СМИриТЕЛЬНАя граМОТа. исПОД

как стриптизёрши не выходят на сцену голыми,
последнее, что вы хотите сделать, –
это чтобы публика знала о вас слишком много.
Джин Симмонс, KISS
Некто Ликушин, с галёрки: - В режим тишины на подводной лодке даже честь моряка уронить нельзя, до того истина многоголоса.
Андрей Дементьев, поэт: «Я ненавижу в людях ложь».
Некто Ликушин, с галёрки: - Голубчик, да ведь людей без лжи не было и не будет никогда. Что ж теперь, поубивать их всех, из поэтической любви к человечеству? Или в механизмы, как Бухарин велел, переделать?
Станислав Ежи Лец, поэт-философ: «Ещё никому не удавалось побить ложь оружием правды; побороть ложь можно только ещё большей ложью».
Некто Ликушин, с галёрки: - Если лопата могильщика – это оружие, тогда она и есть правда; возможно – истинная правда.
Александр Зиновьев, философ: «Без усилия приходят только заблуждения».
Ксенофан, поэт-философ: «Единый бог, <�…> без усилия, силой ума <�…> всё потрясает».
Некто Ликушин, с галёрки: - Есть такой нынешний автор – Грег Маккеон, у него есть книжка «Без усилий. Пусть главное станет проще». Думаю, Маккеон псевдоним Бога.
***
Протоиерей Дмитрий Смирнов (ныне покойный любитель поговорить о положительной справедливости), отвечая на вопрос – грешно ли быть приверженным магии и коммунизму (sic!): «Все мы знаем о технологиях манипулирования общественным сознанием. И часто (не только в политике) значительную роль играют административные ресурсы, финансы. Вспомним, например, об американских президентах – кто лучше проплачивает свою предвыборную кампанию, кто ведет себя активнее, ярче, тот и оказывается в результате у власти. Ведь народ "клюет" на яркость, заметность, успешность, активность.
Это работает и с рейтингами популярных эстрадных песен. Есть состоятельные люди, которые платят радиостанциям за прокрутку определённых песен, и те, в конце концов, становятся популярными хитами. Однако популярность эта приобретается, опять же, исключительно благодаря деньгам этих обеспеченных людей, готовых платить… Раньше ведь как было: вот есть у тебя титул графа, и никто у тебя его не отнимет – хоть ты с деньгами, хоть без них. А потом все поменялось – будь ты хоть самым уважаемым и известным графом, судьбу твою будет решать тот, кто имеет ресурсы».
Лицемеры и лицедеи. Песенками круг крайних не ограничивается. Здесь все производственные силы культурной нашлёпки на цивилизацию, все без исключений. Но то, что эта «пара гнедых» именно пара, и именно из того стишка (Барто), где «мы с Тамарой ходим парой; мы с Тамарой санитары», - факт.
Санитары леса, который в иных местах «сад», в иных «джунгли», а где-то и тайга неокавыченная.
Когда я говорю о «культуре» и о «цивилизации», об антагонизме, заложенном в самих понятиях, имеется в виду прежде всего «бескорыстие культуры» и хищничество цивилизации, выстроенной на «ценностях», всякая из которых обретает в руках «человека цивилизации» свою продажную и добавочную стоимости, свой профит, свою выгоду, свою цену крови.
***
Только позабыв все слова, все до единого неприкасаемого, которое есть «быть», можно выговорить без-умие.
А чем выговорить?
Тем же, чем земляной червяк «выговаривает» свою жизнь. Нутром. Оно истинно.
***
В нынешней Америке, и не только в ней, по глобальной шири поп-культуры, есть такой феномен – певица, автор, шоу-вумен, предприниматель и красотка Тейлор Свифт. Там она популярнее Маска, куклы Барби, короля Карла Третьего и «даже» Путина. Её кошка, читал, «зарабатывает» до 95 миллионов долларов в год. Кошка. Сама Тейлор получила только от одного турне в прошлом году миллиард. Не считая продажи прочего. Она вся дитя свободы, в том числе свободы в делах пола, гендера. Она хронически голосует за демократов, и трамписты-республиканцы готовы съесть заживо слона (символ партии), лишь бы поп-дива просто воздержалась от призыва голосовать за ослов и за дементирующего во всю прыть старину Иосифа Бидона. Просто смолчала бы…
Лицедеи и лицемеры. Аверс и реверс одной монеты с надписью: E Pluribus Unum, In God We Trust, Liberty. Именно в этой последовательности.
***
Разве лицемерие и лицедейство не образы раздвоения, расщеплённости? Но раздвоенность, говорят, «это ещё и механизм саморазоблачения, слежки за собой и процессами собственного распада и сборки».
