Вера и надежда на Христа в Смутное Время
ortheos — 09.12.2021 Для того, чтобы повествование о злых преступлениях и потоках греха в Смутное Время не исказила общую картину, совершенно необходимо показать и то, как Бог действовал в это время в Своих рабах.К тому же блаженной памяти Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры своей прямотой и истинными , хотя и ужасными рассказами ,вызвал , к сожалению , почему-то у некоторых какую-то злобу и отвержение, вплоть до того - "а где он сам прятался в это время!"
Поэтому подобает показать, где и этот великий муж "прятался".
Из книги Симона Азарьина "Чудеса преподобного Сергия Радонежского".
ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ПО СИМОНУ АЗАРЬИНУ
ЧУДО ПЕРВОЕ
Из летописи, как исцелил слепую женщину, а в книге жития его не написано.
В лето 7063 (1555) сентября в 25 день, на память преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца пришла некая женщина по имени Домникия , служанка Василия Машуткина, чтобы помолиться. Она была слепая и уже два года болела и не видела света. И просила со слезами у чудотворца Сергия , прося милости, чтобы подал ей исцеление. Дивный же в чудесах преподобный Сергий подал ей исцеление – стала здорова, как будто никогда и не болела, и очи ее просветились. Узнав об этом, царь и великий князь, воздав хвалу Святой Троице и Пречистой Богородице и преподобному чудотворцу Сергию благодарное моление и одарив братию и дав довольную милостыню, уехал в радости.
ЧУДО ВТОРОЕ
О умножении муки из маленького сусека молитвами святого.
Поведал нам соборный ключарь Иоанн , по прозвищу Наседкин: Случилось, говорит, в годы, в которые благодатью своей Господь Бог наш изволил излиять свою милость на христианский народ и многомятежную бурю этой жизни превратить в тишину, и Троицкий Сергиев монастырь освободился от великой осады, а полковники литовские Петр Сапега и Лисовский из-под монастыря убежали со многим срамом.
Но служивые люди вместе с иноками и мирянами все равно продолжали терпеть в Троицком монастыре всякую нужду и скудость. И этот Иоанн ключарь там же в монастыре жил, а пути и проезды еще не очистились, и поляки с литвой и русскими изменниками залегли по всем путям и крепким местам, убивая христианский народ и не пропуская ни с чем к Москве и к Троицкому монастырю и не давая привести припасов. И был в то время в Троицком монастыре бывший старицкий архимандрит Пимен, отец инока Амфилохия Рыбушкина, и был он в унижениии, и томили его деланием хлебов за измену сына , поскольку сын его тот Амфилохий был послан Троицкими властями строителем (игуменом) в Троицкий Казанский монастырь и во время того разорения соединился с дьяком Никанором Шульгиным и отказался подчиняться Троицким властям и не только оказался непослушным, но и в тюрьму сажал посланных к нему.
И ради него в большом Троицком монастыре его отец Пимен сеял муку.
А хлебных запасов в монастыре каждый день становилось все меньше и меньше, и остался один маленький сусек, и из него каждый день брали на все квашни не один раз в день, а по нескольку , на всю братию, и на мирян, и на ратных людей. И этот сусек снова наполнялся мукой невидимой силой Божией. Этот же Пимен был в удивлении и познал Божий Промысл, призвал к себе этого ключаря Иоанна и поведал ему это бывшее чудо о муке. И вместе с ним несколько дней ходил смотреть на это дело Промысла Божия, и удивились милости Божией и уразумели, что не напрасен был подвиг архимандрита Дионисия в заботе о бедных.
Ибо видя то мятежное время, архимандрит Дионисий, погибающих людей Божиих, лежащих беспризорно по путям и дорогам, по лесам и долинам, побитых и раненых, нагих и терзаемых от зверей и псов, иногда еле дышущих, призвав келаря Авраамия и казначея и братию и слуг и всяких чинов мирских людей, и плакал перед ними и восклицал с горькими слезами , всхлипывая, говорил, чтобы оказали милость над бедными, больными и раненными, которые ранены и порезаны погаными, и брошены нагими по лесам и долам, чтобы послали и собрали отовсюду в эту обитель , и чтобы показали о них всякую заботу об исцелении, и построили им приюты, и о пище и одежде позаботились, кто что сможет, а остальным чтобы позаботились о погребении. И все, что у нас есть в монастыре из оставшейся муки и хорошего кваса, все это отдать больным и раненым, а нам довольствоваться овсяным хлебом и водой, и насколько Бог даст здоровья, хватит нам овсяного хлеба и воды.
И услышав это келарь и братия и миряне, все единодушно обещались это исполнить. И с того времени по плану архимандрита Дионисия началась забота о бедных.
Посланные собирали на телеги больных, раненных и побитых, мужской пол и женский и девиц, привозили их, а прочие, кто могли, сами приходили. И посылал их одних (мужей) в монастырскую блудницу, иных же мужей в богадельню за монастырем, а женскому и девическому полу отдельно ставили избы вне монастыря .
Достойно замечания, что преподобный Дионисий Радонежский, как и св.Серафим Саровский выделяет в "третий пол" девиц.
И им всем покой и пищу и питие и все врачебное попечение творили по приказу архимандрита Дионисия, мертвым же творили погребение. И когда решили о бедных заботиться и сами обещали терпеть и воздерживаться, благодать Божия преизбыточествовала в самом начале дела их. И пришли Иоанн и Пимен возвестили об этом самому архимандриту Дионисию. Этот же неложный промыслитель и истинный отец и питатель сирот, услышав это от них, радостен был душой и пошел с ними в пекарню, и где малый сусек той муки, и сам увидел дело Промысла Божия, излил многие слезы по своим ланитам, видя благодать Божию, посланную к уповающим на милость Его. И возвестил это келарю и старшим братьям , и услышав все, воздали благодарение Святой Троице и Пречистой Богородице и великим чудотворцам Сергию Никону. И этот малый сусек не оскудевал до 40 дней, пока не очистились пути и не привезли из сел множество хлеба.
