Наша встреча с саксофонистом-виртуозом состоялась!
grigoriyz — 14.01.2025
Надо же, всего лишь год назад в своём жж я писал: "Из
российских саксофонистов - виртуозов сейчас выделяется Сергей
Говоров (кличка Говор). Он лауреат всяких там международных
конкурсов, стажировался у самых крутых профессоров США и
Франции. У него есть совсем такие даже не улётные расценки.
Если бы жил сейчас в Москве, то пригласил бы его на свой день
рождения. Но оплачивать ему полёт - это уже слишком. Впрочем, может
быть мы когда-нибудь с ним подружимся и он сам приедет безо всякой
оплаты." ( https://grigoriyz.livejournal.com/460737.html
). Я уже совсем забыл о своей мечте и вдруг она реально
практически воплотилась в жизнь. Ну правда всё произошло чуть позже
дня рождения и пришлось заплатить за билет, но всё равно
здОрово!
Это, знаете, как в школе у меня порой случалось: я
расскажу своему другу, что у меня вон с той красивой девочкой бог
знает что было, а потом и правда так получается. Наверное потому,
что я как бы мысленно поставил себе такую цель. Правда потом
становилось неудобно: вроде как я о наших отношениях проболтался.
Нехорошо.
И так повторюсь тут, что Сергей Говоров - это такой
саксофонист-виртуоз, артист Yamaha, ведущий активную концертную
деятельность, являющийся лауреатом международных конкурсов,
участником джазового фестиваля в Монтрё (Швейцария) и
преподавателем по классу саксофона. В общем круто!
Сергей родился в олимпийский 1980-ый год в Екатеринбурге и
пошёл в детскую музыкальную школу по классу саксофона только в 10
лет. А в 1995-ом поступил в Свердловское областное училище
им. П. И. Чайковского на эстрадно-джазовое отделение. Через 4
года в 1999 году он поступил в Уральскую государственную
консерваторию на отделение академического саксофона. Во время
обучения успел стать лауреатом конкурса им. В. Щелокова. Затем стал
солистом Уральского государственного театра эстрады и
Екатеринбургской филармонии, основал первый на Урале квартет
саксофонистов. В 2005 году поступил и закончил аспирантуру
Российской академии музыки имени Гнесиных, где состоял при
основателе русской саксофоновой школы Народной артистки РФ,
профессора М. К. Шапошниковой. После окончания аспирантуры проходил
стажировку во Франции у лучших профессоров французской школы. В
2015-2017 годах Сергей издал серию сборников нот для саксофона с
собственной идеей аранжировок. Последние 2 года проживает в
США.
Концерт был назначен в доме всё у той же Оли, где есть большая
чёрная собака (теперь уже даже 2 собаки), а потому наша Вика всегда
идёт туда с удовольствием: в крайнем случае хоть с собакой
поиграет, если концерт не пойдёт. Ну то есть существует план
Б. Мало того, там ещё в доме напротив можно увидеть в окне большую
жёлтую собаку. И если долго постоять перед окном, она начнёт гулко
лаять.

Пришли, конечно же, "те же и они". Все были хотя бы
капельку, но знакомы, а предсказуемость всегда приятна. Среди
прочих оказалась, конечно же, и девушка а ля Марина Неёлова. Вся
такая в мини юбке, с высокими сапогами и томным взглядом.
Блин, ну когда же она наконец найдёт себе пару: ведь
привлекательная такая вроде, скромная и ухоженная. Всё ж -таки
судьба порой к нам очень несправедлива! Была, конечно же, и
женщина, которая не любит, когда её так называют, но всё никак не
похудеет. Был Борис - программист из Киева с подругой и много
всяких одиночных девочек за 40 с длинными распущенными
волосами. Но приятно было, что бейсмент полностью заполнился.
Всего пришло человек, наверное, пятьдесят не меньше. Всё ж -таки
любит наш советский иммигрант классическую музыку, любит!
Всё началось достаточно поздно, в половине восьмого. Когда все
наконец рассеялись, хозяйка дома сообщила, что если мы сейчас все
затихнем, то она нам привидёт с верхнего этажа саксофониста с
пианисткой. На это я её спросил: "А можно сперва большую чёрную
собаку? А то ребёнок всё время спрашивает". Но та объяснила, что
собаки сегодня не будет, так как слишком много народа. Хотя к
радости Вики одна из собак потом появилась. Но в тот момент все
затихли ("Зал затих я вышел на подмостки, прислонясь к дверному
косяку") и к нам спустился худой аккуратно одетый мужчина с молодой
блондинкой в красивом синем платье. Я прочитал, что пианистку
зовут Бритта Де Гроут: американка датского происхождения.