Прочитываю – в днями полученной книжке «1968», с дарственной от авторов, Е. Попова и М. Гундарина: «Предшественником постмодернистов может считаться Ги Дебор, французский философ-сюрреалист, создатель “Ситуационистского интернационала”. У него в 60-х вышел трактат под названием “Общество спектакля”. Весь мир насквозь – нагромождение спектаклей. Распыленный спектакль США фетишизировал производство товаров. Концентрированный спектакль СССР и Китая (стран госкапитализма, никакого-не-социализма) нетерпим даже к той фантомной свободе слова, которой гордится Запад» (С. 24).
По сути, один и тот же актёр, ловко и незаметно для публики меняя маски, играет роли заклятых друзей, антагонистов. Раздвоенность всепланетна. Саморазоблачение на известном сеансе «чорной магии»? Пожалуйте – прочитываю (к случаю):
«Один [случай] был в этом году в Баку с иллюзионистом Касфикисом. Он вывел на сцену десять-двенадцать человек, проделал над ними массу головоломных и фантастических вещей и вызвал восторги зрителей действительно блестящими опытами. Потом Касфикис, во исполнение обещанного на афише объяснения, разоблачил свой номер: “Делается это просто, и каждый из вас может повторить все мои опыты. Для этого вы берете с биржи труда несколько безработных, платите им соответствующее вознаграждение, и они – как вы изволили видеть – прекрасно выполняют все мои приказания”» (И. Уразов. «Факиры», 1928. C. 18).
И то: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту».
Но и: «Если б они знали, что им хорошо, то им было бы хорошо, но пока они не знают, что им хорошо, то им будет нехорошо».
«Вот вся мысль, вся, больше нет никакой!» Всё сказано Достоевским, через Кириллова, в «Бесах».
***
Гилберт Честертон: «Добро – это добро, даже если никто ему не служит. Зло – это зло, даже если все злы».
Задумываюсь: если всё человечество, сплошь – лицемеры и лицедеи, пускай на мизере, по-маленькому, возможен ли хоть один – истинный – служитель Добра?
Прочитываю:
«… общество спектакля превратило традиционные общественные институты (школу, работу, семью, религию) в инструменты скуки, террора и отчуждения. Самое же главное, спектакль (тоталитарный общественный институт, подменивший опыт репрезентацией опыта (масс-медиа, школы и другие инструменты промывания мозгов), экспроприировал в пользу тирании все то, на что другие тираны посягнуть не могли, – язык, опыт и саму жизнь. Раньше люди жили сами, теперь за них это делает телевизор, а люди пялятся в ящик (анархист Джон Зерзан. «Первобытный человек будущего»).
Арсенал армии промывания мозгов ныне «чуть» шире самого широкого ящика.
Алексей Лосев, в далёком 1930 году, в «Диалектике мифа»): «Театр – аллегоричен, но, например, богослужение – символично, ибо здесь люди не просто изображают молитву, но реально сами молятся; и некие действия не изображаются просто, но реально происходят. Отсюда легко провести грань между православием и протестантизмом. Протестантское учение о таинствах – аллегорично, православное – символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация, часто даже без особенного благочестия».
Есть надежда? Для человека? А как быть с обществом, с порождением общества – государством? С научившим «всех» диалектике Гегелем?
Нотабенью: театральность и карнавал, полифоничность даже (в некотором, надеюсь, понятном смысле) Запада (никак не Достоевского) так мастерски отработанные Михаилом Бахтиным и так сверхмастерски спродюсированные самим Андроповым (и какой год-то! – 1969-ый!) так уж верно легли на нотный стан песнопений мирового мещанства, что нам, гражданам нынешней Второй буржуазной республики, остаётся только одно – подпевать.
***
Станислав Лем, в «Диалогах»: «В принципе, не существует общественной системы – во всяком случае, до сих пор не существовало, – в которой бы не присутствовала ложь в качестве элемента общественных процессов; особенно лживой бывает реальная мотивация начинаний, как индивидуальных, так и коллективных, в экономической, политической областях, во внутренней политике и в отношениях с другими государствами. Однако участие лжи в общественных процессах, наверное, нигде не достигает таких размеров, как в централизованной системе, особенно если ее создание осуществлялось с наиболее выраженной, априорной последовательностью. Любая спонтанность человеческих реакций искореняется, а вместо нее прививаются реакции организованные, то есть предписанные властью».
Пришествие ИИ разве не созидание идеальной централизованной системы, разве не секир башка «любой спонтанности человеческих реакций», реакций «общества»?
Бедняга Лем! Советский Союз как «недорай», куда человечнее настоящего грядущего.
Спонтанность незаконна. Искренность подозрительна. Своеволие наказуемо. Подчинение поощряется длением жизни. Не качеством – длением, количеством, числом дней.
«Я сам обманываться рад».
