Рассказ об одежде
anairos — 07.09.2022Во все времена,
О том, как менялась
С веками она.
Как нынче нужна,
Как важна была прежде –
Итак, начинаем
Рассказ об одежде.
Е. Ефимовский
Вы меня знаете, я старый сексист и горжусь этим.
Я знаю, что мужчины и женщины различаются во многом, и физически, и душевно – и это следует принимать во внимание. Они по-разному справляются с некоторыми задачами, по-разному реагируют на многие стимулы, по-разному себя ведут во многих ситуациях. Даже болеют и с ума сходят очень по-разному.
Даже там, где между мужчинами и женщинами не проводят искусственных различий, и даже где стремятся специально их стереть, они всё равно проявляются сами. Возникают специфически мужские (и женские) профессии, занятия, языковые особенности, модели поведения...
И одежда тоже.
Так вот, меня изрядно подзадолбали мои единомышленники. Большинство из них почему-то вбило себе в голову, что мужская одежда – это такая одежда, которую в их окружении принято носить мужчинам. Женская, соответственно – женщинам.
«Мужик в юбке, а ещё хлеще – в платье! Какой ужас!».
Сто лет назад точно так же ужасались женщинам в брюках.
Этим убеждением они вредят прежде всего самим себе. Оно оставляет их беззащитными перед бронебойным аргументом – в других культурах и в другие времена мужчины и женщины одевались (и одеваются) совершенно иначе.
Египетские воины были вполне себе мужественны, хотя ходили в беленьких юбочках.
Японские аристократы эпохи Хэйан носили длинные волосы, убранные в строгие причёски, ещё более длинные одеяния и никаких штанов.
Священники и монахи ходят в платьях, не становясь от этого ни капли женственнее. Профессор Снейп – тоже. В «Тайной комнате» на нём ещё и корсет есть, вообще ужас.
А вот Арагорн из мультфильма «Властелин колец». Как видите, на нём фактически мини-платье без рукавов и высокие сапоги. Да, у Ральфа Бакши на Арагорне нет штанов. Его одежда основана на германской моде раннего средневековья, а они тогда надевали штаны, только когда было холодно.
Так в чём же тогда отличие мужской одежды от женской?
Я вам сейчас открою эту тайну. Только соберитесь – она настолько глубока и необъятна, что способна повредить неподготовленный ум.
Мужская одежда – та, которая хорошо смотрится только на мужчинах. Женская – та, которая хорошо смотрится только на женщинах. Унисекс – та, которая идёт человеку любого пола, если у него подходящая для этого фигура.
И всё.
Мужчины средневековой Японии отличались по внешнему виду от современных русских или американцев – но точно так же они отличались от женщин средневековой Японии. И то, что подчёркивало очарование придворной красавицы, выглядело бы странным и нелепым на придворном красавце – и наоборот.
Одежда египтянина ничем не походила на современную – но это была мужская одежда, и никто в Египте не перепутал бы её с женской.
А вот так выглядят «смелые наряды, бросающие вызов гендерным нормам», в наши дни:
Когда вы смотрите на это, вам кажется – это уродство, потому что мужчина одет не по-мужски. На самом деле всё наоборот: это не мужская одежда, потому что на мужчине она выглядит уродливо. На женщине, впрочем, чаще всего тоже.
Это и есть главный секрет современной повесточки. Она направлена не против гендерных стереотипов, не против мужественности или женственности. Она направлена против красоты.
Все эти, с позволения сказать, костюмы намеренно спроектированы так, чтобы выглядеть как можно более диссонансно, царапать эстетическое чувство всем, у кого оно ещё осталось.
Камзолы и кюлоты, кильты и пледы, туники и хитоны, одеяния реальных хэйанских аристократов и вымышленных волшебников Роулинг – вы когда-нибудь видели, чтобы борцы с «гендерными стереотипами в одежде» пропагандировали их? Нет, не видели и не увидите, потому что все они красивы и идут мужчинам, а значит – не годятся.
В ту же степь – манекенщицы, похожие на гоблинов, культ ожирения, слегка замаскированный под бодипозитив, акцент на наиболее отталкивающие элементы человеческой физиологии, которые с первобытных времён было принято скрывать. Превознесение психических болезней и сексуальных девиаций, в принципе, относится сюда же, но это уже меньше связано с красотой (хотя с привлекательностью – несомненно).
Вот это – настоящая опасность, с которой необходимо бороться. Уродливое и безобразное кажется нам таким, потому что мы привыкли сразу замечать отклонения, несовместимые с жизнью. Если эти отклонения становятся нормой, а тем более идеалом – популяция обречена на вымирание, просто потому, что в ней не останется жизнеспособных особей.
А мужские платья сами по себе никакой мужественности не угрожают. Князя Владимира вот спросите.
|
</> |