Вологда. Кремль, он же Архиерейский двор. Личные впечатления.


В назначенное время ваш покорный слуга и супруги Петровы, как путные, толпились на крыльце Гавриловского корпуса в ожидании экскурсовода. И он, точнее, она, появилась, таки, вовремя. Но если вы думаете, что после этого экскурсия началась, вы фатально заблуждаетесь — это Петровы и ваш покорный слуга люди относительно дисциплинированные, а среднестатистический неорганизованный и организованный отдыхающий (недостойны они гордого имени туриста) такая вошь нестроевая, что ой!

Сказано тебе, хроняке, прибыть в район ожидания к 13:00 — изволь прибыть, но нет: отдыхающему надо потаращиться на что-нибудь, пописать, пожевать, купить сувениров или мороженку, а особенно сфотографироваться или заселфиться — повбывав бы! Так что пришлось ждать, пока все соберутся, массаракш!

Наконец, опоздуны подтянулись и наша экскурсовод начала экскурсию, первым делом несколькими вскользь брошенными фразами построив экскурсантов и наведя хоть какую-то видимость дисциплины.
Первом делом дама обратила наше внимание на роскошно затянутые сеткой Экономский и Безымянный корпуса.



Безусловно, это было самое важное место в Кремле, ведь в подвалах Экономского корпуса хранились архиерейские запасы пива, а в мезонине — казна и важнейшая часть архива. Мезонин, где, собственно, и хранились казна с архивом, именовался Кладовой палаткой. Если присмотреться, то видно, что окна мезонина забраны листовым железом — так с середины XVII в., после того, как казну попытались обнести, и почти в том преуспели.
А ещё раньше главный фасад Экономского корпуса украшало деревянное крыльцо «на два всхода», ведшее сразу на второй этаж и завершающееся кровлей в виде бочкообразного свода. По некоторым данным, такая же кровля венчала мезонин. Вроде как их собираются восстановить, хотя окончательное решение, кажется не принято.
Тогда же мы узнали, что с надвратной Рождественской церкви, собственно, и начинался музей-заповедник, ибо именно в ней с 1896 г. базировалось Епархиальное древлехранилище — первый на Вологодчине музей.
Всласть налюбовавшись на сетку и выслушав занимательные истории, мы совершили поворот кругом, и перед нами, во всём великолепии предстал Гавриловский корпус (см. фото №3).

Нам поведали, что это великолепие с египетскими колоннами завелось относительно недавно — в конце XIX в., а до того здесь располагалась проездная арка, а сам трёхэтажный корпус находится дальше и с центральной площади не виден. Возможно потому, что не виден, в нём в первой половине XVIII в. и проживали вологодские архиереи.
Лично мне понравилось, как во весь рост эклектичное парадное крыльцо и лестницу вписали в здание, выстроенное в стиле московского узорчья. Думаю, искушение сделать что-нибудь в неорусском стиле у архитектора было велико, но он не поддался и правильно сделал. Это сейчас за деревьями не виден пышный барочный Иосифовский корпус, но если посмотреть на старые фотографии, становится понятно, что эклектично-барочная встройка, как раз, и объединила несколько разнородных зданий в единый ансамбль.
Ну, а мы, повинуясь нашему экскурсоводу, совершили ещё один полуоборот, и перед нами во всей красе предстал Симоновский корпус с церковью Рождества Христова.

Честно говоря, здание производит своеобразное впечатление. Нет, я ничего не имею против палат в стиле московского узорчья, но тому, кто в середине XVIII в воткнул по фасаду открытую галерею-балкон, я бы уши-то пооткрутил — смотрится это, как седло на корове. Оригинальное здание со своей физиономией превратилось не то в тюрьму, не то в элеватор. Будь моя воля, я бы помножил галерею на ноль и восстановил облик здания по состоянию на последнюю треть XVII в.
Кажется, я произнёс это вслух. Дама-экскурсовод покосилась на меня, но ничего не сказала, продолжая рассказывать о чучелах представителей вологодской фауны, прописавшихся в корпусе. Комментировать мне как-то расхотелось.
Дальше мы отправились в Консисторский дворик. И первым нас там встретил торец Симоновского корпуса.