Сергей сразу рассказал, что его задача показать, что саксофон
это не только инструмент для исполнения джаза, но может быть
прекрасно использован для классических произведений. Ну то есть
"Кролики — это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма
диетического, легкоусвояемого мяса". Помните? К сожалению, вместо
рояля (ну или в крайнем случае пианино) на сцене стояла пианола на
ножках. Даже непрофессионалу понятно, что для неё необходим
другой удар для извлечения звука, да и расстояние между клавишами
не совпадает с классическим. В общем девчонке сперва пришлось
помучиться прежде чем она успела привыкнуть к инструменту.
Первая часть концерта была классической. Исполнялся Бах,
Рахманинов, Паганини, переложение Франсуа Борна оперы "Кармен".
Сергей рассказал, что раньше Бах ему не нравился, но приходилось
всё время его исполнять. И он так долго исполнял его произведения,
что в конце концов проникся и полюбил. А вот опера "Кармен"
его захватила прямо сразу ещё в детстве. Не только мы, но и Вика
всё слушала с удовольствием, чему я был несказанно рад.
Около стенки у Сергея стояло 2 саксофона: прямой как дудка и
классически зигзагообразный. Прямой оказался "сопрано", на
котором играть сложнее всего, а изогнутый - Альт - самый простой,
используемый часто начинающими. Периодически музыкант сменял один
на другой, что вносило некоторое разнообразие в восприятие.
Интересно было, что о некоторых исполняемых вещах нам
рассказывал саксофонист на русском, а о других весело и задорно
пианистка на английском. Начала она с того, что просит прощения,
что не знает русский. Все посмеялись. После часа исполнения
наступил перерыв, по-русски антракт. Так наша Вика узнала новое
русское слово. Мы как-то даже особо и не расходились. Правда я
попытался пройти в туалет и был нагло сбит каким-то толстяком. Будь
мы в другом месте, я бы наверное догнал обидчика и разобрался, но
тут решил повести себя во преки обычаю интеллигентно.
Потом я немного пообщался с уже знакомыми мне людьми. Стал
невольным свидетелем возмущения незнакомой сорокалетней брюнетки,
которая поведала, что какой-то мужик ей с утра сказал, что без
косметики она ему уже не так нравится. Я хотел было по-свойски
заметить: "Да какая ему нужна косметика, если ты -
брюнетка!". Но решил промолчать: концерт всё-таки, а не
фестиваль песни и пляски. Короче, антракт быстро закончился и
музыканты опять появились на сцене. Причём Бритта появилась
уже в другом - серебряном блестящем платье. И все это оценили,
зааплодировав. Мне это тоже понравилось: своего рода уважение и к
своему собственному выступлению и к нам - публике. А то придут вот
некоторые в растянутом свитере и грязных - рваных джинсах , а ты
смотри на всё это безобразие в течение нескольких часов.
Вторая половина концерта состояла из более современной
музыки: танго, блюз, джаз и даже рок. Прозвучала
красивая вещь композитора Майкла Яниса, написанная специально для
Сергея Говорова. Потом музыкант рассказал как во время его
гастролей в Швейцарии ему показали какое-то обшарпанное здание
Казино и рассказали, что это то самое здание, где в декабре 1971-го
года произошёл пожар во время присутствия там группы Deep Purple. И
именно в этот момент у них родилась знаменитая песня "Smoke on the
Water". После этого Сергей и Бритта исполнили нам эту
композицию. В общем репертуар был очень разнообразным и мы
смогли увидеть саксофон как бы в самых разных его
проявлениях.
А потом они вдруг сыграли последнюю мелодию и убежали вверх по
лестнице. И только я успел им крикнуть вдогонку: "Вы куда,
блин?!" ("Where the hell are you going?"). Народ тоже как-то
слегка расстроился, но они потом, слава Богу, вернулись. Уж не знаю
зачем они так убегали. Мы сразу же подошли к пианистке, дабы
не обидеть человека невниманием. И я подумал: "Ну не про
хорошую же игру ей сейчас говорить?!". И воскликнул: "Слушай,
Бритта, ну ты такая прям красивая!". Она радостно - наивно
откликнулась: "Правда?". Я подтвердил: "Ну конечно!". И
поцеловал ей ручку. После чего позвал Сергея и мы все вместе
сфотографировались на память: ну не зря же они приезжали в
Филадельфию?!

