рейтинг блогов

Кино, смерть и японцы

топ 100 блогов petrus_paulus02.10.2022
Кино, смерть и японцы

Кинематограф окончательно умер вместе с Годаром. Фактически, Годар был последним осколком того кино, которое мы так любили и ценили. За его настоящесть. Потому что снято оно было в реальных интерьерах, на реальных улицах и с актёрами, не пытавшимися что-то там из себя изображать. Годаровские Бельмондо, Карина, Монтан, Сиберг, Лео, Влади, Бриали, Бардо и Делон не играют, а ведут себя естественно, будто позволяя камере наблюдать за собой. Его фильмы можно в целом даже назвать историческими с одной стороны, а с другой — документальными. Потому что в них запечатлён момент, обладающий свойством фиксации утраченного навеки прошлого. Нет и никогда больше не будет той Франции и той Европы, которые мы видим — они стали историей. Молодые и энергичные актёры, ставшие лицами эпохи и почти все уже вымершие, остались сами собой и не успели ещё деградировать. Правда, горькая и одновременная сладкая правда в каждом кадре.

Кино, смерть и японцы
"На последнем дыхании"

 Годар изобрёл собственный кинематографический язык, который невозможно перепутать ни с чьим другим. Во многом благодаря изобретённым им художественным приёмам — например, продвинутому прыжковому монтажу (который теперь применяется всеми и повсюду) или съёмке на ручную камеру, отчего картинка подрагивает и создаёт ощущение естественности происходящего (которая теперь в творчестве некоторых особо модных кинодеятелей из художественного приёма обратилась в самоцель). Подделаться под Годара можно, повторить — никогда. Это я всё к тому, насколько вторичным и бестолковым стало кино нынешнее.

В последние годы динамичные боевики с бешеным темпоритмом, реками крови и кадрами, мелькающими со скоростью света, стали нормой жизни. Времена такие... Сначала это было забавно и даже отчасти интересно — год назад я как раз писал о подборке таких фильмов, развивающих эстетику от трэшака до видеоклипа — кому интересно, можно почитать здесь. За этим действительно было очень занятно наблюдать. Но чем больше такого кино рождается, дублируя друг друга, тем больше посещают мысли о вырождаемости кинематографа. И новый фильм с Брэдом Питтом тому в свидетели.

Кино, смерть и японцы
"Быстрее пули" ("Поезд-пуля"/"Поезд, набитый пулями"), 2022, США, Columbia Pictures, режиссёр Дэвид Литч, автор сценария Зак Олькевич, композитор Доминик Льюис

Картина у нас называется «Быстрее пули», хотя в оригинальном названии, Bullet train, речь о скоростном японском синкансэне, под завязку набитым киллерами всех мастей, а, соответственно и патронами. Поэтому скорее «Поезд, набитый пулями». Ну, или «Поезд-пуля» на худой конец, что тоже отражает суть происходящего, но с другой стороны. Короче, игра слов в названии. Герой Питта садится на этот поезд, заменяя одного очень известного киллера по кличке Резчик, которого неожиданного пробил понос. Его задача найти определённый кейс, взять его и выйти на промежуточной станции. Однако оказывается, что кроме него в поезде имеются ещё пятеро таких же кровожадных и жутко профессиональных товарищей, которые претендуют на заветный чемоданчик. Дело происходит в Японии и не выходит за рамки того самого скоростного поезда, несущегося из Токио в Киото. В основе — роман Котаро Исаки «Поезд убийц» (не читал — не знаю, но кинематографическое прочтение наводит на мысль, что и не стоит).

Кино, смерть и японцы
"Быстрее пули"

После первых минут 20-30 просмотра посетила мысль — «это что, новый фильм Тарантино? А почему нигде не написано?!». Проверил — нет. Режиссёр — Дэвид Литч, бывший каскадёр, недавно переквалифицировавшийся в режиссёра (первый «Джон Уик» и второй «Дэдпул» — его рук дела). Вот, собственно, и приехали. Манера подачи материала, юмор, наезды камеры и ещё много чего сделаны полностью в тарантиновском стиле. Потом почитал о нём — оказалось, я не один такой. Некоторые критики назвали фильм «тарантиноидом»)). Однако, если взглянуть глубже, то «Быстрее пули» вообще рассыпается на составляющие, слизанные или подсмотренные в других фильмах, в том числе и у великих. И Тарантино здесь лишь одно из звеньев.

