Одну молитву чудную твержу я наизусть...
anairos — 04.09.2022 Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтобы утешать его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Среди этих молитв есть одна, которую православные особенно любят. Они повторяют её при каждом удобном случае. В суточном богослужебном круге она звучит больше двухсот раз. Поэты посвящают ей прочувствованные стихотворения.
Некоторые святые утверждали даже, что она – единственная, по-настоящему необходимая православному. В ней сосредоточена вся суть православной веры.
Не знаю. Может быть, и вправду сосредоточена. Но на месте православных я бы изо всех сил надеялся, что нет. Что их Бог не таков, каким его изображает эта молитва. Уж очень жутенькая получается картина в противном случае.
Я говорю, разумеется, о молитве «Господи, помилуй!».
Помилуй.
Что вообще значит это слово?
Может ли врач помиловать пациента? Нет, не может – врач его спасает от болезни, к которой сам не имеет ни малейшего отношения.
Может ли любящий отец помиловать вернувшегося домой блудного сына? Нет, не может – отец прощает его и принимает обратно в свой дом, избавляя от страданий, которые сын сам навлёк на свою голову непослушанием.
Правитель может помиловать преступника, которого сам приговорил к смерти. Хозяин – раба, которого сам приказал бить палками. Завоеватель – нескольких жителей города, который сам повелел предать огню и мечу.
Помиловать кого-то – значит не делать ему зла, которое ты собирался сделать. Никакого другого смысла у этого слова просто нет, ни в русском языке, ни в греческом, ни в арамейском.
Вдумайтесь, насколько кошмарен мир человека, взывающего «Господи, помилуй!». За порогом смерти тебя ждёт величайшее из зол – вечность адских мучений. Нет никого, кто спас бы тебя от них – иначе его ты и просил бы «Спаси!». Нет никого, кто оправдал бы тебя перед последним судом, иначе его ты и просил бы «Защити!».
На вершине твоего мира стоит повелитель ада – почти как в манге «Берсерк», вселенной которой правит Идея Зла. Он всемогущ, и он уже вынес тебе приговор. Твой единственный шанс избежать этого приговора – он же сам. Умоляй его о пощаде и надейся, что это поможет.
В течение столетий эта концепция никого не смущала. Все, включая святых, верили, что ад – место божественного воздаяния грешникам. В конце концов, об этом неоднократно сказано в Писании: притча о Страшном Суде, притча о плевелах, многие другие прямые слова Иисуса – да весь Апокалипсис, если уж на то пошло.
Тексты того времени полны красочными описаниями, что делают в аду с людьми за тот или иной грех. Данте – ещё вегетарианец по сравнению с другими авторами этого жанра.
Но со временем произошло то, что происходило уже много раз в других религиях – люди стали лучше и нравственнее своего бога. Обычно в таких случаях рано или поздно возникает новая вера, которая провозглашает прежнего бога дьяволом. Но с христианством так не получилось.
Вначале некоторые учителя задумались – как может мой Бог быть таким жестоким и бесчеловечным? Как вообще возможно, чтобы Бог, которого мы считаем благим, карал бесконечными муками за прегрешения короткой человеческой жизни?
Наверное – решили они – адские мучения не будут вечными. По милосердию своему Бог рано или поздно помилует даже и узников преисподней – когда решит, что они уже достаточно страдали.
Затем появилось гуманное христианство с его метафорой врача. Бог и хотел бы спасти всех людей, но не может – ему для этого нужно, чтобы человек сам желал спасения и приложил для этого усилия. А если больной не следует предписаниям врача и не принимает спасительного лекарства, врач не виноват в его страданиях и смерти.
В конце концов богословы Запада провозгласили, что врата ада заперты изнутри. Грешники сами убегают туда от лица Бога: хотя адские муки ужасны, но пребывание в присутствии Бога для нераскаянного грешника куда хуже.
Многие православные вполне разделяют эту либеральную концепцию. Вот только все их попытки придать Богу человеческое лицо перечёркивает, отменяет и обращает в ничто их же собственное «Господи, помилуй!».
Ты говоришь, что веришь в милосердного, любящего Бога, но умоляешь божественного палача, чтобы он тебя не истязал. Пока ты так делаешь, твои заверения, что вовсе он и не палач, и вообще тебя любит, звучат как-то не так.
В завершение мне бы хотелось, чтобы вы подумали вот на какую тему.
Один из доводов гуманного христианства гласит: «Бог стал человеком и претерпел крестные страдания, чтобы избавить людей от ада. Если бы он же сам и посылал людей в ад, ему бы это не потребовалось».
Довод этот, мягко скажем, проблематичен. Ещё в средние века богословы спорили о жертве Христа и её смысле. Одни утверждали, что правосудие Божье приговорило всё человечество к аду, а Христос своей смертью искупил нас. Другие – что это была хитрость, чтобы проникнуть во владения сатаны и взломать их изнутри. То есть конфликт между беспощадностью Отца и милосердием Сына вполне укладывался в их представления.
Но всё это имеет смысл лишь в одном случае – если действительно целью Иисуса было спасение людей от адских мучений.
А так ли это?
В Ветхом Завете нет ни единого упоминания о загробных страданиях – как и вообще о каком-либо посмертии. Об умерших говорят «приложился к предкам», если он умер хорошей смертью и был погребён по всем правилам. В противном случае – он просто мёртв. Плоть, созданная из праха земного, возвратилась в прах; дух, подаренный Богом, вернулся к Богу.
К первому веку нашей эры у иудеев уже появилось представление о Шеоле – стране теней, где праведные тихо покоятся в ожидании всеобщего воскресения. Грешникам там не так уютно, но в целом это всё равно нормальный загробный мир, наподобие Аида или Хель.
Заметьте, оба эти названия стали прототипами слова «ад» – одно в русском языке, другое в германских наречиях. Но ни то, ни другое изначально не было местом мучений.
Зато в евангелиях мы уже находим и «тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов», и огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его – а заодно и грешным людям.
И обратите внимание – кто вышвыривает людей во тьму внешнюю? Кто произносит им посмертный приговор, отправляя их в вечный огонь? Не кто иной, как Сын Человеческий.
Какая-то совсем невесёлая картина вырисовывается, не находите? Не для того проповедник из Назарета пошёл на крест, чтобы спасти людей от ада, а чтобы стать Богом, воссесть одесную Отца и установить новый закон. Отца устраивало, что мёртвые покоятся с миром, но Сын желает мучений для всех, кто ему не нравится.
Вначале он рассказал людям об аде. Затем обрёл власть отправлять людей в ад. В конце времён он придёт снова, чтобы принести ад на землю.
Но не беспокойтесь: своих верных слуг он согласен помиловать.
По крайней мере, так он сам сказал.
|
</> |