14. Кризис кинематографа 1887 года
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Если вы посмотрели (или, хотя бы, "полистали") фильм "Люмьеры!",
о котором шла речь в прошлый раз, то вы хорошо представляете себе -
какие именно ролики снимали в 1885-87 + годах. Это касается не
только компании Люмьеров, но и практически всех остальных первых
кинематографистов.
В газете о парижском пожаре 4 мая 1897 года
Сюжеты нередко повторялись, игровое кино было большой редкостью.
Объясняется это очень просто - в проекционных аппаратах, даже в
таких передовых как Синематограф, еще не было возможности
крутить длинные ленты: 50-60 секунд были максимумом.
Кроме того, большинство прокатчиков того времени считало интерес к
"движущимся картинкам" явлением временным, рассматривая его
исключительно как "балаганное" развлечение, подобное представлениям
с "волшебным фонарём". Собственно, так и бы и произошло, если бы не
события 1887 года и один режиссёр, всерьез заболевший
кинематографом. О режиссёре позже - он достоин не одной статьи, а
нескольких, а пока о событиях.
А 4 мая 1987 года на благотворительном базаре Шарите в Париже прозошел страшный базар, унесший более сотни жизней - причем, среди них большинство было не простые люди, а представители аристократии и богатых семейств.
![14. Кризис кинематографа 1887 года 14. Кризис кинематографа 1887 года](/images/main/14-krizis-kinematografa-1887-goda-147121.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Bazar_de_la_Charit%C3%A9_avant_l%27installation_des_comptoirs_et_l%27incendie.jpg/1280px-Bazar_de_la_Charit%C3%A9_avant_l%27installation_des_comptoirs_et_l%27incendie.jpg)
![14. Кризис кинематографа 1887 года 14. Кризис кинематографа 1887 года](/images/main/14-krizis-kinematografa-1887-goda-0f08e2.jpg?from=)
Декорации благотворительного базара Шарите в Париже до пожара
Конечно, такое количество жертв - не вина синематографа, а вина устроителей базара, которые построили легковоспламеняющиеся павильоны, не позаботившись при этом о самой простейшей безопасности: даже часть дверей были декоративными, а не реальными. Ну и сама конструкция деревянная из сосновых досок (смола же!). Представляете адище?
![14. Кризис кинематографа 1887 года 14. Кризис кинематографа 1887 года](/images/main/14-krizis-kinematografa-1887-goda-533978.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Bazar_de_la_Charit%C3%A9_Le_lendemain_du_sinistre.jpg)
После пожара
И причиной пожара могло стать всё, что угодно, однако высшим силам было угодно, чтобы ею стал кинематограф: керосиновый двигатель + погасшая (или разбившаяся?) эфирная лампа + спичка, зажжённая безголовым оператором, + организационный друдом...
![14. Кризис кинематографа 1887 года 14. Кризис кинематографа 1887 года](/images/main/14-krizis-kinematografa-1887-goda-af09f0.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3047751/pub_60782f71b57e177a1c334017_60783ff2b6732c4664758891/scale_1200)
Люди спасаются от огня
/Я нашел фильм об этом пожаре (точнее - сериал, события которого начинаются на базаре Шарите перед пожаром и во время его), пока посмотрел только самое начало первой серии, поэтому напишу о нем вечером, когда серию досмотрю; по первым впечатлениям - катастрофа передана впечатляюще. Кроме того, в нем есть эпизоды, касающиеся непосредственно истории кино.
Эта трагедия ускорила падение интереса к кино, и к концу 1897 года залы практически опустели. Интерес на ярмарках и иных массовых мероприятиях поддерживается, в основном, за счет хитрого хода, придуманного Люмьерами: оператор снимает всё, что видит (особенно, собравшихся людей), а люди идут в синематограф в надежде увидеть себя.
Кстати, это отлично работает и в наше время: мне доводилось делать небольшие видеорепортажи для городского ТВ - люди, которых я снимал, обязательно спрашивали про дату эфира. Естественно, и сами смотрели, и всех знакомых оповещали.
![14. Кризис кинематографа 1887 года 14. Кризис кинематографа 1887 года](/images/main/14-krizis-kinematografa-1887-goda-a628f7.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Optic_Projection_fig_225.jpg)
Схема с петлёй Латама
И второе важное событие - изобретение "петли Латама": технологии, решившей проблему разрыва плёнки в проекторе, то есть, стало возможным делать фильмы большей продолжительности. Эдисон, конечно, и этот патент подгрёб под себя, но прогресс было уже не остановить...
|
</> |