Томас Алва Эдисон - великий и ужасный
kino_sssr — 10.12.2022 Как я уже писал, Эдисон, при всей своей одаренности, был человеком жадным, непорядочным и очень хитрым. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы желать извлечь прибыль из своего изобретения. Хуже, когда настоящий изобретатель задвигается в сторону, а лавры присваивает себе самый хитрый.Томас Алва Эдисон
Чтобы не быть голословным, я приведу в пример сотрудничество Эдисона с Теслой - после работы на Томаса Алву Никола так и не получил обещанную премию. Забавно, но Теслу кинули дважды - сначала в Страсбурском филиале, а потом Эдисон лично. Никола отомстил, конечно, жестоко - своими изобретениями он способствовал развитию устройств, работающих на переменном токе, тогда как Эдисон занимался постоянным током. Который со временем уступил позиции переменному.
Но боролся Эдисон отчаянно, не гнушаясь сплетен и грязных приемчиков. Кстати, об конкуретной борьбе между постоянным и переменным токами (точнее - теми, кто продвигал их) недавно сняли фильм "Война токов".
Тесла писал об Эдисоне следующее:
Если бы Эдисону понадобилось найти иголку в стоге сена, он не стал бы терять времени на то, чтобы определить наиболее вероятное место её нахождения. Он немедленно с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашёл бы предмета своих поисков. Его методы крайне неэффективны: он может затратить огромное количество времени и энергии и не достигнуть ничего, если только ему не поможет счастливая случайность.
Вначале я с печалью наблюдал за его деятельностью, понимая, что небольшие теоретические знания и вычисления сэкономили бы ему тридцать процентов труда. Но он питал неподдельное презрение к книжному образованию и математическим знаниям, доверяясь всецело своему чутью изобретателя и здравому смыслу американца
Можно было бы посчитать это высказывание местью, но нет - у Эдисона действительно не было нормального образования, а при поиске решения он на самом деле действовал методом перебора: например, подыскивая подходящий материал для нити накаливания в лампе, он перебрал около шести тысяч материалов.
Вернёмся, однако, к кино.
Правой рукой Эдисона был Уильям Диксон - активный соавтор, а в ряде случаев и автор изобретений, приписываемых Эдисону. Он участвовал в разработке фонографа, а позже переключился на кинематографическую технику. Конечно, сейчас мы уже не можем сказать - кто какой вклад внес в изобретение кинетоскопа, первого киноаппарата Эдисона, но, судя по всему, вклад Томаса Алвы был несоизмеримо меньше.
Итак, на дворе 1888 год, февраль. Эдисон и Диксон посещают лекцию Мэйбриджа и весьма впечатляются. Эдисон посещает Мэйбриджа, предлагая ему соединить зупраксископ с фонографом, но сотрудничество не состоялось. Однако вскоре Томас Алва подает заявку на патент устройства под названием "оптический фонограф" - в этом устройстве осуществлялась попытка сделать видеозапись таким же способом, каким записывался звук. Хоть заявка и была подана (наш герой, как мы помним, был большим любителем подавать патентные заявки до того, как что-то получалось), но устройство не получилось.
Пленка была еще листовой, как и у Лепренса
1989 год. Джон Карботт разработал целлулоидную кнопленку. Эдисон тут же воспользовался открытием и использовал такую плёнку. Что-то начало получаться - в 1890 (или 91) на новом аппарате был снят миниролик "Шалости"
Как видим, по сравнению с роликами Лепренса - это днище.
Тогда же, в 1989 году, Эдисон побывал на Парижской выставке, где познакомился с Этьеном Марэ (изобретателем фоторужья, который к тому времени усовершенствовал устройство и заправлял его рулонной лентой). Что делает Эдисон?
Правильно! Вернувшись в США, он немедленно патентует аппарат с рулонной лентой. Котрого так-то еще нет в природе (теперь вы понимаете - чего стоит та 1000+ патентов Эдисона, за которую его превозносят?).
Где-то в это же время Джордж Истмен, основатель Кодака, выпускает рулонную фотоплёнку. Не мудрствуя лукаво, Эдисон и Диксон разрезают плёнку Истмена пополам (вдоль) - и вуаля! получается стандарт кинопленки 35 мм. И вишенкой на тортике - на своей плёнке Эдисон (по предложению Уитмена, сам-то он даже до этого додуматься не смог) делает перфорацию, которую немедленно патентует.
А перфорацио он - внезапно! - подсмотрел у Эмиля Рейно (того самого, который делал первые мультфильмы). Там же он подсмотрел у Оттомара электротахископ - устройство для просмотра движущегося изображения с использованием электричества.
Электротахископ Оттомара
Воспользовавшись всеми этими избретениями, Эдисон и Диксон (точнее - Диксон при минимальном участии Эдисона) разработали кинетограф (аппарат для записи изображения).
Вот этот аппарат
А вот результат его действия (на видео, кстати, тот самый Диксон, о котором мы говорим)
"Приветствие Диксона", 1891 год
Да нет, на самом деле, нет ничего ужасного в подобных заимствованиях и дальнейших доработках/переработках - этим занимались все изобретатели, и это естественно: как мы уже поняли, процесс создания технического оснащения для кино был чрезвычайно длительным, и в нём приняло участие немало изобретательных людей.
Но только Эдисон отличился чрезвычайной нечистоплотностью, присваивая себе открытия других и кидая их. В связи с этим хочется вспомнить очень порядочного Дагера, который, хотя и придумал дагеротипию сам, но 40% от доходов отдал сыну Ньепса, своего умершего компаньона.
А уж патенты... но об этом позже.
#учуськаждыйдень #зимавместе
|
</> |