рейтинг блогов

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

топ 100 блогов varandej07.10.2011 Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби — вот и все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст - довольно известные строки Чехова из его "Путешествия из России в Сибирь". Он ехал ещё до постройки Транссиба, ямским Сибирским трактом, но это актуально по сей день: за те сутки, что поезд гонит по Западно-Сибирской равнине, пейзаж почти не меняется, и выглянув в окно, сложно понять - мы уже проехали Новосибирск или ещё только подъезжаем к Омску?
Две тысячи вёрст гужевым транспортом - это дело на пару недель, поезд же это расстояние проходит за полтора суток. Возможно, поэтому Западная Сибирь не показалась мне столь беспросветно унылой - в ней есть свой колорит, который я тут и попытаюсь раскрыть.

У человека с легкомысленного запада, к коему здесь можно отнести даже Урал, слово "Сибирь" вызывает ассоциации с непроходимой тайгой, безлюдными горами, огромными и быстрыми студёными реками... Здесь ничего этого нет. Западно-Сибирская равнина - третья по величине среди равнин Земли (после Амазонской и Русской равнин), и плоская, как доска - за сутки пути можно не увидеть ни единого излома линии горизонта. Здесь нет тайги  - леса преимущественно берёзовые, и чуть-чуть севернее начинаются бескрайние болота. Но там, где проходит Транссиб, Сибирь - это в первую очередь степь:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Или лесостепь. Леса здесь берёзовые, на удивление жиденькие, и местами напоминают городской парк. В Европейской России лес намного более густой и дремучий.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

А местами пейзаж почти среднеазиатский:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Особенность западно-сибирский степей - колки, кругленькие берёзовые рощи вокруг миниатюрного болотца. Вот здесь два колка сразу - берёзовый и осиновый, хотя осина в этих краях редка:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Ещё здесь много-много мелких озёр с плоскими берегами, нередко ещё и солёных:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Попадаются и солончаки с характерной красной травой:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Местами всё это очень напоминает Казахстан, да и были здесь некогда казахские кочевья. Да и не только казахские - это была часть Великой Степи, где кто только ни кочевал. Кулундинская степь, Барабинская степь, Приобское плато... Впрочем, отличия между ними неподготовленному человеку увидеть сложно.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Поезд здесь идёт с огромной скоростью, ощутимо быстрее, чем в большинстве мест Европейской России, но в вагоне почти не мотает - дорога прямая. Но несмотря на скорость, от деревни до деревни едешь по полчаса, от города до города - по несколько часов. Безлюдье здесь уже вполне сибирское.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Как я понимаю, большинство селений здесь основали "столыпинские" переселенцы начала ХХ века, прижившиеся на чернозёмных почвах. В одной из деревень моё внимание привлекла расколотая граненая труба - вероятно, остатки оборотного депо времен постройки Транссиба:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Здешние города - также ужасающе безлики. Бесконечный частный сектор и малоэтажки, даже хрущобы тут кажутся высотками:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

И элеваторы как кафедральные соборы:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Одни городки выглядят очень ухоженно, другие - беспросветно нищими и неуютными. Да и просто я бы не хотел тут жить - в этих бескрайних, холодных, продуваемых всеми ветрами пространствах.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

И конечно же Транссиб, этот "стальной хребет России", самая длинная на Земле железная дорога. По Транссибу ездят все, и в плацкарте порой подбирается совершенно невероятная компания. Рядом вполне могут ехать профессор из Новосибирска, дембель из какой-нибудь заштатной воинской части на Дальнем Востоке, вахтовик из Алтайского краю на Югру, гопник из шахтёрского посёлка под Иркутском и кто угодно другой. Например, путешественник, в том числе иностранец. Поездка по Транссибу - своего рода лотерея: от общения с  попутчиками никуда не деться, но кто окажется на соседней полке?
А за окнами - бесконечная вереница вокзалов, между Тюменью и Омском построенных в основном в 1913-14 годах (до этого Тюмень была тупиком, а основной ход Транссиба пролегал через Уфу, Челябинск и Петропавловск)

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Самый западный из заснятых в этот раз - Заводоуковск в Тюменской области. Городок (25 тыс. жителей) как село известен с 1729 года, городом стал лишь в 1960-м. Что за таинственный "завод на Уке" (Большой Ук - приток Тобола), не знают даже историки, хотя есть несколько версий.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Ишим (63 тыс. жителей) - напротив, старый купеческий город, выросший из основанной в 1687 году Коркиной слободы. Здесь сохранился даже красивейший Богоявленский собор (1793), образец "сибирского барокко", просматривающийся вдалеке из окон поезда. На станции - вкусные беляши в киосках, да и в принципе в маленьких сибирских городках выпечку можно покупать, не боясь отравиться (по крайней мере так уверяют местные). А река Ишим, на которой стоит город, очень похожа на Дон в среднем течении, и на ней же стоит Астана - столица Казахстана.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Называевск (12 тыс. жителей) - уже в Омской области, был основан как станционный посёлок. Здесь я встретил туманный рассвет по дороге на восток, в Новокузнецк.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

А там и до Омска не так уж далеко. Омск встречает грандиозной промзоной - вдалеке хорошо виден крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод (перерабатывает 22 миллиона тонн нефти в год, в мире значится то ли вторым, то ли третьим по величине):

