Я сегодня Добрый
anairos — 10.09.2022 Небольшая напоминалочка для изучающих религию и мифологию.Если некого бога (или другую подобную сущность) регулярно именуют добрым, благим или милосердным – это можно понимать так и сяк. Но если его называют исключительно этими словами и при этом никогда не произносят настоящего имени – значит, перед нами настолько лютая хтонь, что даже поклонники и почитатели боятся её до усрачки.
Многих сильных и опасных обитателей Той Стороны избегают называть по именам вне ритуала. Но только самых злобных и жестоких называют специальными ласковыми прозвищами. Даже если услышит и поймёт, что это о нём говорят, то хотя бы не обидится.
В Риме была, например, Bona Dea – «Добрая Богиня». Кроме этого прозвища, мы вообще ничего о ней не знаем. Знаем только, что чтили её исключительно женщины и – единственную из всего пантеона – исключительно по ночам.
К слову, христиан за то же самое – собрания по ночам – обвиняли в чёрной магии, ритуальных оргиях и каннибализме. Ни за чем другим в тёмное время суток устраивать религиозные обряды, по мнению римлян, не имело смысла. Как говорят наглосаксы, do the math.
Те же англичане своих эльфов именовали fair folk, откуда произошло впоследствии слово fairy. Fair – многозначное слово, это и «привлекательный», и «честный», и даже «светловолосый». Кто читал «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», тот помнит, какой там есть король фэйри – привлекательный, светловолосый и даже на свой лад безукоризненно честный, ага. И в английских преданиях они все чаще всего именно такие.
Среди еврейских эвфемизмов для нечистой силы есть и «те, кто лучше нас».
А в Индии был бог, которого так долго называли исключительно «благоприятным», что это прозвище к нему прилипло и стало официальным именем. «Благоприятный» на санскрите будет «Шива».
Как его звали изначально – мы не знаем. В Ведах он известен как Рудра, но это имя значит «красный» или «яростный», так что тоже, скорее всего, является эвфемизмом.
Сейчас Шива – один из самых почитаемых индийских богов, и его поклонники воспринимают его имя буквально. Но в ведические времена к нему обращались с одной-единственной просьбой – обойти людей стороной, не обрушивать на них свою злобу и гнев, пощадить, помиловать.
Шива был разрушителем в том же смысле, что и зороастрийский Ариман, только хуже, потому что других богов о защите от него никто не молил – видимо, считали, что бесполезно. Хотя почитатели у него были уже тогда – в Ведах они презрительно называются херославами. Нет, серьёзно, именно так. В классических переводах это изящно передают как "членопоклонники".
Почему его репутация так изменилась – долгая история, и связана она с тем, что изменилось отношение к миру. Раньше он был прекрасным домом для людей, зверей и богов, а потом, после Упанишад, сделался юдолью страдания, откуда нужно бежать хоть тушкой, хоть чучелком.
В результате Брахма, творец мира, из благого бога превратился в сомнительного, и про него сочинили издевательский миф, как он лишился силы. Ну а разрушитель Шива (и его член) стал символом освобождения.
|
</> |