Виртуальная чертовщина
anairos — 26.09.2022 Церковь многие столетия осуждала (а некоторое время и преследовала) колдунов – в особенности некромантов, которые призывали демонов и призраков. Многие, в их числе авторы фэнтези, полагают, что колдуны должны были отвечать ей взаимностью и исповедовать некую антихристианскую – или хотя бы просто нехристианскую – религию.Однако практически все средневековые некроманты были монахами, священниками или клириками более низкого ранга. Только они, собственно, в то время могли раздобыть книгу заклинаний и прочитать её.
Светские маги, колдующие по гримуарам, расплодились существенно позже, во времена массового книгопечатания. Но и они по большей части были верующими.
В самом деле – если ты призываешь бесов или ангелов, заклиная их именами Бога, Иисуса, Святой Троицы и так далее, то, очевидно, веришь в Бога, в Его могущество и власть над невидимыми силами. Эта магия не противостоит христианской религии, а существует в её поле. По крайней мере, в глазах самих приверженцев.
И это создаёт интересный вопрос.
В христианстве, в общем-то, есть и собственная, весьма развитая ритуальная традиция. Молебны о здоровье, о прекращении дождя или засухи, заклинательные молитвы от полевых вредителей, защитные талисманы с цитатами из Писания... Про огромный список святых, которым положено молиться для тех или иных надобностей, и говорить не стоит.
Даже если ты хочешь покарать своего врага – церковь, что католическая, что православная, никогда не чуралась анафем и проклятий, порой весьма красочных и цветистых. Это, конечно, оружие в основном для властителей – простой крестьянин или горожанин не мог прийти к священникам и попросить кого-то проклясть – но тем не менее, никто не мешал обращаться с этим к Богу в частном порядке.
Иными словами, если ты – верующий католик, твёрдо знающий, что Бог отвечает на искренние молитвы – хочешь, чтобы для тебя совершилось чудо, то тебе куда проще обратиться к Всевышнему напрямую. Ну или хотя бы через святых посредников, одобренных церковью.
Зачем тогда средневековые некроманты, сами в большинстве своём не просто католики, а вообще клирики, искали помощи демонов? Что они хотели получить, чего благочестивая христианская магия дать им не могла?
В гримуарах хватает рецептов на те же случаи, по которым люди обращались и к церковным обрядам. Однако было три «непростительных заклинания», за которыми, по общему мнению, следовало взывать не к Богу, а к иным силам, стоящим ниже него. Иногда настолько ниже, что аж под землёй.
Первое – это власть над ближними. Если вы подумали про заклинания на смерть врага, на лишение мужской силы и прочую малефицистику, то нет – такие вещи встречаются главным образом в обвинениях на ведовских процессах, а не в реальных гримуарах. Там рецепты в основном иного плана.
Вызвать страсть. Нагнать ужас. Наслать помешательство. Сделаться неотразимым в чужих глазах – или наоборот, незаметным до невидимости. Сковать руки врага или связать язык нежелательному свидетелю. За всем этим некроманты обращались к демонам, духам мёртвых и феям.
Второе – это знание. Нижний мир в мифологии всегда ассоциируется с мудростью и познанием, но познанием особого рода – входящим в человека не постепенно через усвоение источников, а сразу, одним куском.
Есть целый гримуар, Ars Notoria, целиком посвящённый этой задаче. Никаких эгоистических заклинаний, никаких приворотов – сплошь инструкции, как призвать ангелов и получить от них идеальную память и познания в разных областях. Мечта студиозуса, если бы всё это ещё и работало. Впрочем, говорят, что некоторые добивались успеха.
Демонов вопрошали о прошлом, настоящем и будущем. У них просили распознать вора, открыть помыслы смертных или указать место, где спрятан клад. Иоганн Тритемий предлагал даже систему шифрованной переписки, которую должны были доставлять ангелы телепатическим образом.
Наконец, третье – самое интересное, поскольку заставляет задуматься. Некроманты пытались создавать иллюзии – и не какие-нибудь галлюцинации или призрачные видения, а полноценную виртуальную реальность.
Замок, по которому твои гости смогут побродить, любуясь интерьерами, а рыцари по углам будут отдавать им честь. Пиршественный стол, уставленный яствами, которые те же самые гости будут есть, наслаждаясь вкусом – пока всё не исчезнет, и они не поймут, что голодны, как и прежде. Конференцию знаменитых привидений, когда духи великих людей прошлого предстанут перед тобой, как наяву, и будут отвечать на твои вопросы.
Сюда же в принципе относятся и эротические чары. Не всем хочется тратить время и силы, чтобы приворожить реальную женщину. Для таких гримуары предлагают способ призвать соблазнительную демоницу или прелестную фею, чтобы прямо на месте предаться с нею плотским утехам – и отсутствие у подруги, собственно, плоти не должно было стать этому помехой.
Но и здесь, даже если и были те, у кого это срабатывало, они редко оставляли нам свои воспоминания на этот счёт.
Почему это заставляет задуматься? По двум причинам.
Во-первых, эти заклинания переворачивают связь между воображением и магией, которая современным эзотерикам кажется очевидной. Не образы, которые ты создаёшь, привлекают потустороннюю силу, а наоборот – ты привлекаешь потустороннюю силу, чтобы она творила для тебя образы.
Почему в это верили – понятно. Это было общее место тогдашней церковной демонологии – что демоны не могут творить настоящих чудес и реально преобразовывать материю. Они способны лишь создавать иллюзии, видимость. Отлично – решили некроманты – тогда именно за этим мы и будем их призывать.
А во-вторых и главных, не кажется ли вам, что и предыдущие два пункта так или иначе сводятся к тому же самому?
Демоны не могут физически убить человека, но они могут погрузить его в ужас и беспокойство, что и сведёт его в могилу. Они могут придать тебе ауру силы, величия и привлекательности, чтобы тебя воспринимали по-другому. А ещё они могут в одно мгновение отправить тебя в иллюзорное путешествие, из которого ты что-то узнаешь – и увиденное навсегда останется в твоей памяти. Вот и премудрость, полученная от духов.
Если что, от демонов можно было и получить волшебный предмет. Впрочем, материальную основу для него маг обычно заготавливал сам, духи лишь обеспечивали колдовское наполнение. Этот предмет делал то же самое, что и полноценный ритуал, но был портативен и удобен в применении.
Европейская некромантия в полной мере может быть названа виртуальной магией. В ней, если выражаться словами поклонника Древних Свитков, школы Колдовства и Иллюзий оказываются тождественны друг другу.
Это интересным образом перекликается с неосознанным представлением о природе магии, которое сохранилось даже в современном фэнтези. Магия не может изменить суть предмета – только его облик. Поэтому чары непостоянны, а когда они рассеиваются – всё, что было изменено магическим способом, возвращается в первозданный вид.
Кстати, вопрос для внимательных читателей. Можете ли вы вспомнить достаточно известное произведение русскоязычного фэнтези, где маги, хоть и не призывают демонов и вообще практически не пользуются ритуалами, но их способности полностью укладываются в описанную схему?
|
</> |