«Ты царь, живи один», – апогея централизации как противовес.
Страшная формула. Страшнее любой философии.
***
Что сталось бы с нами, случись вдруг, что лицедеи и лицемеры содрали с себя театральные свои костюмчики и предстали в подлинном своём виде?
Вот что о подобном (или точно таком) рассказывает Алексей Лосев:
«Костюм – великое дело. Мне рассказали однажды печальную историю об одном иеромонахе *** монастыря. Одна женщина пришла к нему с искренним намерением исповедоваться. Исповедь была самая настоящая, удовлетворившая обе стороны. В дальнейшем исповедь повторялась. В конце концов исповедальные разговоры перешли в любовные свиданья, потому что духовник и духовная дочь почувствовали друг к другу любовные переживания. После долгих колебаний и мучений оба решили вступить в брак. Однако одно обстоятельство оказалось роковым. Иеромонах, расстригшись, одевши светский костюм и обривши бороду, явился однажды к своей будущей жене с сообщением о своём окончательном выходе из монастыря. Та встретила его вдруг почему-то весьма холодно и нерадостно, несмотря на долгое страстное ожидание. На соответствующие вопросы она долго не могла ничего ответить, но в дальнейшем ответ выяснился в ужасающей для неё самой форме: “Ты мне не нужен в светском виде”. Никакие увещания не могли помочь, и несчастный иеромонах повесился у ворот своего монастыря. После этого только ненормальный человек может считать, что наш костюм не мифичен и есть только какое-то отвлечённое, идеальное понятие, которое безразлично к тому, осуществляется оно или нет и как осуществляется».
Катастрофа ведь. Спектакль провалился. Театр погорел.
Куда податься человеку «общества нагромождения спектаклей»? В петлю на гвоздике? Или с гвоздикою в петлице – на очередное шоу-маст-гоу-он?
***
Старец Зосима – Фёдору Павловичу Карамазову: «Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий самому себе прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, – знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной...» [Выделил. - Л.] (ПСС 41; 14).
Спрашивается – кто не лжот самому себе?
Спрашивается в другой раз – кто не тешит себя хоть малыми, а надеждами?
Спрашивается в третий раз – кто не живёт надеждами на торжество истины и справедливости?
Ну, именно в его сегодняшнем-завтрашнем, в его «частных» случаях, личное, именно личное, но таки торжество?
***
Вижу, вижу – из первого ряда встаёт человек возражения:
- Человек без надежды невозможен!
Верно, - с надеждою соглашаюсь я.
А кто-нибудь пробовал, ну – чтобы без надежды?
Это я же вышоптываю, известный дурак.
Выходит другой человек и ведёт за собою безнадежно праведного. За праведным следует, на цыпочках, гора, в горе – дыра, пещера; слева от лаза-входа – граффити: «Оставь надежду, всяк сюда входящий», подпись: Дант; справа – табличка-мемориум: «Здесь были Мы – Платон».
Мы, Платон Первый, Наше для вас Величество…
Усаживаюсь в позе Роденова «Мыслителя», думаю вслух:
- Единичный, противный естеству и логике случай – это чудо. Чудо не может быть проводником по нашей внутриземной воронке; нужен землемер, измеритель, надобен опыт, «сын ошибок трудных», необходим научный фундамент, обоснование, уверенность!
Опыт – повтор: «эх раз, ещё раз, ещё много, много раз!»
Одного этого, «единого», надо родить. Нужны двое – «я» и «другая», не «другой».
«Палочки должны быть попендикулярны» – Валентин Каверин, «Два капитана».
Он же: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Кафка голосует «против» и «за» – своим «Замком».
Из скалы, из камня, из-под прометейного восходит фиалом забытого Аи виконт де Шатобриан, поэт Христианства Запада, хмурится:
- Tout mensonge répété devient une vérité. На этом стояла, стоит и будет стоять наука о человеке и для человека.
- И против него.
Это за ним, за виконтом, с потёртой гитаркой наперевес – наш хриплый, надсадный бард:
… Некий чудак и поныне за Правду воюет,
Правда в речах его правды – на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует –
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сту семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.
Сама собою сваливается каменная занавесь, звучит «Поэма экстаза» Александра Скрябина, а из завалов и нагромождений политфилософии доносится голос Ивана Ильина: «“Поэма экстаза” Скрябина – пошлое произведение большого таланта».
Современный политфилософ будет на голову короче – одарит рублём: «Скрябин – пошляк. Тейлор Свифт наша Картошка, пионеров идеал».
Памятные пляски отечественных «звёзд» в предвыборной кампании покойного ныне Ельцина – детсадовский утренник, райпотребсоюзовская самодеятельность. Но ведь старались, работали на «общее дело».
…
(Редактор не даёт места полноте текста; дление следует.)