антиПАД-2

***
Типическая ошибка массознания.
Поэт-философ В. Соловьёв:
«Ошибочное разобщение и противопоставление справедливости и милосердия, которые на деле суть лишь различные стороны или способы проявления одного и того же этического побуждения».
***
Здесь, на мой взгляд, господин Соловьёв глубочайшим образом заблуждается.
Довольно вывести формулою, что справедливость есть либо торговая, либо судебная (юридическая, правовая); «технологическую» пока отставлю, и попытаться вставить на место «справедливости» милосердие.
Торговым милосердие по определению быть не может: в убыток себе не торгуют; в убыток себе дарят; акт дарения – древнейший из обрядов человечества, он вне милосердия как такового. В основе его – жертвоприношение, действие обратное снисхождению и жалости.
Что касается области судебного, то милосердие есть преодоление справедливости. Или, говоря жостче, милосердие есть пре-ступление справедливости, отрицание её.
По-русски, во всяком случае, так и только так. У «венецианских купцов» может быть и по-другому.
Пример: мы продадим вам по бросовой цене (вариант – передадим на безвозмездной основе, в виде помощи страдающим беднякам) остатки залежалого товара, и тем самым уклонимся от затрат на дальнейшее хранение и утилизацию оного.
То есть, «торговое милосердие» есть не что иное как проявление лицемерия и этический антипод по отношению к милосердию как таковому.
Налицо – падение этического чутья в философе. И в нём ли одном.
***
Прибавлю.
Одно ли в этих «сторонах» этическое побуждение?
Справедливость: закон суров, но он закон. Преступивший несёт наказание. Потерпевший получает возмещение, в том или ином виде.
«Око за око, зуб за зуб».
Милосердие: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари?»
Легко нащупать «две разницы». Даже этически ослепшему.
Евангелие от Матфея, глава 5.