Пообщаться потом с Сергеем оказалось довольно сложной
задачей: его окружили со всех сторон девушки среднего
возраста и никого к нему не подпускали. Зачем им это было нужно и о
чём они с ним разговаривали я так и не понял, но раздражало это
меня ужасно. Прождав уже минут 15 я одел куртку и хотел было
уже уходить, но жена меня уговорила остаться. В итоге, минут
наверное через 20, я - таки дождался своего звёздного часа:
попросив меня на прощание их сфотографировать длинноволосые девицы
покинули наконец поле действия.
Поговорили хорошо. Я сперва ему рассказал, что мой учитель
музыки когда-то утверждал, что настоящий музыкант он как спортсмен:
ничего кроме занятий музыки не успевает. Помните как у Высоцкого?
"Оголодал он в этом детстве/Не дерзал/Он успевал лишь переодеться/И
в спорт зал". Но Сергей сказал, что это на самом деле не так.
Ну по крайней мере для него лично не так. Ведь серьёзному музыканту
надо просто достичь определённого уровня, а дальше просто его
поддерживать. Вот он сейчас вернётся с гастролей и окунётся в
чтение книг. Это в нём чувствовалось: речь у Сергея хорошая. Такое
бывает при обильном чтении и частых выступлениях на людях.
Потом я рассказал ему, что мой племянник занимается игрой на
саксофоне, но так как у него основное - это математика, то больших
успехов он в этом направление пока не достиг. Сергей сказал,
что в принципе саксофон не такой уж сложный инструмент: проще
,скажем, чем флейта. В нём всё очень логично, а потому хорошо
усваивается. Однако очень важно иметь серьёзного учителя.
Выяснилось, что сам он стал заниматься именно этим
инструментом совершенно случайно. Он сперва хотел заниматься игрой
на гитаре, но занятия оказались дороже, чем саксофоне, а потому
родители выбрали самое дешёвое, не надеясь ни на какой успех:
поиграет и успокоится. Интересно, что отец у него пианист, но
пробиться сложно: "там гинекологов одних как собак нерезаных". В
общем у отца как следует выбиться не получилось, а потому он не
захотел мучать всей этой гадостью сына.
Ну а я поведал, что моё первое настоящее знакомство с
саксофоном началось с фильма Лунгина "Такси-блюз". A потом мы
вместе с Кэнди Далфер несколько лет ходили в один спортзал и когда
ей уже всё там совсем надоедало, она ко мне подходила и дудела в
саксофон, а я от неё как мог отбивался. Сергей посмеялся.
Потом я заметил, что хорошо он всегда девушек себе в
аккомпанемент подбирает: красивенькие. Тут Сергея замахал
руками: Ой, да с ними всегда столько проблем, что просто
ужас! И мне подумалось: ну хоть кто-то моё мнение о женщинах
поддерживает! А он продолжил: "Но без них не получается
никак! Работал я когда-то с одним отличным пианистом. Так он сидит
весь такой мрачный и ни на кого внимания не обращает. Я ему говорю:
"Улыбнись хоть, блин!". А он на полном серьёзе спрашивает: "А
зачем?". В общем приходится ему брать красивых молодых девчонок.
Если бы не это , то никогда бы их не брал. Я заметил, что он
говорит прямо как Ручник из "Место встречи изменить нельзя",
которого замечательно сыграл Евгений Евстигнеев. Посмеялись.

Ну а дальше поговорили о том - о сём. Он расспросил, что
интересного есть в Филадельфии, я рассказал про Симфонический
Оркестр, Арт музей и музей Родена. Потом пожелал ему удачи, сказал,
чтобы через год обязательно приезжал: мы на него с удовольствием
сходим. Только, чтобы именно с Бриттой приезжал: с ней музыку
слушать приятнее. На том и разошлись. Но потом я прямо так
возбудился в связи с этим концертом, что ночью спал плохо. Хорошо,
что впереди ещё было воскресенье.