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

В 2009 я даже подъезжал к его проходной с впечатляющим сталинском зданием. Шум завода и его запах слышны за километры. Но не снял там ни одного кадра, ибо тогда не умел делать это незаметно. Здесь же и другие заводы:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Омск вообще очень индустриален, вполне достоин если не Челябинска, то Казани и Волгограда. Причём индастриал попадается довольно старый - вот например цеха с явно дореволюционной трубой (кадр снят в апреле-2009, буквально через несколько часов снега уже не было):

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

А вот и Иртыш, который неожиданно узок - я отмечал это и в Тобольске, и в Ханты-Мансийске, при том что в последнем он уже крупнее Волги:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

В Омске очень красивый исторический центр, о котором в 2009 году я рассказал в трёх частях (первая, вторая, третья), но от вокзала он далеко, и в панораме города, как обычно бывает, закрыт более близкими многоэтажками:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Огромный и современный вокзал, недавно прошедший глобальную реконструкцию. Внутри необычные интерьеры, сочетающие хай-тек с классикой, но об этом в обозримом будущем расскажет Западная Сибирь. Пейзажи и станции. [info]periskop.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Точнее, тут даже целый комплекс вокзалов:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Интересный памятник - условная схема Омской области, на которой отмечены автомобильные и железные дороги:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Довольно интересный дом на привокзальной площади:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Вообще, Омск - город очень оживлённый, пёстрый и шумный. А вы как хотели? Ведь он размером примерно с Самару или Казань. Но в некоторых местах легко подумать, что здесь живёт миллиона три. И тем страннее, что у Омска нет как таковых пригородов - он одиноко висит среди лесостепи:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

За Омском - уже "изначальный" Транссиб, строившийся в конце 19 века. Почти все города здесь выросли из станционных посёлков, включая Новосибирск. Но вокзалы в основном почему-то советские. Станция Татарская - здесь  от Транссиба отпочковывается ветка на Барнаул:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Город Татарск (25 тыс. жителей) же вырос из станции, основанной близ деревни Татарка.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Человек на платформе:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

На ветке, уходящей на юг через Кулундинскую степь - всё то же самое. Новенький вокзал на станции Чистоозерная (а в Алтайском крае и Кемеровской области ныне построены едва ли не десятки новых вокзалов):

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

И старая водонапорная башня:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Но вернёмся на Транссиб. Ещё одна станция - Чаны:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Рядом находится одноимённое озеро, крупнейшее в Западной Сибири. Его размеры примерно 90х80 километров, по площади оно в полтора-два раза крупнее Москвы. Ещё это озеро солёное и богатое рыбой, которую здесь ловят в промышленных масштабах. Но главное - его площадь непостоянная. Говорят, вблизи Чаны напоминают море, но особенно красиво озеро выглядит с высоты - любуйтесь у gelio-nsk. Транссиб же к Чанам  не подходит.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

На полпути от Новосибирска до Омска - Барабинск (30 тыс. жителей), также основанный как станция на Транссибе. Станция здесь крупная, стоянки минут по 20, и несколько минут перед станцией поезд едет мимо депо и ремонтных мастерских:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Вообще, в Западной Сибири и железная дорога как-то капитальнее, чем в Евроссии. На подступах к Новосибирску есть даже трёхпутный участок. Поражает и количество новых локомотивов (кстати, отечественного производства - я вообще не знаю, есть ли на РЖД импортные локомотивы, кроме "Сапсана"). Товарняки местами идут один за другим, как поезда Московском метро.

Электровоз-памятник на барабинской платформе. Неподалёку десяток таких же стоит на путях:

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Вокзал же в Барабинске неожиданно огромен, крупнее, чем в иных областных центрах (скажем, в Барнауле или Кемерове):

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

На станции активно торгуют копчёной и вяленой рыбой с Чанов - одно из двух "рыбных мест" на Транссибе помимо станций у Байкала. Я рыбу не покупал (ибо боюсь отравиться), но попутчики угостили - честно говоря, мне показалось, не очень. Здесь же, выйдя на улицу, я ощутил, насколько в Сибири более сухой и чистый воздух, чем в Европейской России.

Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

А дальше Новосибирск, который мы проезжали затемно, а оттуда и до Новокузнецка всего ничего - часов 8... В следующих частях отправимся в индустриальный Кузбасс.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кемерово. Красная Горка.
Кемерово. По городу.
Новокузнецк. Проспект Курако и КМК.
Новокузнецк. Проспект Металлургов.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
               После напряжённого трудового дня вышел в огород, посмотреть, как там с урожаем. Полюбовался на Моне-мостик, на вымахавшие за лето камыши... Подумал, что надо бы спрятать Ашановский удлинитель, дабы не нарушать гармонию. И вдруг ...
Вопрос к тем, у кого работа по своей сути сидячая или малоподвижная. Как вы организуете себе физкультминутки? Конечно, занятия в зале - это здорово, это полезно, особенно со специалистом. Но все равно получается, что большую часть времени человек сидит часами, а потом два часа пару раз ...
А мне одному кажется, что расположение поворотников ниже традиционного места, а именно в бампере заднем, как на этой поделке собакоедов, есть намеренное снижение активной безопасности. Их тупо не всегда ...
Вчера выкладывал пост о пополнении своей коллекции. В ее составе появилась новая евро-монета — 2 евро Финляндии, с изображением северной ягоды — морошки. «В живую» сложно хорошо снять монету при вечернем освещении, поэтому выложу фото из интернета. На нём видны все детали. ...
Кинематограф окончательно умер вместе с Годаром. Фактически, Годар был последним осколком того кино, которое мы так любили и ценили. За его настоящесть. Потому что снято оно было в ...