Кино, смерть и японцы
"Омерзительная восьмёрка"

Основным источником для Литча из творчества Тарантино стала, безусловно, «Омерзительная восьмёрка». Просто потому, что в одном месте в одно время собраны восемь кровожадных мерзавцев — шестеро едут на поезде, седьмой подсаживается ближе к Киото, а восьмой ждёт на станции назначения. И все они, кроме троих, в итоге отравлены/изрублены/застрелены и т.д. Фантазии не хватило даже число киллеров поменять... Второй источник — «Преследуемый» 1995 года с Кристофом Ламбером (или Кристофером Ламбертом, если угодно, на американский манер), где кланы ниндзя и якудза устраивают в таком же синкансэне разборку в стили грандиозного мочилова, шинкуя мечами на закваску и друг друга, и пассажиров. Вообще, вся эта японская хрень с мечами и брызжущей во все стороны кровищей невероятно любима западными режиссёрами, поэтому в своём кине Литч использовал некоторые приёмы Такеши Китано из бессмертного «Затойчи» 2003 года.

Кино, смерть и японцы
"Затойчи"

Это всё были мазки крупные, фундаментальные, так сказать. Теперь о деталях мелких. Киллеры, работающие в паре — давнишний киноприём, используется он и здесь (Лимон и Мандарин), хотя видали мы персонажей и поколоритнее — взять хотя бы старый бондовский фильм «Бриллианты навсегда» 1971 года (мистер Кидд и мистер Уинт). Клюква про всемогущего русского, которого турнули «не то из братвы, не то из КГБ» вообще притча во языцех — особенно весело наблюдать в финале диалог на ломаном русском (куда ж теперь опять без нас-злодеев в западном кино!). А реклама, мелькающая в поезде на пассажирских мониторах, да жути напомнила мне таковую из прошлогодней полнометражки «Южный парк: Постковид» (которая сама по себе уже пародия на «Бегущий по лезвию 2049»...)...

Короче, не кино, а конструктор. На фоне этого горько читать комментарии к нему на разных кинопорталах — и «чума», и «бомба», и «ничего круче много лет не видел» и т.д.... Сплошные ахи и восторги. И всё в адрес яркой, динамичной и весёлой подделки, собранной из кусочков уже кем-то и когда-то придуманного и реализованного. Вместе с кинематографом деградировал и зритель — он не видел кино настоящего, живого. Того кино, о котором речь в начале. Здесь не надо думать и анализировать — достаточно жрать чипсы, хлестать пиво и ржать, порыгивая. И совершенно не заметить, что главный успех «Быстрее пули» не в лихости сюжета или прекрасном Питте (который, кстати, тоже передран у взасосно обожающего его в последнее время Тарантино), а в трёх крошечных эпизодах, представленных Ченнингом Татумом, Райаном Рейнолдсом и Сандрой Буллок, появляющихся всего на несколько секунд, зато как запоминаются! А всё остальное улетучивается сразу, как только начинаются финальные титры. Однако, настоящее, живое кино ещё вернётся, возродившись из компьютерно-клипового пепла — я в этом совершенно уверен. Потому что мы всегда ждём перемен. И они уже начались.

И, коли уж начал с Годара, то им и закончу — тем более, что вставить 5 копеек про оперу мне всегда приятно. В 1987 году живые классики кино собрались и сделали фильм «Ария», каждый сняв для него сюжет на музыку из разных знаменитых опер. Сцена, сделанная Годаром в качалке на тему из «Армиды» Люлли, превосходна. Ничего особенного, но сколько подтекстов и аллюзий всего в десяти минутах метража, положенного на грандиозную музыку...

(c) petrus_paulus

Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Мемориал» опубликовал на своем сайте базу данных почти на 40 тысяч сотрудников НКВД 1935-1939 гг. Зачем это вдруг? Стоит обратить внимание на два момента. Момент первый. Сотрудники НКВД выполняли свой долг и уничтожали врагов Родины. Сказки о беспрецедентности действий ...
Вучич: Сербия не забудет, что Россия проголосовала против резолюции о Сребренице. Сербия не забудет, что Россия, Венгрия, КНР и ОАЭ голосование против резолюции "о геноциде в Сребренице" на Генеральной ассамблее (ГА) ООН, заявил сербский президент Александр Вучич. ГА ООН в четверг ...
На балконе ждут 5 кг замаринованного мяса, в холодильнике море спиртных напитков, салатов, бутербродов. Но всего этого может не хватить. Вот странная штука, обычно, чем старше мы становимся, тем меньше компания на всяких сабантуях. У меня всё не как у людей. Без меня и любимой, будет 19 че ...
Латвийский Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) оштрафовал ООО «Первый Балтийский канал» на 3600 евро за повторную одностороннюю и необъективную подачу информации о происшествиях в Украине. Представители NEPLP учитывали, что Первый Балтийский канал является трансграничным, и ...
Когда ты видишь невероятное весеннее небо из самого сердца неба - это еще более приятно) Когда ты видишь тени облаков и думаешь - а вот у кого - то солнце! А кому - то досталась спасительная тень от облака. И вроде бы всего-то лишь надо выехать за границы тени, перешагнуть - и ...