Музыка на все времена
petrus_paulus — 04.09.2022Третье сентября вчера было, так что шуточки на тему одной известной песни оставим в прошлом)). А поскольку всё-таки осень началась (независимо от костров рябин), то, как уже говорилось, время подводить итоги. В том числе и музыкальные. Самое время накануне чего-то нового и необычного. И, раз уж в этом году ЖЖ решил не радовать нас статистическими подборками за весну и лето, сделаем это сами.
Я сегодня вновь делаю подборку из своих постов, которые кто-то, возможно, пропустил, но очень интересуется, и для новых подписчиков. Музыка — вещь удивительная и бездонная, а если речь об опере, то для многих она и вовсе тайна за семью печатями. Опера, к сожалению, большинством воспринимается как вид искусства минимум скучный, максимум — мёртвый. Ни то, ни другое неверно. Жива матушка — билетов в московские оперные театры купить не всегда получается! А удовольствие созерцать покойника, знаете ли, сомнительное. Да и осознанно идти скучать, да ещё и за свои деньги, тоже было бы странным. Так что начнём.
Большой театр в нынешнем сезоне поставил в афишу «Дона Карлоса» Верди с Ильдаром Абдразаковым и Вероникой Джиоевой. Хотел сходить, но передумал. Потому что петь будут по-итальянски, и актов всего четыре. В таком виде эту великолепную оперу я не приемлю, потому что такая её версия — одна из худших. Почему — читаем ниже. Ну, и вообще о версиях разных опер, превращающих их в совершенно разные произведения.
О композиторах, прославившихся благодаря всего одной опере, хотя написано ими было гораздо больше. Но в репертуар мировых театров навеки попала лишь одна. Вообще, вопросы репертуарности того или иного произведения — штука интересная, обусловленная рядом факторов. Об этом и рассуждаем.
Китайская тема в западной опере — не менее интересная и весёлая, чем тема еврейская, турецкая или даже псевдорусская. Далёкий и загадочный Китай стал основой для стиля шинуазери в западноевропейской культуре, в том числе и опере, дожив в ней аж до наших дней. О «китайских» операх звёздных композиторов — читаем ниже.
Об операх-экспериментах, сочинённых на либретто на мёртвых языках. Композиторы совершенно разных эпох заставляли петь своих солистов на латыни, древнеегипетском, санскрите, древнееврейском и аккадском. О том, кто и когда — читаем ниже.
Об оперных коллаборациях — это когда несколько композиторов
сочиняют вместе одну оперу. Да, такое тоже бывало. Не всё ж всяким
братьям сёстрам Вачовски кино снимать вскладчину)). Привожу
несколько совершенно разноплановых примеров из совершенно разных
эпох.
Наконец, о знаменитых композиторах, за всю свою жизнь сочинивших всего одну оперу. И в каждом случае мы говорим — «зато какую...». Об уникальных шедеврах Бетховена, Бородина, Дебюсси, Шумана и Блоу.
Будет ещё один пост, подытоживающий)). И бабье лето тоже будет!
(c) petrus_paulus
Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!
Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.
Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.