12. И всё-таки - почему Люмьеры?

Конечно, едва ли не самым решающим были, как я уже писал, деньги, которых у Люмьеров было достаточно для спокойной разработки своего аппарата. И они могли не демонстрировать никому прототипы - то есть, не отдавать другим идей, которые и так-то носились в воздухе, а с каждой следующей демонстрацией конкуренты что-то "срисовывали" для себя.

Братья Люмьер
Недаром Фрейденберг писал, что даже заказ плёнки у Люмьеров непременно тех насторожит.
Но ведь и показ на бульваре Капуцинок начали называть
историческим позже, когда Синематограф начал триумфально шествовать
по миру. А до того восторг публики вызывали любые демонстрации
"живых картинок". Не говоря уже о том, что через несколько месяцев
после Люмьеров ввели в строй свою аппаратуру и другие изобретатели,
а сами братья прекратили заниматься кино через четыре года, в 1898
году.
Тем не менее, в истории остались именно они, и даже в Соединённые
Штаты, где Эдисон установил жесточайшую монополию, название
"синематограф" просочилось и восторжествовало.
Как так-то?
То самое Гранд кафе на бульваре Капуцинок, где состоялся первый в
мире киносеанс
А всё дело в том, что братья Люмьер были разными, и отлично
дополняли друга. Я бы сказал - идеально дополняли. Луи - технарь и
изобретатель. Огюст - организатор и, как бы сейчас сказали,
маркетолог. То есть, один придумывал, а второй - продвигал.
Так вот, продвижение началось задолго до 28 декабря - в течение
года демонстрация синематографа проводилась, как минимум, шесть
раз, и это были закрытые показы. То есть, с одной стороны, мало кто
смог посмотреть, с другой - они делились восторгами с друзьями и
знакомыми, то есть, "прогревали" публику. И, само собой, когда,
наконец, состоялся первый публичный сеанс, небольшой зал был
заполнен. Билет стоил 1 франк (не огромные деньги, но и не
так, чтобы мелочь).
Рекламный плакат первого киносеанса братьев Люмьер
Была, конечно, и яркая реклама, а еще - грамотно подобранная
программа, которая демонстрировала не только чудесную технику, но и
то, что можно с помощью этой техники сделать.
Здесь были ранее знакомые по кинетоскопам сценки из жизни
("Кузнецы"), и трюковая съемка ("Вольтижировка", "Прыжок через
одеяло"), и репортажная ("Прибытие делегатов на фотоконгресс в
Лионе", "Выход рабочих с фабрики Люмьер"; причем, "Выход рабочих" -
это еще и реклама самой фабрики: крупной, успешной, на которой
работать приятно и прибыльно), и видовые фильмы ("Площадь Корделье
в Лионе", "Морское купание"), и мимишные зарисовки из
домашне-семейной жизни ("Ловля золотых рыбок", "Обед"), и игровая
комедийная лента ("Политый поливальщик") .
Такая программа одних развлекала и удивляла, а у других будила
творческое и/или коммерческое воображение. И я уже молчу о том, что
Луи Люмьер, снимавший фильмы, оказался талантливым
режиссёром/оператором и отлично выстраивал кадр (впрочем, он же
занимался фотоделом, так что и карты в руки).
Еще один рекламный плакат
Удар был точен - несколько человек сразу после сеанса обратились с
к братьям с просьбами продать аппарат, и суммы предлагались очень
солидные - от десяти тысяч франков и выше. Но Огюст сразу
решил, что камеры свои они продавать не будут, дабы не плодить
конкурентов, а будут устраивать платные сеансы.
И в 1896-м братья отправились в турне по странам мира, посетив
Европу (включая Россию), США и даже Японию, лишь недавно открывшую
свободный въезд иностранцам. Кроме того, во все концы мира были
отправлены операторы-киномеханики (около двухсот), которые
устраивали сеансы, причем, показывали не только те фильмы, которые
привезли, но и снимали прямо в тех местах куда приезжали.
Люди, видевшие операторов на своих улицах, спешили на сеансы еще и
затем, чтобы посмотреть - а вдруг в кадр попали знакомые или даже
они сами.
Напомню, что аппараты Люмьеров не только снимали и проецировали, но
также и копировали отснятый материал: то есть, операторы могли
отсылать копии в другие "точки" сети (а сеть у братьев была исходно
разветвленной, ведь представительства их фотофирмы имелись во
многих странах и городах).
Синематограф захватил мир.
На том этапе развития кино у братьев не осталось конкурентов.
#учуськаждыйдень
#зимавместе
|
</> |