ZAuDERN und PLAuDERN
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Предел Ходжсона возникает по мере развития познания, когда познавательная деятельность обретает собственную онтологию, и заключается в том, что элементы онтологии, полученные разными способами, оказываются несовместимыми друг с другом. Возникает он в весьма возвышенных сферах, но вызванное им потрясение поистине велико – ведь раскалывается сам образ мира, который культура создавала веками. Поэтому кризис стремительно распространяется по всей социосистеме и может проявляться самым диковинным образом. На Западе, по мнению Переслегина, предел Ходжсона был достигнут к началу ХХ века и связан с кризисом в математике, которая не смогла выстроить аксиоматическую структуру, и в физике, естественное развитие которой привело к квантовой теории, онтологически несовместимой со всей остальной физикой. … Советский Союз тоже столкнулся с пределом Ходжсона. Но в силу особенностей структуры знания в СССР и исторических перипетий, столкновение произошло позже и выглядело иначе».
***
Первое. Не следует путать этого Ходжсона (некий писатель-фантаст, наверное, а я не читатель подобного) с «главным» Ходжсоном, основателем группы Supertramp, выдавшей на гора много добротного материала на стыке прог-рока и поп-рока, в частности шлягера Breakfast in America, берущего всем чем угодно, но не содержанием.
А людям понравилось. Вот такое:
Take a look at my girlfriend
(Взгляните на мою подружку,)
She's the only one I got
(Она всё, что у меня есть.)
Not much of a girlfriend
(Она так себе подружка,)
I've never seem to get a lot
(Но мне, похоже, никогда не светит лучшего.)
Take a jumbo across the water
(Сяду в аэробус и слетаю за море,)
Like to see America
(Я хочу увидеть Америку,)
See the girls in California
(Увидеть девчонок из Калифорнии.)
I'm hopin', it's going to come true
(Я надеюсь, что это всё сбудется,)
But there's not a lot, I can do
(Но не так уж много могу сделать...)
***
К чему я этот замечательно фальцетный текстик дал? Да к тому, что в нём, весьма банальным образом, но и выразился «предел Ходжсона» в молодёжной части народонаселения СССР 1970-х и 1980-х годов: раскололся даже вне понимания дословности, самим фактом «новой музыки», раскололся сам образ мира, который создавала отечественная, «советская», в том числе, но не единственно, культура. Раскололся на «брэкфасте» made in America.
На раз раскололся, так же легко, как раскололся он у Мишеля Бакунина, вдруг, посреди поголовно верующего 19 века рванувшего в атеисты светлого будущего.
***
Другое письмо, письмо из 1968 года, из аllfluence society – общества изобилия, из «страны святых чудес» в страну «чудес без святости» – от леворюционных, социалистических, объевшихся круассанами, Марксом, Маркузе, Фрейдом и Мао студентов «оккупационного комитета» университета Сорбонны (Париж) в… Политбюро ЦК КПСС:
«Трепещите, бюрократы! Скоро международная власть рабочих советов выметет вас из-за столов. Человечество обретёт счастье лишь тогда, когда последний бюрократ будет повешен на кишках последнего капиталиста. Да здравствует борьба кронштадтских матросов против Троцкого и Ленина! Да здравствует восстание Советов Будапешта 1956 года! Долой государство! Да здравствует революционный марксизм!
Оккупационный комитет народной Сорбонны».
Звонко-то как из апогеи рушащегося образа. В 1991-ом повзрослевшие, уже «сорокоты» тех мятежей увидели очередной, вроде как мечтавшийся ими образ нового мира, но вполне ли? Ни виселиц с бюрократами, ни кишок капиталистов… Даже наоборот: бюрократы с капиталистами и капиталисты-бюрократы, пожрав добытое, выдали образ новейшей символической реальности, совершенно, казалось бы, счастьефицированой.
Что сегодня, на очередном катастрофическом сломе, пишут в нынешнее наше «Политбюро» бывшие студенты, ныне пенсионеры свободолюбивой Европы? А что пишем им «мы»?
И это, наверное, «главное», для нас: образ нового мира, созданный в массознании в текущую эпоху, ломается у нас и в нас прямо теперь, всякую минуту ломается, летят осколки и обломки. Эти осколки и обломки мы сами. И наши дети.
Но «мы» не сознаём. В массе – не сознаём. Мягче – не придаём значения. Вроде как: «мы заняты», «мы серьёзные люди, мы адекватнее их, нам не до чепухи».
Ой ли?
***
Прочитываю в ином месте, у А.Грицанова: «… существующие в настоящее время симулятивные образы представляют собой одну из разновидностей социального бытия, в котором нематериальная символическая реальность пытается выдать себя за материальную вещественную реальность, что делает невозможным для массового сознания адекватное представление об окружающем мире. По словам Умберто Эко, у образов есть “платоническая сила”, они преображают частные идеи в общие. Вот так, посредством визуальных коммуникаций, легче проводить стратегию убеждения, cомнительную в ином случае». (См.: У. Эко. От Интернета к Гутенбергу.)
Очередной «триумф фантазии над действительностью», как в некоторых кругах определяли суть «культурной революции» в Китае времён Мао.
А вот сегодняшнее мнение искусствоведа Ильи Доронченкова, как бы по частному, чуть не мелкому случаю: «Культ, сложившийся вокруг Леонардо и “Джоконды”, – просто историческое явление. Он был не всегда, и я подозреваю, что когда-нибудь пиетет к “Джоконде” закончится, а толпы туристов со всего мира будут собираться перед каким-нибудь другим произведением. Но сейчас бессмысленно гадать, перед каким».
«Мадонну» Рафаэля, «Сикстинскую», надо полагать, уже списали. В запасники. На её месте – клякса, за лимон. Просто и доступно.
А что у нас? А ничего. То есть, всё, конечно, но оно и ничего.
Ничего это, иначе – справедливость, за которую мы воюем с ними, они с нами.
А общие бюрократы висят на кишках капиталистов. Кто видел?
А Гёте писал, что идеология (образ мира) не может быть либеральной, иначе всем кранты.
А Путин твердит, что нам и без идеологии зашибись.
В без-образии?
А Зюганов… Нет. А Прилепин… Нет. А Дугин… Ух ты: иконостас с образáми. Вроде «старой религии с Богом».
А Мефистойфель, слышал я, смеялся, кривясь из Гёте: «Unnutzes Zaugen! Zaudern und Plaudern! – Пустые страхи! Медлят и забалтывают!» (нем.).
Врёт ведь, как обычно врёт! Или это я вру?
Или нет таки?
Достоевский, в «Кроткой», из персонажа-садиста и убийцы:
«А я мастер молча говорить, я всю жизнь мою проговорил молча и прожил сам с собою целые трагедии молча».
Точно я дурак.
|
</> |