другом конце стола с женою и детьми доктор, — он в ус не дует, сидит и кушает. Возмущенный таким к нему невниманием, саврас подбегает к незнакомому эскулапу и наносит ему удар. Тот, в свою очередь, ошеломленный обидою, выхватив из-под себя стул, наносит саврасу со всего размаха удар по полове, последний падает окровавленный на пол и его уносят на покой. В результате — полицейский протокол и предстоящее разбирательство у мирового судьи, который, по всей вероятности, не поцеремонится с буяном, как не пощадил и одного из почетных потомственных тузов-миллионеров, присудив его на недельку под арест за продажу гнилых припасов потребителям из ренскового погреба, несмотря на энергичную защиту, доказывавшую, что чем хуже «смердит» гнилой сыр, тем он вкуснее и гастрономичнее, и что негодного товара не должен брать потребитель, что покупка и продажа есть чисто гражданская сделка, не имеющая в себе никаких признаков уголовщины: купил — значит и молчи, нечего по судам таскаться.
Тот же судья присудил на днях и еще одного туза,
компаньона-пайщика нашей паровой мельницы, за свалку в русло реки
Семипалатинки мельничных отбросов, торфа, горячей золы и углей,
отчего произошел несчастный случай с
А вот еще образчик азиатских нравов. Пятидесятилетний
киргиз-супруг заподозрил свою
Не менее возмутительное преступление совершилось еще в Семипалатинске. Молодой человек, служащий писарем в местной мещанской управе, сердцеед, донжуан и франт мещанского пошиба, выстрелом из револьвера убил своего отца, который души не чаял в своем «умнице красавце» сынишке. Убийца вместе с матерью поместили израненного отца в городскую больницу на другой уже день после выстрела, создав легенду о падении старика в пьяном виде из телеги и о происшедшем якобы от падения ушибе в голову; после смерти, последовавшей на другой день в больнице, врач, осматривающий голову умершего усумнился в происхождении раны, произведено было вскрытие и, о ужас, в мозгах найдена была револьверная пуля. Сперва обвиняемые объясняли, что умерший сам в себя выстрелил, а затем, уличенные подавляющими доказательствами, сознались в преступлении. Замечательно, что двое приезжих крестьян, бывшие свидетелями убийства, взяв с убийц по 5 р. каждый, за молчание, никому не заявили о преступлении и с чистою совестью уехали восвояси, в Барнаульский уезд.
В общественном нашем собрании творятся тоже дела не особенно красивые: «господа члены собрания» поигрывают все ночи напролет вплоть до утра в штос и чет-нечет; так, на днях один из членов, приказчик одного из торговых тузов, обобрал дочиста другого члена — ветеринара, при чем деньги последнего, а затем и часы с золотою цепочкою, тут же, в клубе, перешли в собственность счастливчика. Дело дошло до прокуратуры и полицейского протокола и в скором времени будет фигурировать в суде. В минувшем году, проезжий из золотопромышленников вел крупную игру в собрании, ставились в штосс целые груды золота, игрою увлеклись даже весьма почтенные отцы семейств; наконец высшая администрации наложила свое «veto» и игра прекратилась, но, видно, урок прошлого мало подействовал на наши аппетиты «обчикать» друг дружку при случае.
А вот и последняя новость, с романическою уже подкладкою. На днях в городской больнице скончался от кровоистечения наш библиотекарь городской библиотеки, молодой чахоточный юноша. Больной тщательно скрывал истинное происхождение на полу в библиотеке крови, объясняя таковое кровохарканием. При осмотре же трупа умершего обнаружена колотая глубокая рана на седалищной части тела. Говорят, что молодая жена библиотечного сторожа, после изрядной выпивки с покойным, массажировала спину библиотекаря. Вошедший во время операции муж, убедившись, что начальство больно, побежал за доктором, не заметив, конечно, крови; больной вслед за сим отправлен был в больницу, где и скончался. При осмотре помещения библиотеки, где проживал покойный, найдено орудие, причинившее рану, — предлинный окровавленный циркуль. Каким образом циркуль попал в седалищную часть библиотекаря — ничего не известно. Этого объяснить не могут ни массажистка, ни ее супруг. Замечательно, что ни платье покойного, ни белье не оказалось проколотым, надо полагать, покойный получил рану в обнаженном состоянии и при таких обстоятельствах, о которых не захотел сказать ни доктору, ни в больнице. Вот какие бывают плачевные результаты массажа…
Закончу погодой. Вторая уж неделя, как у нас идут беспрерывные дожди, болото и слякоть невыносимые, старожилы не запомнят такой дождливой осени.
Z
О Семипалатинске:
https://rus-turk.livejournal.com/548880.html
|
</> |