Многие же , которые были покоены призрением архимандрита Дионисия от ран и наготы, пришли во здравие и доныне в его обители трудятся во многих службах, до пяти сот и больше. Прочие же, получив здоровье, разошлись восвояси с радостью, и их число было на много больше. Погребенных же , как в другом месте написано, было больше семи тысяч странников, кроме осаждавших.
ЧУДО ТРЕТЬЕ
О голосе, бывшем ко ключарю Иоанну, об исцелении расслабленного инока и отрока немого молитвами святого.
Этот же ключарь Иоанн поведал нам:
Я давно живу в Троицком монастыре, как и выше сказал, и архимандрит Дионисий поручил мне церковь чудотворца Сергия (нынешний трапезный храм) , священнодействовать для мирских прихожан, поскольку возле монастыря в то время не было церквей приходских – все были разорены погаными.
А для телесного покоя дал мне малую келью в стене каменной ограды. И там я и пребывал и часто молился Богу и Пречистой Богородице и преподобным чудотворцам Сергию и Никону о милости Божией и посещении и избавлении от гнева, належащего на нас, видя как в нынешнее время многая кровь христиан проливается. Ибо благодатью Божией от осады Московское государство и Троицкий Сергиев монастырь освободились, но прочие города до сих пор были в смятении, одни соединялись с христианами, и то поляков превозмогали, то одолевались погаными. Иные же малодушествовали – обращались в христианство , и снова становились отступниками и присоединялись к поганым. А все пути поганые и русские изменники захватили и по всем дорогам проливали христианскую кровь, как воду, и той беды изречь было невозможно.
И от этого многого горя седел я некогда в своей келье и склонившись, начал плакать и рыдать, размышляя в сердце своем, как в прежние времена латиняне отпали от православия, а после и все западные страны уклонились в лютеранскую ересь, и от православия совсем стали отступниками. Уже и думал в мысли своей, что уже и здесь еретики победят нас, и в этом смысле понимал сказанное в Откровении о жене и змие сказанное притчей , и решив, что на Руси православию уже не бывать, и от многого плача я изнемог и был в забытьи.
Вдруг я услышал голос, говорящий ко мне через окно, как на яву, который укорял и ругал меня:
- Ты кто такой, говорит, чтобы такое думать, что на Руси не бывать православию, и хочешь испытать судьбы Божии? А того, говорит, не знаешь, что молит Бога за вас Василий Великий и Димитрий Солунский, да и ваш преподобный Сергий Чудотворец, и будет православие на Руси по прежнему.
И иное многое говорил, упрекая меня, и отошел от окна.
Я же , словно от сна проснувшись, встал и пошел к архимандриту Дионисию, желая рассказать ему.
Когда же приблизился я к келье архимандрита, увидел, что он стоит перед своей кельей на помосте и распрашивает некоего юного отрока. А этот отрок, которого мы все знали, что он совершенно немой, и ни слова сказать не мог, а сейчас говорил свободно с архимандритом. Мы же слушали с усиленным вниманием. Отрок же рассказал следующее:
- Я сидел в келье и на печи. А в углу ее лежал парализованный монах лицом к стене и сам собой не мог даже повернуться. И вошли в келью два инока , у которых были светящиеся лица, с бородами седыми, и подошли к этому парализованному и сотворив молитву Иисусову, сказали ему: «Брате господине, повернись к нам!» Он же им сказал «Я не могу повернуться». Эти же боголепные иноки снова сказали ему, повелев повернуться к себе и говорили ему: «Это такое у тебя, брат, иночество? Не будь упрям и повернись к нам!»Он же , будучи невеждой, с гневом отвечал им: «А вы кто такие? Идите отсюда, вы что , не знаете, чем я болею, и как я вам повернусь?» Эти же святые боголепные старцы взяли его , словно силой, повернули его к себе лицом и поставили его на ноги около постели его, говоря ему: «Что ты врешь, притворяешься больным, а ты здоров!» (лгал он тем, что не знал, что исцелен уже первым возгласом «повернись к нам») И оставив его, пошли вон из келии, говоря ко мне, сидящему на печи, назвали меня по имени : «Иди, скажи архимандриту Дионисию об этом прекословце и непослушнике, что с нами спорить собрался». Я же отвечал: «Иду и возвещу то, что вы повелели». Вместе с этими словами развязалась и немота моего языка.
Мы , слышав это, удивлялись необыкновенно сему, поскольку все знали и этого немого отрока, и того парализованного инока, что он сам не мог и повернуться, если кто-то не повернет. И пока мы говорили, пришел и тот инок, бывший парализованным, сам собой, никем не водимый, и все подробно возвестил архимандриту и нам о бывшем к нему милосердии благодатью Божией и молитвами преподобных чудотворцев Сергия и Никона. Потом же и я , Иоанн, свое видение и об услышанном голосе возвестил архимандриту Дионисию, и прославили все Бога и Пречистую Богородицу и преподобных чудотворцев Сергия и Никона, заботящихся о своей обители и предивными своими чудесами проявляя милосердие Божиеи человеколюбие православным христианам, так что уже отчаявшихся и безнадежных приводили к несомненному упованию на Христа Бога и Спасителя нашего. Я же, Симон, слышав эти повести от него, написал и спустя время ему показал, он все прочел, исправил некоторые слова своей рукой и подтвердил, что все это истинно.
|
</> |