Консисторский дворик получил своё название от Консисторского корпуса, а тот, в свою очередь, от Вологодской духовной консистории – органа епархиального управления, находившийся в ведении архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Ировоам родил Исаака, да...


Дворик невелик. С одной стороны он ограничен Симоновским корпусом и крылом Консисторского корпуса, с другой — вторым крылом Консисторского корпуса, с третьей — наружной стеной, с четвёртой — крытой переходной галереей.





Но не Консисторией — заведением, где делили бюджет и приходы, налагали дисциплинарные взыскания на попов и монахов, сплетничали, интриговали и подсиживали друг-друга и даже ссылали на Соловки, славен Консисторский дворик. Здесь, ещё до строительства самого корпуса, в угловой башне располагалось первое в Вологде учебное заведение — Цифирная школа. Башню еле видно на фотографии № 11 в правом углу снимка. А снаружи она выглядит так:

До школы в башне помещалась Оружейная палата — банальный оружейный склад монастырского гарнизона.
Цифирную школу сменила семинария — местное купечество не спешило отдавать детей в школу. Для семинарии и построили Консисторский корпус. Потом съехала и семинария, а Консисторский дворик стал гнездом церковных бюрократов.
Сейчас в дворике летом проводят концерты, для чего собирают быстровозводимый зрительный зал под открытым небом.
Выбравшись из Консисторского дворика наша экскурсионная группа браво промаршировала к изюминке Архиерейского двора — палатам Иосифа Золотого или Иосифовскому корпусу.



Самое нарядное здание Архиерейского двора. Мне, ей-богу, понравилось. Вроде бы и барокко на иноземный манер, но цветовое решение исконно-посконное — в духе русского узорчья. А ярко окрашенный (каждая грань в свой цвет) бриллиантовый руст — просто отвал башки! Хоть и построено здание в 1764 — 1769 гг., когда Пётр Великий давно упокоился в Петропавловском соборе, дворец, иначе не скажешь, выдержан вполне в духе Петровской эпохи, хоть и образцом для него послужили боковые корпуса Екатерининского дворца в Царском Селе, построенные в 1740-х гг. по проекту А. В. Квасова и перестроенные в 1750-х гг. Б. Ф. Растрелли. Словом, вышел марципановый домик, точнее, домище. Просто жемчужина ансамбля. Наша экскурсовод была того же мнения. Супруги Петровы — тоже.
А неподалёку, в тени деревьев, притаился артефакт совсем другой эпохи — Летний дом архиереев, построенный на рубеже XIX и XX вв.



Это самая близкая к постоянному месту жительства, дача. Ну, по крайней мере, из известных мне. Двадцати метров не наберётся.
А домик хорош — эдакая шкатулка, покрытая резьбой. Няшная дача, ежели по-современному.
А ещё это одна из лучших видовых точек внутри Кремля. Виды окрестностей домика:







Подробно на этих строениях я останавливаться не буду — всё описано в предыдущих главах. Просто ещё раз приглашаю вас насладиться этими видами.
Да, чуть не забыл — есть в Кремле ещё несколько забавных артефактов. Это самые натуральные идолы. Я их не сфотографировал — слишком много народу на них селфилось, так что фото из интернета.

Экскурсовод утверждала, что это действительно изображения финно-угорских божеств, которым то приносили жертвы, а если боги волынили и на жертвы не откликались, пороли подручными предметами. И что борозды на камне — следы порки. Я, честно говоря, в последнее не верю, но история для отдыхающих хороша.
Кстати, виды в окрестностях идолов тоже вполне себе:

Ну, а, напоследок, нас вывели за стены и показали нам вологодские соборы.








Словом, экскурсия вышла замечательной. Я не стал пересказывать всю историческую информацию — она есть в предыдущих главах, но рассказ был очень обстоятельным и интересным.
Ну и напоследок, несколько фотографий, сделанных мной с колокольни:







Замечательная вышла экскурсия! Рекомендую.
ЗЫ. Экскурсовод нам достался замечательный. Я даже её упомянул в своей «летописи»: «Опосля наняли мы за две копейки серебряных с души честну жёнку посадскую, что любопытствующих по Кремлю водят, да гиштории о том рассказывают. Та нам Кремль показывала да гиштории поведывала более часу». И час этот был насыщен весьма интересной информацией, вполне толково доносимой для неподготовленной публики.
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII;